Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Музыкальный Клондайк

Музыкальный Клондайк №2 2013

0   0
Страниц16
ID208368
АннотацияЕжемесячное издание о фестивалях и конкурсах в России и за рубежом, событиях в области классической, хоровой, народной музыки, джаза, вокального искусства, хореографии и театральной жизни. Подписчики получают полную и систематизированную информацию о российских и международных фестивалях и конкурсах, мастер-классах и курсах повышения квалификации, летних школах (сроки проведения, условия участия), а также методические материалы по вокалу и музыке, рекомендации участникам конкурсов, новости региональной культуры, интервью с деятелями искусства и музыки ноты классиков и современных композиторов. Газета выпускается с вложением "АРТ клондайк".
Музыкальный Клондайк .— Москва : Многопрофильная компания "Арт - Центр Плюс", 2002 .— 2013 .— №2 .— 16 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/208368 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 2 (123) февраль 2013 Выходит с 2002 года АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС – издатель газеты В е с т н и к т в о р ч е с т в а и к у л ьт у р ы В НОМЕРЕ: 13 февраля – юбилей великого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина. <...> Прибыв в Уфу в сентябре 1890 года, 17-летний Федор Шаляпин поступил на работу в хор антрепризы «Русская комическая опера и оперетта» <...> 26 сентября 1890 года Фёдор Шаляпин первый раз в жизни предстал перед зрителями на уфимской сцене в оперетте А. <...> Событийными мероприятиями в программе юбилейных празднований следует назвать выставку «Магический кристалл Фёдора Шаляпина» в Национальном музее Республики Башкортостан и Торжественный вечер, посвящённый 140-летию Федора Шаляпина, который пройдет в Большом зале Башкирского государственного театра оперы и балета. <...> К участию приглашены лауреаты международных конкурсов: солист Большого театра и театра «Геликон-опера» Михаил Гужов, солист Московского театра «Новая Опера» и НьюЙоркской «Метрополитен опера» Виталий Ефанов, солист Мариинского театра Вадим Кравец, солист Большого театра и Национального Академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Андрей Валентий, солист театра «Геликон-опера» и Мариинского театра Александр Киселёв, ведущие басы башкирской оперы. <...> А.А. Бахрушина МАРИО ДИАЗ - ГОСТЬ ФЕВРАЛЬСКОГО НОМЕРА l ОРКЕСТР МЕЧТЫ АНАТОЛИЯ ЛЕВИНА ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ СИЛУЭТЫ l ПУТЬ К КРАСОТЕ l ХРАНИТЕЛЬ ПЕСЕННЫХ ТРАДИЦИЙ ФЕЯ КАРНАВАЛА l ЛУЧШИЙ АЛЬТИСТ МИРА l OPERA NIGHT l ВЕСНА В ТАЛЛИННЕ 300-ЛЕТИЕ ФОНТАННОГО ДОМА l ФЕСТИВАЛИ И КОНКУРСЫ НА WWW.ART-CENTER.RU ЛАЙТ-ФЕСТИВАЛЬ В СЫКТЫВКАРЕ www.muzklondike.ru www.artcen ter.ru ГО С Т Ь « М У З Ы К А Л Ь Н О ГО К Л О Н Д А Й К А » С МИРУ ПО НОТКЕ Российский пианист Евгений Стародубцев стал победителем 6-го международного конкурса пианистов имени Giorgos Thymis, завершившегося в греческом городе Салоники. <...> Помимо денежной премии и возможностей дать несколько концертов в Европе, у победителя появилась возможность выступить вместе с Государственным симфоническим <...>
Музыкальный_Клондайк_№2_2013.pdf
№ 2 (123) февраль 2013 Выходит с 2002 года В е с т н и к т в о р ч е с т в а и к у л ь т у р ы l м у з ы к а l в о к а л l х о р е о г р а фи я l т е а т р АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС – издатель газеты PDF версию читайте на www.muzklondike.ru 13 февраля – юбилей великого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина. Местом проведения центральных мероприятий, посвящённых его 140-летию, была выбрана Уфа. Именно с этим городом связано начало профессиональной карьеры Федора Ивановича. И хотя «уфимский период» его жизни был недолог — всего восемь месяцев, но именно в Уфе начался путь в искусстве великого артиста. Прибыв в Уфу в сентябре 1890 года, 17-летний Федор Шаляпин поступил на работу в хор антрепризы «Русская комическая опера и оперетта» С.