Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635165)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Латинский язык. Курс для начинающих (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторГараева Л. А.
АвторыСаляев В. А.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц320
ID244154
АннотацияДанное пособие содержит первоначальные сведения об истории латыни, нормах произношения гласных и согласных, правилах ударения, морфологическом строе латинского языка и его синтаксических особенностях. Основное место занимают: краткое изложение важнейших сведений по грамматике латинского языка и упражнения, направленные на закрепление полученных знаний. Пособие включает сводную таблицу грамматических форм, задания к двум контрольным работам, образцы грамматического разбора и перевода различных типов простых распространенных предложений и сложноподчиненных предложений со сказуемым в конъюнктиве, список контрольных вопросов, перечень учебных пособий и словарей, а также список латинских афоризмов, хрестоматию и латинско-русский словарь.
Кем рекомендованоУМО по классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений в качестве учебного пособия по направлению 031000 и специальности 031001 – «Филология»
Кому рекомендованоДля студентов стационарного и заочного отделений гуманитарных факультетов университетов.
ISBN978-5-9765-1432-4
УДК811.124(075.8)
ББК81.2Лат-923
Гараева, Л.А. Латинский язык. Курс для начинающих : учеб. пособие / В.А. Саляев; Л.А. Гараева .— 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018 .— 320 с. — ISBN 978-5-9765-1432-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/244154 (дата обращения: 08.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-9765-1432-4 Данное пособие содержит первоначальные сведения об истории латыни, нормах произношения гласных и согласных, правилах ударения, морфологическом строе латинского языка и его синтаксических особенностях. <...> В данном учебном пособии содержатся первоначальные сведения об истории латыни, нормах произношения гласных, согласных и правилах ударения, важнейших особенностях морфологического и синтаксического строя латинского языка. <...> – Accusatīvus (винительный падеж, аккузатив) adj. – adjectīvum (имя прилагательное) adject. – основа прилагательного adv. – adverbium (наречие) act. – actīvum (действительный залог) c. – cum (предлог ‘с’) compar. – comparatīvus (сравнительная степень) conj. – conjunctīvus (сослагательное наклонение) conjun. – conjunctio (союз) Dat. <...> – Genetīvus (родительный падеж, генетив) imp. – imperfectum (прошедшее незавершенное время, имперфект) imper. – imperatīvus (повелительное наклонение) ind. – indicatīvus (изъявительное наклонение) inf. – infinitīvus (инфинитив) infectum – основа инфекта interj. – interjectio (междометие) m – masculīnum (мужской род) n – neutrum (средний род) Nom. <...> – Nominatīvus (именительный падеж, номинатив) part. – participium (причастие) pass.–passivum (страдательный залог) perfectumоснова перфекта perf. – perfectum (прошедшее за вершенное время, перфект) plusq. – plusquamperfectum (плюсквамперфект) praep. – praepositio (предлог) praes. – praesens (настоящее время) pl. – plurālis (множественное чис ло) sing. – singulāris (единственное число) subst. – substantīvum (имя существительное) supinum – основа супина superl. – superlatīvus (превосходная степень) (tantum) – (только) Voc. <...> ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ЛАТЫНИ У римлян ни за что не хватило бы времени на завоевание мира, если бы им пришлось сперва изучать латынь. <...> 2 1 С названными древнейшими памятниками латинской письменности Имя римского гражданина обычно состояло из трех (реже – четырех) частей: praenōmen – личное имя (их было всего 18, часто они обозначались только первой буквой); nōmen – родовое имя; cognōmen – переходящее по наследству прозвище, к которому иногда прибавлялось еще одно – agnōmen. <...> Еще в классическую <...>
Латинский_язык._Курс_для_начинающих.pdf
Стр.2
Стр.314
Стр.315
Стр.316
Стр.317
Стр.318
Стр.319
Латинский_язык._Курс_для_начинающих.pdf
УДК 811.124(075.8) ББК 81.46я73 Г20 Р ецензенты: д-р филол. наук, доцент Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Е.В. Антонец; канд. филол. наук, доцент Магнитогорского государственного университета И.В. Петрова Г20 Гараева Л.А. Латинский язык. Курс для начинающих [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л.А. Гараева, В.А. Саляев. – 5-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2018. – 320 с. ISBN 978-5-9765-1432-4 Данное пособие содержит первоначальные сведения об истории латыни, нормах произношения гласных и согласных, правилах ударения, морфологическом строе латинского языка и его синтаксических особенностях. Основное место занимают: краткое изложение важнейших сведений по грамматике латинского языка и упражнения, направленные на закрепление полученных знаний. Пособие включает сводную таблицу грамматических форм, задания к двум контрольным работам, образцы грамматического разбора и перевода различных типов простых распространенных предложений и сложноподчиненных предложений со сказуемым в конъюнктиве, список контрольных вопросов, перечень учебных пособий и словарей, а также список латинских афоризмов, хрестоматию и латинско-русский словарь. Для студентов стационарного и заочного отделений гуманитарных факультетов университетов. УДК 811.124(075.8) ББК 81.46я73 ISBN 978-5-9765-1432-4 © Гараева Л.