В. Г. Белинский
Басни Ивана Крылова
Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.
Т. 3. Статьи, рецензии и заметки. Февраль 1840 -- февраль 1841.
Подготовка текста В. Э. Бограда.
М., "Художественная литература", 1976
OCR Бычков М. Н.
БАСНИ ИВАНА КРЫЛОВА. В восьми книгах. Сороковая тысяча. Санкт-Петербург. В
типографии А. А. Плюшара. 1840. В 8-ю д. л. 300 стр.
Басне особенно посчастливилось на святой Руси. Отец русской литературы, сам Ломоносов,
низошел с своего лирико-эпико-драматического котурна (прозаически называемого теперь ходулями),
чтобы написать басенку -- "Волк в пастушьей одежде". Плодовитая и досужая бездарность Сумарокова
наводнила современную ему литературу уродливыми "притчами". Наконец явился талантливый Хемницер
и написал своего превосходного "Метафизика", который и доныне и всегда будет превосходен, как ловко
написанная эпиграмма; но мы не знаем, можно ли одною эпиграммою, хотя бы и отличною, составить
себе бессмертие. Кроме "Метафизика", Хемницер написал еще басни две или три, отличающиеся
хорошим, по-тогдашнему, языком и какою-то наивною игривостию ума; потом сочинил еще басни две
или три, примечательные теми же достоинствами, но уже с грехом пополам; потом еще десятка два или
три басен, в которых, кроме дурного языка и отсутствия таланта, ничего не имеется. Недавно Хемницер
как-то попал в моду; его стали издавать в Москве и в Петербурге. Разумеется, порядочных изданий было
по одному в обеих столицах и потом вышло еще несколько площадных, на оберточной бумаге, с
лубочными картинками, из типографий гг. Кузнецова и Кириллова. Не помним, к которому из них,
впрочем, кажется, к обоим, старые и почтенные литераторы приписали по предисловию, где изложили
кстати биографию Хемницера и вообще рассуждали о нем с приличною важностию, словно о какомнибудь
Гомере или Шекспире 1. То же самое учинил другой кто-то в одном отставшем и мнениями и
книжками журнале, поместив целую статью о Хемницере, которую, для пущей важности, назвал
"критикою"2. Что делать? -- у всякого свой герой: Гомер пел героя Ахиллеса, а Виргилий ханжу Энея. Но
как бы то ни было, а Хемницер все-таки удержится в истории нашей литературы, и дети никогда не
перестанут смеяться от его "Метафизика". Уж за одно то большая ему честь, что с него началась русская
басня. Басни Дмитриева -- искусственные цветы в нашей литературе. Эти растения явно пересажены с
родной почвы на чужую и взращены в теплице. В них блистает салонный ум XVIII века; в них язык наш
сделал значительный шаг вперед. Конечно, мы уже не можем восхищаться баснями Дмитриева и даже
никогда не чувствуем охоты перечесть их; но с ними связаны самые сладостные воспоминания о золотой
поре нашего детства, и наши дети, пока будут детьми, не перестанут ими восхищаться. Некоторые
забавники и теперь еще сказки Дмитриева ставят выше "Онегина" Пушкина,3 и мы уверены, что многие
старики от души соглашаются с этими забавниками. Suum cuique!.. {Каждому свое! (лат.) -- Ред.} Однако
ж басня все-таки многим обязана Дмитриеву. -- Потом писали басни В. Л. Пушкин, В. Измайлов, и
некоторые из их басен не уступают в достоинстве басням Дмитриева. Но выше их обоих Александр
Измайлов, который заслуживает особенное внимание по своей оригинальности: тогда как первые
подражали Хемницеру и Дмитриеву, он создал себе особый род басен, герои которых: отставные
квартальные, пьяные мужики и бабы, ерофеич, сивуха, пиво, паюсная икра, лук, соленая севрюжина;
место действия -- изба, кабак и харчевня. Хотя многие из его басен возмущают эстетическое чувство
своею тривиальностию, зато некоторые отличаются истинным талантом и пленяют какою-то
мужиковатою оригинальностию. Таковы, например: "Священник и крестьянин", "Пьянюшкин, отставной
квартальный" 4 и пр. Но лучшее его произведение, доставившее ему особенную славу, есть "Павлушка
медный лоб"5. Граф Хвостов и Маздорф написали множество басен и с равным успехом. Последний
печатал свои басни в "Вестнике Европы", а особо не издал. Много можно бы начесть и еще баснописцев,
но мы забыли их имена, а справляться некогда, да и не нужно; и без того видно, что басня была некогда
любимым родом поэзии и процветала на Руси преимущественно перед всеми родами поэзии.
Но истинным своим торжеством на святой Руси басня обязана Крылову. Он один у нас истинный и
великий баснописец: все другие, даже самые талантливые, относятся к нему, как беллетристы к
Стр.1