Я. Семёнова-Самарского. 26 сентября 1890 года Фёдор Шаляпин первый раз в жизни предстал перед зрителями на уфимской сцене в оперетте А. Замары «Певец из Палермо»: «Конечно, больше всех волновался я. Боже мой, как приятно было мне видеть на афишах мою фамилию: «вторые басы: Афанасьев и Шаляпин»... Я надел испанский костюм, сделал себе маленькие усики, подвёл брови, накрасил губы, набелился, нарумянился во всю мочь, стараясь сделать себя красивым испанцем... Внутри меня тоже все дрожало от страха и радости. Я был, как во сне. Публика кричала, аплодировала, а я готов был плакать от волнения»*. «В Уфе я уже вдохнул пыль кулис, уже узнал завлекающий гул зала перед поднятием занавеса и, главное, свет рампы, хотя в то время она состояла всего из двенадцати керосиновых ламп...»* В общем, всё, что может произойти с начинающим артистом впервые, произошло с Ф. Шаляпиным в Уфе: первый контракт, первое фото, первый автограф, собственное имя на афишах и даже первый бенефис, на котором кто-то из уфимских меломанов подарил Шаляпину серебряные часы на стальной цепочке. Шаляпин вспоминал: «Я стал богатым. Никогда у меня не было такой кучи денег. Да еще часы...»* *Цитаты из книг Ф. Шаляпина «Страницы моей жизни» и «Маска и душа» ЮБИЛЕЙ ФЁДОРА ШАЛЯПИНА Церемония открытия мероприятий, посвящённых 140летию со дня рождения Ф.И. Шаляпина, начнется с возложения цветов к памятнику певцу и продолжится презентацией книги «Шаляпин против Эйфелевой башни» Б. Ятича и концертом студентов Уфимской государственной академии искусств им. З. Исмагилова. Событийными мероприятиями в программе юбилейных празднований следует назвать выставку «Магический кристалл Фёдора Шаляпина» в Национальном музее Республики Башкортостан и Торжественный вечер, посвящённый 140-летию Федора Шаляпина, который пройдет в Большом зале Башкирского государственного театра оперы и балета. «Магический кристалл, через который я Россию видел, был театр», - писал Ф.И. Шаляпин в своих воспоминаниях. ТЕАТРУ Фёдора Шаляпина посвящена выставка Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина и Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М.И. Глинки, открывающаяся в Уфе. Оба музея обладают богатейшими фондами, связанными с жизнью и творческой деятельностью певца. В частности, совместными усилиями на выставке будут представлены значительная коллекция сценических костюмов Шаляпина, первая уфимская афиша, в которой упоминается имя певца, родословие Ф. Шаляпина в полном объёме, составленное краеведом из Вятки О. Виноградовым. Несомненный интерес представляют фрагменты выставки, связанные с Дягилевскими «Русскими сезонами» в Париже, выступлением в «Ла Скала», страницы воспоминаний С. Лифаря о последних часах жизни русского гения. Кульминацией празднования обещает быть «Парад басов», организованный силами ВМОМК имени М.И. Глинки и Башкирского государственного театра оперы и балета. К участию приглашены лауреаты международных конкурсов: солист Большого театра и театра «Геликон-опера» Михаил Гужов, солист Московского театра «Новая Опера» и НьюЙоркской «Метрополитен опера» Виталий Ефанов, солист Мариинского театра Вадим Кравец, солист Большого театра и Национального Академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Андрей Валентий, солист театра «Геликон-опера» и Мариинского театра Александр Киселёв, ведущие басы башкирской оперы. Подробнее: www.muzklondike.ru Фото предоставлены ВМОМК имени М.И. Глинки и ГЦТМ им. А.А. Бахрушина МАРИО ДИАЗ - ГОСТЬ ФЕВРАЛЬСКОГО НОМЕРА l ОРКЕСТР МЕЧТЫ АНАТОЛИЯ ЛЕВИНА ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ СИЛУЭТЫ l ПУТЬ К КРАСОТЕ l ХРАНИТЕЛЬ ПЕСЕННЫХ ТРАДИЦИЙ ФЕЯ КАРНАВАЛА l ЛУЧШИЙ АЛЬТИСТ МИРА l OPERA NIGHT l ВЕСНА В ТАЛЛИННЕ 300-ЛЕТИЕФОНТАННОГО ДОМА l ФЕСТИВАЛИ И КОНКУРСЫ НА WWW.ART-CENTER.RU ЛАЙТ-ФЕСТИВАЛЬ В СЫКТЫВКАРЕ В НОМЕРЕ:
