П. Г. Демидова Кафедра мировой экономики и статистики Международная логистика Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Мировая экономика Ярославль 2010 1 УДК 339.9 ББК У 58я73 М 43 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> Становится все более очевидным, что конкурентное преимущество исходит из способности к комбинированию и координации сети связанных организаций, которую в настоящее время мы называем логистической цепью. <...> Большинство франчайзинговых фирм, таких как «Макдоналдс», доминируют над дистрибуционным каналом. <...> На основе оптимизации операций формируются уникальные конкурентные преимущества фирмы. <...> Конкурентное преимущество глобальных цепей, современные тенденции их развития Основной чертой современного бизнеса является идея о том, что конкурируют не фирмы, а снабженческо-сбытовые цепочки фирм. <...> Только при полном понимании потребностей и ограничений рынка предприятие может предпринять выработку стратегии, которая удовлетворит и участников логистической цепи, и покупателей. <...> Особенный интерес в последнее время также был проявлен к концепции «стройного производства» (Womack, 1990) и более широкой концепции «стройного предприятия» (Womack и Jones, 1996). <...> Большую роль в развитии этого интереса сыграла практика работы производственной системы Тойота с фокусом на устранение издержек и излишних запасов (Ohno, 1998). <...> В то же время стройное производство становится заметным уже в производстве английского самолета Spitfire в период Второй мировой войны, а Keiretsu приписывает начало этой практики машиностроению США 1915 года (Towill, 2000). <...> Во многих источниках (Christopher, 2000) указывается, что концепция «стройности» хорошо работает в условиях относительной стабильности и предсказуемости спроса. <...> Напротив, в условиях, где спрос и потребности покупателей сильно варьируют, возникает потребность <...>
Международная_логистика_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра мировой экономики и статистики
Международная логистика
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по специальности
Мировая экономика
Ярославль 2010
1
Стр.1
УДК 339.9
ББК У 58я73
М 43
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009/10 года
Рецензент
кафедра мировой экономики и статистики
Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова
Составитель Е. Р. Добронравин
Международная логистика: метод. указания / сост.
М 43
Е. Р. Добронравин; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. –
Ярославль : ЯрГУ, 2010. – 76 с.
Предназначены для студентов, обучающихся по специальности
080102.62 Мировая экономика (дисциплина «Логистика
во внешнеэкономической деятельности», блок
ДС), очной формы обучения.
УДК 339.9
ББК У 58я73
Ярославский государственный университет
им. П. Г. Демидова, 2010
2
Стр.2
Существенные изменения в глобальной экономике связаны
с введением евровалюты, развитием новых рынков в Турции,
Индии, Южной Африке и др., с появлением соглашений о свободной
торговле НАФТА и ГАТТ. Исследования А. Т. Кирни
2003 г. указывают на Россию и Восточную Европу как на регионы,
дающие наибольшие возможности для сбыта продовольствия
и распространения розничной торговли товарами широкого
потребления в качестве международных планов экспансии.
Китай также является потенциальным крупным торговым партнером
с огромным рынком.
Новые и дешевые источники сырья, возможности производства
стимулируют компании на соглашения в таких странах,
которые ранее даже не рассматривались. Например, компания
NIKE производит кожаную обувь. Наименьшая цена на кожу
может быть в Южной Америке, наименее затратный труд – в
Китае, а основные рынки могут находиться в США, Европе и
Японии.
Торговля в глобальном масштабе не только дает преимущества
обеспечения международного производства и дистрибуции,
маркетинга, исследований и разработок, но и создает необходимость
координировать эти различные виды деятельности,
распределенные по всему миру. Таким образом, выделяется
2 направления: распределение указанных видов деятельности
по различным странам и способность международной компании
их координировать.
Становится все более очевидным, что конкурентное преимущество
исходит из способности к комбинированию и координации
сети связанных организаций, которую в настоящее
время мы называем логистической цепью. Это фундаментальный
сдвиг от традиционно поддерживаемого взгляда на бизнес
с точки зрения отдельной фирмы.
