Елена ПОГОРЕЛАЯ В ПОИСКАХ ОЗВУЧЕННОГО ВРЕМЕНИ Елена Чижова Присуждение Елене Чижовой премии «Русский Бу кер»2009 обрушило на премиальный роман «Время жен щин» шквал негодующих откликов, поднявшийся вслед за еще не успевшей улечься полемикой вокруг премиаль ного же маканинского «Асана». <...> При всей очевидной общности полемического коловра щения (вместо разговора о тексте — шутовской хоровод во круг фигуры писателя, уличенного во всех человеческих и литературных пороках, вместо аргументированного обсуж дения — выкрикивание непререкаемых запальчивых акси ом) суть претензий, возникших у публики в случае с Мака ниным и в случае с Чижовой, скорее, противоположна. <...> 255 Интересно, однако, что сам роман «Время женщин», победа которого вызвала к жизни весь этот шум, остался откровенно непрочитанным большинством оппонентов. <...> Отсутствие интернетверсии текста в поле Журнального Зала (питерский журнал «Звезда» — где его, видите ли, возьмешь!?) сделало «Время женщин» слишком уж труднодоступным для критиков, поэтому приговор рома ну выносился по аналогии с предыдущими текстами ав тора — текстами, хотя и достигавшими короткого списка Русского Букера, обращавшими на себя внимание, но со вершенно иными, нежели новый роман. <...> Однако — безотносительно к премиальной победе — ро ман «Время женщин», как кажется, прояснил смысл ав торского долгого поиска, поновому заставил увидеть то, что делала Чижова на протяжении последних десяти лет. <...> Петербургский прозаик Елена Чижова утвердилась в пространстве современной литературы недавно. <...> В 2000 году в четвертом номере журнала «Звезда» был напечатан ее первый роман «Крошки Цахес», сразу же обозначивший особый, узнаваемый тон лирического повествования — нервный, изломанный, балансирующий на грани гротеска, потока сознания и исторической хро ники. <...> Настоящий дебют Чижовой, однако, состоялся чуть позже: два года спустя одним из наиболее шумных <...>