Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Самарская государственная сельскохозяйственная академия»
Кафедра «Статистика и экономический анализ»
В. И. Кретов
Экономика труда
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для выполнения лабораторно-практических занятий
для подготовки магистров по специализированной программе
«Аграрная экономика», обучающихся по направлению
080100.68 «Экономика»
Кинель
РИЦ СГСХА
2013
Стр.1
УДК 331
ББК 65.9 (2) 242
К-80
Кретов, В. И.
К-80 Экономика труда : рабочая тетрадь. – Кинель : РИЦ СГСХА, 2013. –
72 с.
Рабочая тетрадь предназначена для магистрантов, обучающихся по направлению
080100.68 «Экономика» программы подготовки «Аграрная экономика», для
проведения теоретических и практических занятий с магистрантами по дисциплине
«Экономика труда». Материал изложен по темам, согласно программе изучения
дисциплины. Теоретические занятия проводятся в интерактивной форме в виде
круглого стола путем проведения дискуссии.
В рабочей тетради рассматриваются вопросы экономики труда, которые
направлены на формирование знаний у магистрантов по вопросам теоретических
представлений о труде, организации, нормирования и оплаты труда в сельскохозяйственных
предприятиях.
© ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2013
© Кретов В. И., 2013
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Экономика труда – это часть экономической науки, которая изучает закономерности
и экономическую эффективность трудовых процессов. По своей природе
в отличие от общей экономической теории и отраслевых экономик экономика
труда исследует определенный круг проблем (функций), имеющий место в любом
виде деятельности и каждой отрасли экономики, а в силу этого она относится к типу
функциональных экономических наук.
Объектом экономики труда является труд – центральный элемент общественного
производства, который имеется во всех отраслях и сферах экономики.
Труд изучается и другими науками, такими как физиология и психология труда,
эргономика, социология труда, трудовое право, статистика труда, гигиена труда и
др. Для всех этих дисциплин труд служит объектом исследования. Различаются же
эти дисциплины предметом исследования, т.е. тем, какую сторону и какие свойства
объекта они изучают.
Предмет экономики труда – это экономические закономерности построения
и осуществления трудовых процессов, факторы и условия их эффективности, экономические
отношения людей, возникающие по поводу использования труда в
масштабе страны, отрасли, региона, а также – на предприятиях, в организациях,
учреждениях.
В первой части рабочей тетради с магистрантами проводятся занятия в интерактивной
форме, используя метод круглого стола в форме дискуссии на основе
методики «лабиринт», где рассматриваются вопросы теоретических представлений
о труде, его роли в развитии общества, а также понятия о рынке труда и государственной
политики в области занятости населения.
С целью получения максимального эффекта от проводимых расчетов перед
каждой темой в рабочей тетради приведены вопросы самостоятельной работы, отвечая
на которые магистрант с одной стороны закрепляет свои знания, а с другой –
это является допуском к выполнению следующего задания.
Вторая часть рабочей тетради дает возможность магистрантам получить
навыки определения оптимальных размеров трудовых коллективов, тем самым получить
опыт организации труда в подразделениях.
3
Стр.3
Третья часть рабочей тетради посвящена нормированию труда, позволяющая
магистранту устанавливать научно-обоснованные нормы труда на различных работах
в предприятиях АПК.
В четвертой части рабочей тетради магистрант проводит расчеты по тарифной
и бестарифной системам оплаты труда в различных отраслях предприятий
АПК.
Целью издания рабочей тетради является практическая подготовка магистранта
к следующим видам профессиональной деятельности: научноисследовательской;
проектно-экономической; организационно-управленческой;
педагогической, которые изложены в общепрофессиональных компетенциях:
– способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с
разрабатываемой программой.
– способность оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности.
–
способность составлять прогноз основных показателей деятельности
предприятия, отрасли, региона и экономики в целом.
– способность разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать
их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности.
– способность применять современные методы и методики преподавания
экономических дисциплин в высших учебных заведениях.
4
Стр.4
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРУДЕ И
ЕГО РОЛИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
(Круглый стол в форме дискуссии)
Тема 1.1. Появление и развитие науки о труде.
1. Представление о труде до А. Смита.
2. Трудовая теория стоимости.
3. Теория факторов производства.
4. Роль предпринимателя, как фактора производства.