Стр.1
www.artcen ter.ru Российский пианист Евгений Стародубцев стал победителем 6-го международного конкурса пианистов имени Giorgos www.muz klon di ke.ru ГОСТЬ «МУЗЫ КАЛЬ НО ГО КЛОН ДАЙ КА» Thymis, завершившегося в греческом городе Салоники. Помимо денежной премии и возможностей дать несколько концертов в Европе, у победителя появилась возможность выступить вместе с Государственным симфоническим оркестром Салоников. Второе место досталось пианисту Рустаму Мурадову, также полуС МИРУ ПО НОТКЕ МАРИО ДИАЗ: «Я ОЖИДАЮ ВСТРЕЧИ С МОЛОДЫМИ ТАЛАНТАМИ…» Гость февральского номера - Марио Диаз (Чили), драматический тенор, добившийся большого успеха в оперных театчившему возможность выступить в Афинах и Салониках. Третье место досталось российскому пианисту Александру Шайкину. Евгений Стародубцев изучал фортепиано и композицию в Государственной консерватории в Москве у педагога Натальи Троулл. До сих пор сочинял преимущественно камерную музыку. Является победителем престижного Международного конкурса пианистов Honens в Канаде в 2009 году. Рустам Мурадов начал своё музыкально образование в Консерватории имени Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, где он с 2006 года обучался у профессора Александра Сандлера. В 2009 году Мурадов перешёл в Московскую Государственную консерваторию имени Чайковского. За последние годы пианист становился победителем нескольких конкурсов. В том числе Международного конкурса имени Иоганн Брамса и республиканского конкурса пианистов «Звёзды Осетии». http://www.sr.ru Международный музыкальный фестиваль «MOSCOW JAZZ OPEN» - 2013 пройдёт с 4 по 14 февраля. Впервые в Москве! 4 февраля - легенда мирового джаза Михал Урбаняк (скрипка, саксофон), CША-Польша; Алексей Колосов (гитара) и группа Big Sky, Россия. Презентация нового альбома «3 DAYS» в единственном концерте. Молодёжное джаз-фолк-трио «Фолкс Милк», Австрия: Клеменс Биттманн (Klemens Bittmann) – скрипка, мандолина; Кристиан Баканич (Christian Bakanic) – аккордеон, ударные инструменты; Эдди Луис (Eddie Luis) - контрабас и вокал: 12 февраля - Московский международный Дом музыки, Камерный зал 13 февраля - Клуб «Союз композиторов» 14 февраля - Концертный зал «Царская хоромина» (новый зал) во Дворце царя Алексея Михайловича в парке-музее «Коломенское» www.alex-kolosov.com 10 февраля - 10 марта Саратовская областная филармония им. А. Шнитке проводит фестиваль «Приношение Кнушевицкому». Фестиваль 2013 года посвящён памяти инициатора и руководителя предыдущих фестивалей, внучки С.Н. Кнушевицкого Ольги Суворовой. Святослав Николаевич Кнушевицкий (1907-1963) – выдающийся русский виолончелист, один из родоначальников советской виолончельной школы. Ему посвящены произведения многих замечательных композиторов, среди которых Николай Мясковский, Арам Хачатурян, Евгений Голубев и другие. Он многолетний участник легендарного трио, в состав которого входили Давид Ойстрах, Лев Оборин и Святослав Кнушевицкий. Фестиваль «Приношение Кнушевицкому» не случайно проходит именно в Саратове: родиной музыканта является город Петровск Саратовской области. В Петровске и сейчас музыкальная школа носит имя С.