А., Саляев В.А., 2014 © Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ..............................................................................................3 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ...............................................................................7 УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ ........................................................................................9 ЗАНЯТИЕ I. Краткие сведения из истории латинского языка. Периодизация истории латыни ..................................................................10 Латинский и другие индоевропейские языки. Родство индоевропейских языков ...........................................................15 Значение изучения латинского языка .....................................................17 ЗАНЯТИЕ II. Состав и история формирования латинского алфавита .........................................................................................................20 Правила чтения гласных ..........................................................................21 Правила чтения согласных ......................................................................23 Слоги и слогораздел в латинском языке ................................................25 Длительность гласных и ударение ..........................................................25 ЗАНЯТИЕ III. Общая характеристика морфологического строя латинского языка ...............................................................................29 Имя существительное (substantīvum) .....................................................31 Глагол (verbum) .........................................................................................33 Основные формы глагола ........................................................................35 Служебные части речи .............................................................................37 ЗАНЯТИЕ IV. I склонение существительных, прилагательных и притяжательных местоимений ...............................................................41 I склонение существительных (основа на *-ā) ......................................41 Прилагательные и притяжательные местоимения I склонения ...........41 Настоящее время изъявительного наклонения действительного залога (praesens indicatīvi actīvi) ................................42 Praesens indicatīvi actīvi глагола esse .......................................................44 Структура простого предложения ..........................................................44 Отрицательные предложения ..................................................................45 ЗАНЯТИЕ V. II склонение существительных, прилагательных и притяжательных местоимений ................................47 II склонение существительных (основа на *-ŏ) ....................................47 Прилагательные и притяжательные местоимения II склонения .........48 Личные и возвратное местоимения (pronomǐna personālia еt pronomen reflexīvum) ............................................................................49 314
Стр.314
Настоящее время повелительного наклонения глагола (imperatīvus praesentis) .............................................................................50 ЗАНЯТИЕ VI. Настоящее время изъявительного наклонения страдательного залога (praesens indicatīvi passīvi) ..................................54 Инфинитив настоящего времени страдательного залога (infinitīvus praesentis passīvi) ....................................................................55 Синтаксис страдательной конструкции .................................................56 Указательные местоимения (pronomĭna demonstratīva) ........................56 ЗАНЯТИЕ VII. Прошедшее незавершенное время изъявительного наклонения действительного и страдательного залога (imperfectum indicatīvi actīvi et passīvi) ..............................................................................60 Первое будущее время изъявительного наклонения действительного и страдательного залога (futurum I indicatīvi аctīvi et passīvi) ..........................................................................................61 Глаголы, сложные с esse (глаголы, образованные от esse с помощью префиксов) ............................................................................63 ЗАНЯТИЕ VIII. III склонение имен существительных. Согласный вариант ......................................................................................66 Два типа номинатива (сигматический и асигматический) ...................67 Двойной винительный (accusatīvus duplex) ...........................................68 Двойной именительный (nominatīvus duplex) .......................................69 ЗАНЯТИЕ IX. III гласное склонение имен существительных .............71 III смешанное склонение имен существительных ................................72 Определительные местоимения (pronomĭna determinatīva) ..................72 Вопросительные и относительные местоимения (pronomĭna interrogatīva et relatīva) .........................................................73 ЗАНЯТИЕ X. Прилагательные III склонения ........................................76 Действительные причастия настоящего времени (participium praesentis actīvi) ....................................................................78 ЗАНЯТИЕ XI. Страдательные причастия прошедшего времени (participium perfecti passivi) .........................................................................81 Действительные причастия будущего времени (participium futūri actīvi) ...........................................................................82 IV склонение существительных (основа на *-ŭ) ...................................83 V склонение существительных (основа на *-ē) .....................................84 315