5. Теория регулирования рыночной экономики.
6. Неоклассический синтез.
Тема 1.2. Понятие о труде и его разновидности.
1. Система теоретических представлений о труде. Понятие «труд».
2. Формы проявления труда.
3. Содержание, характер и разновидности труда.
4. Функции труда.
РАЗДЕЛ II. РЫНОК ТРУДА (Круглый стол в форме дискуссии)
Тема 2.1. Рынок труда и его модели.
1. Понятие рынка труда, его элементы, функции.
2. Спрос и предложение на рынке труда.
3. Модели рынка труда.
Тема 2.2. Государственная политика в области занятости населения
и безработицы.
1. Понятие занятости населения и безработицы.
2. Причины, виды и показатели безработицы.
3. Цель и виды государственной политики занятости населения.
4. Гарантии государства в области занятости.
5. Социальное партнерство в области занятости.
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИЯ И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА
Тема 3.1. Понятие организации и нормирование труда. Особенности
научной организации труда. (Круглый стол в форме дискуссии)
1. Сущность организации труда.
2. Содержание организации труда.
3. Место организации труда в системе организации производства.
4. Развитие научной организации труда в России.
5. Задачи и функции научной организации труда.
6. Принципы научной организации труда.
7. Значение научной организации труда в условиях рыночной экономики.
5
Стр.5
Тема 3.2. Организация трудовых коллективов
Цель работы: освоить методику определения рациональных размеров
трудовых коллективов в растениеводстве.
Домашнее задание
Ответить письменно на следующие вопросы.
1. Охарактеризуйте экономико-математический метод определения
оптимального состава машинно-тракторного парка.
2. Опишите методику заполнения матрицы определения оптимального
состава техники.
3. Что означает знак «=» для первой группы ограничений и «» для второй
группы ограничений?
4. Опишите методику определения оптимального состава
машинно-тракторного парка.
6
Стр.6
5. Опишите методику определения оптимальной численности механизаторов
и вспомогательного персонала.
Задача 1. За тракторно-полеводческой бригадой закреплен севооборот
(табл. 1) и соответствующий набор техники.
По условиям задачи необходимо:
1) разработать организационно-технологические карты используя
приложение 1 и форму таблицы 2;
2) используя программу: «Составление рабочего плана на весенний сев» и
«Определение оптимального состава МТП» рассчитать на ПК исходные данные
для заполнения матрицы определения оптимального состава машинно-тракторного
парка;
3) заполнить матрицу определения оптимального состава МТП (табл. 5);
4) ввести данные матрицы в ПК и произвести расчет оптимального состава
МТП;
5) обосновать окончательный состав машинно-тракторного парка и рабочей
силы для подразделения.
Решение:
7
Стр.7
Таблица 1
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Группа хозяйства по нормам
выработки
Пахотные
работы
3
7
1
2
4
6
8
1
3
5
7
8
4
6
2
7
1
5
3
4
6
5
7
8
2
Непахотные
работы
1
4
2
4
3
2
6
1
4
3
5
6
2
3
2
4
1
2
1
4
5
4
5
6
2
Размещение культур в севообороте
Площадь под культурой, га
Пар
чистый
469
450
480
491
399
360
420
431
498
386
370
379
391
410
436
450
425
400
470
482
491
467
457
478
449
Озимая
рожь
387
370
390
395
379
382
386
393
389
400
371
389
380
373
299
298
309
320
300
350
389
366
374
388
392
пшеница Кукуруза Яровая
Яровая
438
430
432
436
439
440
446
441
445
443
400
410
415
417
419
422
424
426
432
434
434
398
397
395
394
346
360
350
348
345
347
352
354
356
358
338
336
334
332
335
349
358
362
364
366
369
374
371
370
375
364
371
366
368
369
370
373
375
377
379
378
376
374
372
389
387
382
385
383
386
384
382
380
398
396
пшеница Овес Подсол366
370
372 369
379 367
377 365
374 363
375 368
376 362
373 366
378 364
371 361
368 380
364 382
362 384
367 386
363 387
361 385
365 383
368 381
367 389
369 388
382 399
384 397
388 392
386 395
387 394
нечник Ячмень
395
390
392
394
396
399
397
398
391
393
389
380
387
381
385
383
386
384
400
406
408
405
401
407
409
8
Стр.8