Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

История музейного дела в России (90,00 руб.)

0   0
Первый авторСалова Ю. Г.
Авторы Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц50
ID237372
АннотацияМетодические указания предназначены для проведения семинарских занятий со студентами, обучающимися по специальности 031502 Музеология (дисциплина «История России», блок ОПД), очной формы обучения.
УДК069(091)
ББК Ч 773я73
Салова, Ю. Г. История музейного дела в России : метод. указания / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; Ю. Г. Салова .— Ярославль : ЯрГУ, 2009 .— 50 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237372 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П. Г. Демидова Салова, Ю. Г. История музейного дела в России: метод. указания / Ю. Г. Салова; Яросл. гос. ун-т С 16 им. <...> П. Г. Демидова, 2009 © 2 Введение Цель курса «История музейного дела в России» – сформировать у студентов, обучающихся по специальности Музеология, представления об истории становления и деятельности отечественных музеев, а также о развитии теоретических представлений о роли музеев в социокультурном процессе. <...> Задачи курса: • рассмотреть место музея в контексте развития культуры, науки, просвещения; • охарактеризовать динамику развития музейных учреждений; • раскрыть основные факторы развития музеев и ведущих направлений их деятельности; • познакомить с методологией исследования истории музея как феномена культуры, центра сохранения, изучения и популяризации отечественного и мирового культурного наследия. <...> В ходе изучения поставленных в семинарах вопросов студенты должны познакомиться с основными источниками, раскрывающими различные аспекты музейного строительства: официальными документами, регламентировавшими создание и деятельность музеев, периодическими изданиями, посвященными истории культуры и музейного дела, документами личного происхождения (дневниками, письмами, мемуарами) музейных деятелей, деятелей искусства и культуры. <...> Музеи России в ХVIII – первой половине ХIХ века Задача семинара – выявить предпосылки формирования старейших отечественных музеев, определить роль музеев в формировании источниковой базы для отдельных научных дисциплин, обозначить социальные функции этих музеев. <...> На примере отдельных музеев важно показать процесс формирования коллекций, принципы построения экспозиций, их роль как просветительских центров и как центров науки и образования. <...> Собрания по истории техники и региональные музеи: – Горный музей 1773 г.; – Тульский арсенал 1775 г.; – Иркутский музеум 1782 г. Источники 1. <...> Иваницкий, И. П. Сельскохозяйственные музеи в крепостной России (1765 <...>
История_музейного_дела_в_России_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Кафедра музеологии и краеведения Ю. Г. Салова История музейного дела в России Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Музеология Ярославль 2009 1
Стр.1
УДК 069(091) ББК Ч 773я73 С 16 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009 года Рецензент кафедра музеологии и краеведения Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Салова, Ю. Г. История музейного дела в России: метод. указания / Ю. Г. Салова; Яросл. гос. ун-т С 16 им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2009. – 48 с. Методические указания предназначены для проведения семинарских занятий со студентами, обучающимися по специальности 031502 Музеология (дисциплина «История России», блок ОПД), очной формы обучения. УДК 069(091) ББК Ч 773я73 ©© Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2009 © 2
Стр.2
Введение Цель курса «История музейного дела в России» – сформировать у студентов, обучающихся по специальности Музеология, представления об истории становления и деятельности отечественных музеев, а также о развитии теоретических представлений о роли музеев в социокультурном процессе. При изучении дисциплины студенты должны усвоить основные термины и понятия, раскрывающие историю музейного дела. Задачи курса: • рассмотреть место музея в контексте развития культуры, науки, просвещения; • охарактеризовать динамику развития музейных учреждений; • раскрыть основные факторы развития музеев и ведущих направлений их деятельности; • познакомить с методологией исследования истории музея как феномена культуры, центра сохранения, изучения и