Н. Кнушевицкого, участники фестивальных программ непременно выступают перед её учащимися и преподавателями. Программа фестиваля: www.muzklondike.ru Уже в шестой раз, с 15 по 24 февраля 2013 года в Сочи, в рамках Зимнего международного фестиваля искусств соберутся ведущие российские и зарубежные музыканты, артисты, кинорежиссёры, художники. Для многих из них фестиваль стал хорошей традицией. Фестиваль проходит под артистическим руководством Маэстро Юрия Башмета. Разнообразная программа крупнейшего Форума охватывает главные виды искусства: музыка, кино, драматическое искусство, музыкальный театр, театр марионеток, изобразительное и прикладное искусство, видеоарт, ювелирное искусство, литература…. Среди участников фестивальной программы этого года: солисты балета Гранд Опера (Париж, Франция), Академический Малый Драматический Театр - Театр Европы под руководством Льва Додина, Обладатель 7 премии Грэмми, Патриарх кубинского джаза Чучо Вальдес (фортепиано) и его квинтет; всемирно известный коллектив ирландской музыки Группа DE DANNAN (Ирландия). Пройдут и выставочные проекты: выставка Михаила Шемякина, к 70-летию художника, выставка ювелирного искусства, Международная Выставка-Конкурс произведений видео-арта «Эхо-Эко». В рамках фестиваля 2013 года запланирован ряд специальных проектов: серия мастер–классов ведущих артистов, участников фестиваля, телемосты с разными городами России, творческие встречи, дискуссии и другие интересные проекты. Программа фестиваля: www.muzklondike.ru 25 марта в Концертном зале имени П.И. Чайковского состоится концерт киномузыки Исаака Шварца, советского и российского композитора, единственного в мире - троекратного обладателя кинопремии «Ника». Концерт «Я славлю ту разлуку, что связывает нас…» приурочен к 90-летию великого композитора. Отдать дань таланту маэстро придут солисты Большого театра и звёзды теле и киноэкрана, Российский национальный оркестр (РНО), художественный руководитель и главный дирижёр Михаил Плетнёв, дирижёр ГАБТа Павел Сорокин, вокалисты телевизионного проекта «ГОЛОС». Организатором мероприятия выступает «Арбат Радио», продюсер Мила Шварц. http://arbatmedia.ru № 2 февраль 2013 2 рах всего мира (Королевская опера в Стокгольме, Ковент Гарден, Римская Опера, Мюнхенская опера и многие другие). Марио Диаз учился у легендарного тенора Николая Гедды и работал с такими дирижёрами как Зубин Мета, Карло Франчи, Бруно Ригаччи. С 2009 года Марио также является профессором в Консерватории Моцартеум в городе Зальцбург, Австрия. 13-15 февраля впервые в России состоятся мастер-классы знаменитого певца для выпускников средних и высших профессиональных учебных заведений и артистов музыкальных театров. - Марио, расскажите немного о своей семье. Как Вы стали оперным певцом? - Мой дедушка был дирижёром. Его репертуар тогда состоял, в основном, из опер Верди и Вагнера. Работал он с одним очень известным чилийским драматическим тенором (в то время также одним из любимых Тосканини) теноров Рамоном Винай (Ramуn Vinay). Папа был политиком и дипломатом во времена Сальвадора Альенде, поэтому мы путешествовали по всему миру, но когда власть сменилась и пришла диктатура, примерно в 1974 году, наша семья переехала за границу. Отец продолжал работать дипломатом, но уже в United Nations Organisation (UNO), за это время мы успели пожить в Марокко, Испании, Германии (Гамбург) и Австрии (Вена), затем мы переехали в Будапешт. Там я начал учиться игре на своём первом музыкальном инструменте. Это была гитара. В 16 лет я поступил в Академию Ференца Листа, причём со специальным разрешением от Министерства Культуры, так как официально я был слишком юн для учёбы в Академии. Позже, после того, как я окончил учёбу, мы с семьёй снова переехали. На этот раз - в Швецию, в Стокгольм, где я поступил в Королевскую Академию уже на вокальное отделение и где учился у маэстро Николая Гедды (также нашими профессорами были Биргит Нильсон, Ингвар Виксель, в качестве приглашённых профессоров - Пласидо Доминго и Джульетта Симионато). - Это Ваш первый визит в Россию? - Нет, мне уже довелось бывать в России. Когда я участвовал в постановке «Турандот» в Большом театре, как приглашённый солист. С этим спектаклем мы