Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Психология чтения художественной литературы (220,00 руб.)

0   0
Первый авторМосунова Л. А.
АвторыМоск. гос. ун-т печати имени Ивана Федорова
ИздательствоМ.: МГУП имени Ивана Федорова
Страниц169
ID227244
АннотацияВ пособии отражено полное содержание дисциплины «Психология чтения художественной литературы». Оно включает как теоретические, так и практические материалы, позволяющие сформировать основные научные понятия, связанные с библиопсихологией, и выработать практические навыки смыслового анализа художественных произведений. Система упражнений и заданий содействует развитию способности к смысловому пониманию художественной литературы и формирует культуру чтения.
Кем рекомендованоУМО по образованию в области полиграфии и книжного дела для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 035000.68 «Издательское дело»
Кому рекомендованоКнига может быть полезна педагогам, а также студентам и аспирантам, изучающим психологию, филологию, культурологию, журналистику, редактирование и другие гуманитарные науки. Она поможет всем, кто интересуется вопросами полноценного восприятия художественных текстов.
ISBN978-5-8122-1203-2
УДК028.02
ББК88.4
Мосунова, Л. А. Психология чтения художественной литературы : учеб. пособие / Моск. гос. ун-т печати имени Ивана Федорова; Л. А. Мосунова .— Москва : МГУП имени Ивана Федорова, 2012 .— 169 с. : ил. — ISBN 978-5-8122-1203-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/227244 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Т.В. Маркелова, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой Русского языка и стилистики МГУП имени Ивана Федорова Мосунова Л.А. <...> М 84 Психология чтения художественной литературы : учеб. пособие / Л.А. Мосунова — М. <...> ISBN 978-5-8122-1203-2 В пособии отражено полное содержание дисциплины «Психология чтения художественной литературы». <...> Система упражнений и заданий содействует развитию способности к смысловому пониманию художественнойлитературы и формирует культуру чтения. <...> Она поможет всем, кто интересуется вопросами полноценного восприятия художественных текстов. <...> ИСТОРИЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПСИХОЛОГИИ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......... 10 ТЕМА 1. <...> Смыслообразование в процессе чтения художественной литературы (по рассказу А. Моравиа <...> В таком контексте понятно и правомерно выражение «психология чтения художественной литературы», в самом первом приближении указывающее область психологических проблем, возникающих в сферах человеческой деятельности, обеспечивающих функционирование художественных текстов как произведений искусства слова (прежде всего деятельности понимания и осмысления). <...> Утрата статуса самой читающей страны, отказ от чтения как способа освоения общечеловеческих смыслов и ценностей, отношение к чтению как форме потребления — все эти факты настолько очевидны, что не нуждаются в особых доказательствах. <...> Восприятие искусства, в частности чтение художественной литературы, представляет собой определённую работу, за которую не каждый человек готов взяться добровольно. <...> Из-за непонимания глубинных смыслов классической художественной литературы не реализуется её нравственно-ценностный потенциал, преграждается источник трансляции общечеловеческих смыслов и ценностей. <...> Предлагаемое учебное пособие «Психология чтения художественной литературы» представляет собой полное содержание курса по профессиональной подготовке специалистов и бакалавров и состоит <...>
Психология_чтения_художественной_литературы.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова Л.А. Мосунова ПСИХОЛОГИЯ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Учебное пособие Допущено УМО по образованию в области полиграфии и книжного дела для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 035000.68 «Издательское дело» Москва 2012
Стр.1
УДК 028.02 ББК 88.4 М 84 Печатается по решению редакционно-издательского совета Вятского государственного гуманитарного университета Рецензент М.В. Сандакова, доктор филологических наук, профессор кафедры издательского дела и редактирования ВятГГу; Т.В. Маркелова, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой Русского языка и стилистики МГУП имени Ивана Федорова Мосунова Л.А. М 84 Психология чтения художественной литературы : учеб. пособие / Л.А. Мосунова — М. : МГУП имени Ивана Федорова, 2012. — 170 с. ISBN 978-5-8122-1203-2 В пособии отражено полное содержание дисциплины «Психология чтения художественной литературы». Оно включает как теоретические, так и практические материалы, позволяющие сформировать основные научные понятия, связанныес библиопсихологией, и выработать практические навыки смыслового анализа художественных произведений. Система упражнений и заданий содействует развитию способности к смысловому пониманию художественнойлитературы и формирует культуру чтения. Книга может быть полезна педагогам, а также студентам и аспирантам, изучающим психологию, филологию, культурологию, журналистику, редактирование и другие гуманитарные науки. Она поможет всем, кто интересуется вопросами полноценного восприятия художественных текстов. УДК 028.02 ББК 88.4 Печатается в авторской редакции. ISBN 978-5-8122-1203-2 © Мосунова Л.А., © Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова, 2012 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ.........................................................................................................5 ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПСИХОЛОГИИ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......... 10 ТЕМА 1. История возникновения и развития психологии чтения.............................................................................................10 Практикум к теме 1. Философ Валентин Асмус о работе читателя (по статье «Чтение как труд и творчество»).................... 19 ТЕМА 2. Природа художественной литературы и её функции.........................................................................................................30 Практикум к теме 2. Влияние искусства на человека (по рассказу Г.И. Успенского «Выпрямила») ....................................... 43 ТЕМА 3. Проблема понимания художественных текстов................. 48 Практикум к теме 3. Подтекстовый уровень понимания (по рассказу А.П. Чехова «Супруга»)....................................................... 57 ЧАСТЬ 2. ЧТЕНИЕ — УНИКАЛЬНЫЙ ВИД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................................................ 65 ТЕМА 4. Чтение как деятельность................................................................65 Практикум к теме 4. Психолог Д.А. Леонтьев о мотивах современного читателя (по статье «Чтение как труд и чтение как отдых»)...................................................................................... 73 ТЕМА 5. Чтение как общение......................................................................... 81 Практикум к теме 5. Диалог читателя и автора (по рассказу И.А. Бунина «Роман горбуна»)........................................ 89 ТЕМА 6. Чтение как акт творчества............................................................. 92 Практикум к теме 6. Рисование словесных картин как читательское творчество (по рассказу А.П. Чехова «Супруга»).....................................................102 3
Стр.3
ЧАСТЬ 3. ЧТЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС ПОНИМАНИЯ И ПОРОЖДЕНИЯ СМЫСЛА.........................................................................110 ТЕМА 7. Понятия смысла и смысловой сферы личности................110 Практикум к теме 7. Значение и смысл художественного текста (по рассказу И.А. Бунина «Красавица») ...............................................121 ТЕМА 8. Структура и функционирование смысла..............................125 Практикум к теме 8. Смыслообразование в процессе чтения художественной литературы (по рассказу А. Моравиа «Стоит ли говорить?») .................................................................................135 ТЕМА 9. Психологические условия смыслового чтения.................143 Практикум к теме 9. Культура чтения поэтического текста (по лирике Ф.И. Тютчева)...........................................................................161 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...............................................................167 4
Стр.4