популяризации отечественного и мирового культурного наследия. Предлагаемые темы семинарских занятий дополняют лекционный курс и должны углублять и расширять знания студентов по ключевым вопросам истории музейного дела в России. В ходе обсуждения предлагаемых вопросов студенты должны продемонстрировать владение междисциплинарными связями, то есть включать материал, освоенный в курсах «Теория и история отечественной культуры», «История отечественного искусства». В ходе изучения поставленных в семинарах вопросов студенты должны познакомиться с основными источниками, раскрывающими различные аспекты музейного строительства: официальными документами, регламентировавшими создание и деятельность музеев, периодическими изданиями, посвященными истории культуры и музейного дела, документами личного происхождения (дневниками, письмами, мемуарами) музейных деятелей, деятелей искусства и культуры. Неотъемлемой частью источников являются путеводители и каталоги музеев, раскрывающие разные аспекты музейной работы: создание коллекций, их экспонирование, пути поступления отдельных экспонатов, отдельные выставки. Освоение 3
Стр.3
навыков работы с разными типами источников позволит сформировать профессиональный подход к исследованию отдельных сторон деятельности музеев, выявить наименее изученные аспекты в истории музейного строительства в нашей стране. Для подготовки к семинарским занятиям студенты должны проводить работу со справочными изданиями для освоения специальных терминов, получения информации по персоналиям, событиям, датам, а также для получения библиографических справок. Справочные издания 1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь / под ред. А. М. Кантора. – М., 1997. 2. Власов, В. Г. Стили в искусстве: словарь / В. Г. Власов. – СПб., 1998. 3. Каулен, М. Е. Музеи-храмы и музеи-монастыри России: каталог-справочник / М. Е. Каулен. – М., 2005. 4. Краткий словарь музейных терминов: музеи и памятники культуры в идейно-воспитательной работе на современном этапе. – М., 1983. 5. Культурология. ХХ век: словарь. – СПб., 1997. 6. Культурология. ХХ век: энциклопедия: в 2 т. – СПб., 1998. 7. Мир русской культуры: энциклопедический справочник. – М., 1997. 8. Монастыри Русской православной церкви: справочникпутеводитель. – М., 2001. 9. Российская музейная энциклопедия: в 2 т. – М., 2001. 10. Плужников, В. И. Термины российского архитектурного наследия: словарь-глоссарий / В. И. Плужников. – М., 1995. 11. Полунина, Н. Коллекционеры старой Москвы: иллюстрированный биографический словарь / Н. Полунина, А. Фролов. – М., 1997. 12. Полунина, Н. Кто есть кто в коллекционировании старой России: новый биографический словарь / Н. Полунина. – М., 2003. 13. Фролов, А. И. Усадьбы Подмосковья / А. И. Фролов. – М., 2003. 4
Стр.4
Библиографические указатели 1. Бутаева, З. С. Музеография: аннотированный указатель указатель отечественной и зарубежной научно-справочной литературы /З. С. Бутаева, А. И. Фролов. – М., 1990. 2. Бутаева, З. С. История музейного дела. Библиографический отечественной и зарубежной литературы / З. С. Бутаева, Е. С. Канычкина, Н. Ф. Фатигарова. – М., 1991. 3. Бутаева, З. С. Музейное дело: организация, управление, кадры. Библиографический указатель отечественной и зарубежной литературы / З. С. Бутаева, А. И. Фролов. – М., 1991. 4. Фатигарова, Н. В. История музейного дела в РСФСР. Публикации 1970–1986 гг. / Н. В. Фатигарова, А. Н. Фролов // Музееведение. Из истории охраны и использования культурного наследия в РСФСР. – М., 1987. 5. Фролов, А. И. Ведущие направления научных исследований отделов музееведения и памятников НИИ культуры в 1976– 1986 гг. / А. И. Фролов // Публикации НИИ культуры 1976– 1985 гг.: реферативный сборник. – М., 1988. – Ч. 2. Тема 1. Музеи России в ХVIII – первой половине ХIХ века Задача семинара – выявить предпосылки формирования старейших отечественных музеев, определить роль музеев в формировании источниковой базы для отдельных научных дисциплин, обозначить социальные функции этих музеев. На примере отдельных музеев важно показать процесс формирования коллекций, принципы построения экспозиций, их роль как просветительских центров и как центров науки и образования. Семинар 1 План 1. Оружейная палата. 2. Петербургская Кунсткамера. 3. Создание учебных музеев. Их цели и задачи. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.