ездили на гастроли в Китай, тогда (примерно 1991-1992гг.) мне и довелось проделать весь путь по Транссибирской магистрали до Китая. - Чем привлекает Вас наша страна? - Я думаю, сердца русских людей и латиноамериканцев очень похожи по своей эмоциональности, душевности и темпераменту. Я, конечно, мог бы сейчас сказать, что это русское искусство и музыка, Чайковский, Рахманинов и так далее, но на самом деле, на первом плане для меня стоят люди… их душа, и как из этого рождается искусство. - Есть ли особенно любимые русские музыкальные произведения? - «Пиковая Дама» П.И. Чайковского. Также многое из творчества Рахманинова. Хотя мне нравится и русская народная, фольклорная музыка. А ещё Высоцкий. Его мне давали слушать друзья, во время учёбы в Будапеште, это как раз было советское время. - С кем из русских дирижёров и оперных артистов Вам довелось работать? - В Большом театре я участвовал в постановке «Турандот», там мы пели вместе с Олегом Кулько, но, в основном, в этом спектакле участие принимали приглашённые из разных стран солисты, как я. Ещё пел концерт с Анной Нетребко, правда, это было в Мюнхене. Из дирижёров довелось работать с Гергиевым, продуктивно, но немного, это были концерты. Хотя он говорил, что хотел бы поработать со мной в роли Германа в «Пиковой Даме». Возможно, это ещё и состоится, но пока не буду говорить ничего наверняка. - Что Вы ожидаете от Вашего визита в Россию? - Конечно, в первую очередь, я ожидаю встречи с молодыми талантами. Хочу помочь им лучше понять стиль бельканто и возможности их голосов. Ну и, конечно, попробовать вкусную русскую кухню…))) Я очень много путешествовал в своей жизни, по всему миру. Мне довелось увидеть даже королей. Я побывал в очень большом количестве музеев, но я никогда не перестаю удивляться, как интересно и познавательно наблюдать за людьми и их традициями в той или иной стране. Интервью провели Елена ЛАЩЕНКО и Анастасия ЗАЙЦЕВА Фото из личного архива Марио ДИАЗА
Стр.2
www.muz klon di ke.ru www.artcen ter.ru АЛЬМА МАТЕР ОРКЕСТР МЕЧТЫ АНАТОЛИЯ ЛЕВИНА Когда симфоническая музыка по самые своды заполняет великолепный Большой зал Московской консерватории, мы подсознательно ожидаем, что звучание это будет безукоризненным. Чистым, точным, гармоничным. Мы привыкли, что на сцене Большого зала выступают профессионалы. А что происходит за кулисами блестящих выступлений? Как музыканты, входящие в состав Концертного симфонического оркестра при Московской государственной консерватории, выживают в непростых условиях, сложившихся в последнее время? И почему пришлось в конце года отменить грандиозный концерт с участием Геннадия Николаевича Рождественского? О самом наболевшем мы поговорили с художественным руководителем и главным дирижёром оркестра Анатолием Абрамовичем Левиным. -Анатолий Абрамович, что тогда случилось? Помню, концерт должен был состояться 27 декабря, мы его анонсировали в «Музыкальном Клондайке», и вдруг - объявление об отмене… - Это трагический для нас случай отмены концерта. Беспрецедентный…Так всё сложилось, что в этот день состав музыкантов оказался не только неполным, но отсутствовали почти все первые голоса и концертмейстеры, и сам Геннадий Николаевич отменил концерт. Стечение обстоятельств, болезни многих, неявки на репетиции, финансовые проблемы… Мы тяжело это переживали. Такого не было на протяжении пяти с половиной лет. Геннадий Николаевич много лет дирижировал с нашим коллективом, коллектив всегда был готов. И вот такая тяжелая накладка. финансового управления, Наталья Владиленовна Кобец, прекрасно понимают, что Консерватории это необходимо – иметь такой коллектив, и делают всё, что в их силах, для поддержки. Но нам нужен спонсор, и не один, для того, чтобы вывести уровень зарплат наших музыкантов на средний московский. Тогда