Большинство франчайзинговых фирм, таких как «Макдоналдс»,
доминируют над дистрибуционным каналом. Однако в
1980 и 1990-х годах власть в канале все более смещается в розницу
по мере того, как становятся известными розничные торговые
бренды, имеющие сильное конкурентное преимущество.
Поэтому производители и посредники ищут возможности быть
3
Стр.3
представленными в этих популярных сетях. Например, во
Франции это «Доке де Франс», «Спар» от Интермарка.
На основе оптимизации операций формируются уникальные
конкурентные преимущества фирмы. В качестве примера
достаточно изучить этапы развития компании «ВоллМарт».
Методические рекомендации
к практическим занятиям
Тема 1. Конкурентное преимущество
глобальных цепей, современные тенденции
их развития
Основной чертой современного бизнеса является идея о
том, что конкурируют не фирмы, а снабженческо-сбытовые цепочки
фирм. Провал либо успех цепи определяется на рынке
конечным покупателем. Получение покупателем нужного продукта
в нужном месте в нужное время – требование, чтобы не
только преуспеть, но и выжить на рынке. Следовательно, удовлетворение
потребностей покупателей и знание рынка – ключевые
моменты при выработке новой логистической стратегии.
Только при полном понимании потребностей и ограничений
рынка предприятие может предпринять выработку стратегии,
которая удовлетворит и участников логистической цепи, и покупателей.
Становится
все более очевидным, что рынки изменчивы и,
следовательно, менее предсказуемы, поэтому возросла потребность
в адаптивном реагировании на потребности рынка.
Адаптивность – это способность бизнеса в целом, которая
охватывает организационную структуру, информационные системы,
логистические процессы и в особенности сознание. В
этом отношении происхождение адаптивности как концепции
бизнеса основано на появлении гибких производственных систем.
Изначально считалось, что путь к гибкости производства
идет через автоматизацию, что обеспечивает быструю переналадку
оборудования, обеспечивая приспосабливаемость к изме4
Стр.4
нениям ассортимента и объемам выпуска готовой продукции.
Позднее идея гибкости стала трактоваться более широко (Nagel
и Dove, 1991) и появилась концепция адаптивности организации.
Особенный
интерес в последнее время также был проявлен
к концепции «стройного производства» (Womack, 1990) и более
широкой концепции «стройного предприятия» (Womack и
Jones, 1996). При таком подходе основная задача – устранение
ненужных издержек. Большую роль в развитии этого интереса
сыграла практика работы производственной системы Тойота с
фокусом на устранение издержек и излишних запасов (Ohno,
1998). В то же время стройное производство становится заметным
уже в производстве английского самолета Spitfire в период
Второй мировой войны, а Keiretsu приписывает начало этой
практики машиностроению США 1915 года (Towill, 2000).
Во многих источниках (Christopher, 2000) указывается, что
концепция «стройности» хорошо работает в условиях относительной
стабильности и предсказуемости спроса. Напротив, в
условиях, где спрос и потребности покупателей сильно варьируют,
возникает потребность в высоком уровне адаптивности
логистической цепи. Стройность означает создание добавляющего
стоимость направленного материального потока с устранением
всех ненужных издержек, включая время, обеспечение
работы каждого уровня по графику. Концепции стройности и
адаптивности не противоречат друг другу, существуют условия,
при которых их можно и нужно комбинировать, обеспечивая
высокую конкурентоспособность цепи, способной побеждать в
изменчивой и конкурентной по затратам среде.
Таким образом, инициативы по улучшению показателей логистической
цепи должны быть направлены на сведение спроса
и предложения путем снижения затрат и более полного удовлетворения
покупателя. Это выдвигает требования сокращения
неопределенности в логистической цепи насколько это возможно,
обеспечения предсказуемости спроса для предыдущих стадий
и участников логистической цепи. Тем не менее иногда неопределенности
трудно избежать из-за характеристик продукта.
Например, если спрос на продукт весьма подвержен веяниям
5
Стр.5