Стр.315
ЗАНЯТИЕ XII. Времена системы перфекта действительного залога ...............................................................................86 Образование 1 л. ед. ч. перфекта. Основа перфекта .............................86 Прошедшее завершенное время изъявительного наклонения действительного залога (perfectum indicatīvi actīvi) ..............................87 Плюсквамперфект изъявительного наклонения действительного залога (plusquamperfectum indicatīvi actīvi) ............................................89 ЗАНЯТИЕ XIII. Времена системы перфекта действительного залога (окончание) .........................................................92 Будущее второе время изъявительного наклонения действительного залога (futūrum II indicatīvi actīvi) ...........................................................92 Отложительные глаголы (verba deponentia) ...........................................93 Полуотложительные глаголы (verba semideponentia) ............................97 ЗАНЯТИЕ XIV. Времена системы перфекта страдательного залога ................................................................................100 Прошедшее завершенное время изъявительного наклонения страдательного залога (perfectum indicatīvi passīvi) ............................100 Плюсквамперфект изъявительного наклонения страдательного залога (plusquamperfectum indicatīvi passīvi) .......................................101 Будущее второе время изъявительного наклонения страдательного залога (futūrum II indicatīvi passīvi) .......................................................101 Неопределенные и отрицательные местоимения (pronomĭna indefinīta et negatīva) ...........................................................102 Местоименные прилагательные (adjectīva pronominālia) ...................103 ЗАНЯТИЕ ХV. Инфинитивные обороты. Оборот accusatīvus cum infinitīvo ..............................................................106 Образование форм инфинитива ............................................................106 Accusatīvis cum infinitīvo ........................................................................107 ЗАНЯТИЕ ХVI. Nominatīvus cum infinitīvo ............................................110 Неправильные глаголы (общий обзор) .................................................110 Неправильный глагол vŏlo ‘хотеть’ и производные от него mālo ‘предпочитать’, nōlo ‘не хотеть’ ...................................................111 ЗАНЯТИЕ XVII. Причастный оборот ablatīvus absolūtus (аблатив самостоятельный) ......................................................................114 Особенности значения причастий в латинском языке ........................114 Ablatīvus aвsolūtus с причастием ..........................................................114 Ablatīvus absolūtus без причастия .........................................................116 316
Стр.316
Независимые причастные обороты в других индоевропейских языках ......................................................................................................116 Неправильный глагол fĕro, tŭli, lātum ‘нести’ ......................................117 Глаголы, сложные с fero .........................................................................118 ЗАНЯТИЕ XVIII. Герундий (gerundium) ................................................121 Герундив (gerundīvum) ...........................................................................123 Неправильный глагол eo, ii, ĭtum, īre ‘идти’ .........................................125 ЗАНЯТИЕ XIX. Степени сравнения прилагательных ........................129 Сравнительная степень (gradus comparatīvus) .....................................129 Превосходная степень (gradus superlatīvus) .........................................130 Аналитические степени сравнения ......................................................131 Супплетивные степени сравнения ........................................................132 Синтаксические конструкции со степенями сравнения .....................133 Наречия. Степени сравнения наречий ..................................................133 Неправильные глаголы ĕdo, ēdi, ēsum, ĕdĕre ‘есть, кушать’ и fīo, făctus sum, fĭĕri ‘делаться, становиться’ ...............................................134 МЕТОДИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ПЕРЕВОДА ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ......................................137 Образцы перевода простых предложений с инфинитивными оборотами ................................................................................................142 Образцы перевода простых предложений с оборотом ablatīvus absolūtus ...................................................................................................143 Образцы перевода простых предложений с герундием и герундивом ...........................................................................................146 ЗАНЯТИЕ XX. Сослагательное наклонение глагола (modus conjunctīvus). Praesens и imperfectum conjunctīvi ....................150 Настоящее время сослагательного наклонения действительного и страдательного залогов (praesens conjunctīvi actīvi et passīvi) ........150 Имперфект сослагательного наклонения действительного и страдательного залогов (imperfectum conjunctīvi actīvi et passīvi) .................................................................................................151 Употребление времен конъюнктива в независимых предложениях .........................................................................................152 Недостаточные и безличные глаголы (verba defectīva et impersonalia) ........................................................................................155 ЗАНЯТИЕ XXI. Перфект и плюсквамперфект сослагательного наклонения (perfectum и plusquamperfectum conjunctīvi) ...................158 Перфект сослагательного наклонения действительного залога (рerfectum conjunctīvi actīvi) ..................................................................158 317
Стр.317
Перфект сослагательного наклонения страдательного залога (рerfectum conjunctīvi passīvi) ................................................................158 Плюсквамперфект сослагательного наклонения действительного залога (рlusquamperfectum conjunctīvi actīvi) .......................................159 Плюсквамперфект сослагательного наклонения страдательного залога (рlusquamperfectum conjunctīvi passīvi) ....................................160 Употребление времен конъюнктива в придаточных предложениях .........................................................................................161 Косвенный вопрос ..................................................................................162 Придаточные предложения с союзом ut ...............................................163 ЗАНЯТИЕ ХХII. Придаточные предложения с союзом cum ..............167 Придаточные предложения времени ....................................................167 Придаточные предложения причины ...................................................168 Придаточные предложения уступительные .........................................169 ЗАНЯТИЕ ХXIII. Условные придаточные или периоды ....................173 Неправильный глагол sum, fui, – , esse (обобщение) ..........................174 МЕТОДИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ПЕРЕВОДА СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО СКАЗУЕМЫМ В КОНЪЮНКТИВЕ ...............................................177 Образцы перевода сложноподчиненных предложений с союзом ut ..............................................................................................177 Образцы перевода сложноподчиненных предложений с союзом cum ..........................................................................................180 ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ (NUMERALIA) ........................................................182 Образование количественных числительных ......................................182 Образование порядковых числительных .............................................183 Разделительные числительные и числительные наречия ...................185 Склонение числительных ......................................................................185 Синтаксис числительных ......................................................................186 СИНТАКСИС ПАДЕЖЕЙ ........................................................................188 Nominatīvus (именительный падеж) .....................................................188 Genetīvus (родительный падеж) ............................................................188 Datīvus (дательный падеж) ....................................................................190 Accusatīvus (винительный падеж) ........................................................191 Ablatīvus (отложительный падеж) ........................................................192 Сводные таблицы грамматических форм ............................................196 318
Стр.318
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ..........................................................................208 Контрольная работа № 1 ........................................................................208 Контрольная работа № 2 ........................................................................213 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ......................................................................217 СПИСОК ЛАТИНСКИХ АФОРИЗМОВ И КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ ....................................................................221 ХРЕСТОМАТИЯ ...........................................................................................228 ЛАТИНСКО-РУССКИЙ СЛОВАРЬ ............................................................248 ЛИТЕРАТУРА ................................................................................................310 319
Стр.319