какая-то стабильность может быть достигнута. Тем не менее, ядро коллектива есть. Есть хорошие музыканты, которые преданно относятся и, я бы сказал, жертвуют многим для того, чтобы работать здесь. Но даже самая интересная, творчески привлекательная работа на сегодняшний день должна опираться ещё и на какую-то финансовую поддержку... Всё, что выходит за рамки таких партитур, требует участия дополнительных музыкантов и дополнительных денег. Сейчас перед нами стоит очень сложная задача, как заново сформировать коллектив, потому что все последние программы мы были вынуждены играть, приглашая музыкантов на разовые мероприятия. Нам предстоит проводить конкурс, набирать оркестр заново. -Когда будет объявлен конкурс? -Чем скорее, тем лучше. Нам очень нужна помощь и информационная поддержка, в том, что касается наших выступлений. К сожалению, у Консерватории нет возможности рекламировать свои концерты, как это делает, скажем, Филармония или Дом музыки. На наши концерты цены более чем умеренные, и мы стараемся привлекать молодёжь своими программами. А ситуация сейчас сложная, потому что нам предстоит большое количество интересных программ. -Где эти концерты будут проходить, только в Москве? -Да, в Москве, потому что выехать куда-то – дорогое удовольствие. Недавно читал интервью руководителей других коллективов, и театров, и оркестров, у всех та же проблема – гастрольная деятельность больших коллективов стала почти недостижимой. Поэтому сейчас мало оркестров гастролируют. -А по международному обмену? На уровне сотрудничества? -То же самое. Да, импресарио предлагают -Когда начались эти проблемы, ведь совсем недавно вы прекрасно выступили на юбилейном концерте в честь Родиона Щедрина? - Да, выступили, но я должен сказать, что и этот концерт, из произведений Родиона Константиновича, тоже было собрать очень и очень нелегко. В этом году случилась беда – спонсор, который нам помогал два года, прекратил финансирование, но мы продолжали работать, поскольку концерты уже были запланированы… Люди стали уходить в оркестры, где платят больше. Им надо содержать семьи, все – молодые талантливые музыканты. Многие сейчас работают в Большом театре, В свое время, когда я учился в Консерватории в Государственном симфоническом оркестре им. Светланова , в РНО, в БСО, в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, в московском театре Оперетты и так далее. А нам требуются хорошие музыканты, потому что для выступлений необходима высокая квалификация. Мы выступаем от имени Консерватории, и вот уже год, как оркестр носит звание «Концертный оркестр Московской консерватории». Мы должны поддерживать этот уровень. В самом конце года руководству Консерватории и Попечительскому Совету всётаки удалось закрыть эту брешь, которая образовалась, найден новый спонсор и я надеюсь, ситуация выправится. Консерватория сумму недополученных спонсорских денег взяла на себя и выплатила музыкантам долги. Но к этому времени очень многие, к сожалению, вынуждены были уйти. И если оплата часа рабочего времени музыканта не станет адекватной, то так и будет продолжаться… Консерватория, конечно, делает всё, что может, и даже больше, это моё глубокое убеждение. И руководство Консерватории, и руководитель на дирижёрском факультете, у нас был оркестр, который существовал именно для того, чтобы студенты, аспиранты и дирижёры могли практиковаться с реальным симфоническим коллективом. Он был маленьким, но пользу приносил большую: мы могли почувствовать живую работу с оркестром. Потом, видимо, в силу финансовых сложностей, вскоре после того, как я окончил консерваторию, а это было в 1973 году, он перестал существовать, и подобного оркестра не было в Консерватории около 30 лет. Студенты, дирижёры, вынуждены были учиться «вприглядку», искать возможность практики где-то на стороне. В 2007 году Тигран Абрамович Алиханов, который был в то время ректором, предложил возобновить практику работы с живым оркестром. Это оркестр, который существовал и существует при Кафедре оперно-симфонического дирижирования, возглавляемой Геннадием Николаевичем Рождественским. С первых же месяцев, кроме репетиций со студентами, дирижёрами и аспирантами, он стал выступать. И концертов было довольно много. Все эти годы приходилось сочетать работу учебного и концертного оркестра одновременно. В прошлом сезоне было сыграно более 20 концертов только в Большом зале консерватории, в этом – уже более 18 . Коллектив позиционировался как профессиональный и музыканты принимались по конкурсу, который проходил в четыре тура. С самого начала так получилось, что Консерватория нашла (а это очень непросто) возможность финансирования коллектива, в котором сейчас 62 человека, их, кстати, изначально так и было – 62. Это состав оркестра, рассчитанный на исполнение классической музыки и симфоний П.И. Чайковского, с полным составом валторн, тромбонов, труб и так далее. 3 № 2 февраль 2013 концерты, особенно молодому коллективу, который еще неизвестен в мире, но предлагают приехать за свой счёт. «Вы приезжайте, а мы вас примем». Были предложения и иного характера, более привлекательные для нас, но у Консерватории нет возможности оплатить перелёт в другую страну для 70 или 80 человек. Но мы стараемся всё-таки найти контакты, связи. Довольно скоро к нам должен приехать импресарио из Южной Кореи, Сеула. Кстати, в Японии, Китае, Южной Корее очень мощно развивается музыкальная культура. Они заметно прогрессируют в области именно классической музыки. Обратите внимание, музыканты из этих стран чуть ли не в подавляющем большинстве являются участниками международных конкурсов. И победителями по всем специальностям, включая вокал. Оркестры, которые там существуют, бывают очень и очень высокого класса. Я недавно работал в Сеуле с местным оркестром, и хочу заметить, что дисциплина, отдача и исполнительность у них на должном уровне. -Как с этим у наших исполнителей? -По-разному. Музыканты, с которыми мне приходится работать, конечно, не столь подчинены той строгой дисциплине, которая там внедряется в умы с раннего детства. Тем не менее, желание работать и желание делать как можно лучше, безусловно, у наших музыкантов присутствует. Я не могу пожаловаться на отсутствие творческой дисциплины. А вот организация работы и регулярной явки... Выход из этого положения – в заключении контракта с исполнителем. Контракт должен иметь определённые, жёсткие рамки в отношении и работодателя, и исполнителя. Примеры наших лучших коллективов как раз говорят о том, что это возможно. Да, нам сейчас непросто, но продолжать надо. Многие дирижёры могли бы позавидовать нашей программе, которую мы делаем, и такому количеству выступлений в замечательном Большом зале Консерватории… И солисты у нас такие, о которых можно только мечтать. С оркестром в качестве дирижёра выступали и Владимир Ашкенази, и Эри Класс, и Саулюс Сондецкис, и Михаил Плетнёв, не говоря уже о Геннадии Рождественском, который является шефом нашего оркестра. С нами играли Элисо Вирсаладзе, Наталья Гутман, Алексей Любимов, Владимир Овчинников, Николай Арнольдович Петров... Молодые музыканты – Александр Бузлов, Никита Борисоглебский, Екатерина Мечетина и многие-многие другие. Два раза оркестр аккомпанировал московским концертам Пласидо Доминго. И я верю, что мы соберём коллектив заново, и дальнейшие выступления Геннадия Николаевича благополучно состоятся, и оркестр будет к этому мобилизован. Я очень привязан к этому проекту, мне он интересен, и интересны музыканты, с которыми я работаю. Надеюсь, мы решим все наши проблемы. Ирина ШЫМЧАК Фото автора
Стр.3