Т.В. Маркелова, доктор филологических наук, профессор,
заведующая кафедрой Русского языка и стилистики
МГУП имени Ивана Федорова
Мосунова Л.А. <...> М 84 Психология чтения художественной литературы : учеб. пособие / Л.А. Мосунова — М. <...> ISBN 978-5-8122-1203-2
В пособии отражено полное содержание дисциплины «Психология
чтения художественной литературы». <...> Система
упражнений и заданий содействует развитию способности к смысловому
пониманию художественнойлитературы и формирует культуру чтения. <...> Она поможет всем, кто интересуется вопросами полноценного восприятия художественных текстов. <...> ИСТОРИЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ПСИХОЛОГИИ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......... 10
ТЕМА 1. <...> Смыслообразование в процессе чтения
художественной литературы (по рассказу А. Моравиа <...> В таком контексте понятно и правомерно выражение
«психология чтения художественной литературы», в самом первом
приближении указывающее область психологических проблем,
возникающих в сферах человеческой деятельности, обеспечивающих функционирование художественных текстов как произведений искусства слова (прежде всего деятельности понимания и осмысления). <...> Утрата статуса самой читающей страны, отказ от чтения как способа освоения общечеловеческих смыслов и ценностей, отношение к чтению
как форме потребления — все эти факты настолько очевидны, что
не нуждаются в особых доказательствах. <...> Восприятие искусства, в частности чтение художественной литературы, представляет собой определённую работу, за которую не каждый человек готов взяться добровольно. <...> Из-за непонимания глубинных смыслов классической художественной литературы не реализуется её нравственно-ценностный потенциал, преграждается источник трансляции общечеловеческих смыслов и ценностей. <...> Предлагаемое учебное пособие «Психология чтения художественной литературы» представляет собой полное содержание курса по профессиональной подготовке специалистов и бакалавров и состоит <...>
Психология_чтения_художественной_литературы.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова
Л.А. Мосунова
ПСИХОЛОГИЯ ЧТЕНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Учебное пособие
Допущено УМО
по образованию в области полиграфии и книжного дела
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по направлению 035000.68 «Издательское дело»
Москва
2012
Стр.1
УДК 028.02
ББК 88.4
М 84
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Вятского государственного
гуманитарного университета
Рецензент
М.В. Сандакова, доктор филологических наук, профессор кафедры
издательского дела и редактирования ВятГГу;
Т.В. Маркелова, доктор филологических наук, профессор,
заведующая кафедрой Русского языка и стилистики
МГУП имени Ивана Федорова
Мосунова Л.А.
М 84 Психология чтения художественной литературы : учеб. пособие
/ Л.А. Мосунова — М. : МГУП имени Ивана Федорова,
2012. — 170 с.
ISBN 978-5-8122-1203-2
В пособии отражено полное содержание дисциплины «Психология
чтения художественной литературы». Оно включает как теоретические,
так и практические материалы, позволяющие сформировать основные научные
понятия, связанныес библиопсихологией, и выработать практические
навыки смыслового анализа художественных произведений. Система
упражнений и заданий содействует развитию способности к смысловому
пониманию художественнойлитературы и формирует культуру чтения.
Книга может быть полезна педагогам, а также студентам и аспирантам,
изучающим психологию, филологию, культурологию, журналистику,
редактирование и другие гуманитарные науки. Она поможет всем, кто интересуется
вопросами полноценного восприятия художественных текстов.
УДК 028.02
ББК 88.4
Печатается в авторской редакции.
ISBN 978-5-8122-1203-2
© Мосунова Л.А.,
© Московский государственный
университет печати
имени Ивана Федорова, 2012
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.........................................................................................................5
ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ПСИХОЛОГИИ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......... 10
ТЕМА 1. История возникновения и развития
психологии чтения.............................................................................................10
Практикум к теме 1. Философ Валентин Асмус о работе
читателя (по статье «Чтение как труд и творчество»).................... 19
ТЕМА 2. Природа художественной литературы
и её функции.........................................................................................................30
Практикум к теме 2. Влияние искусства на человека
(по рассказу Г.И. Успенского «Выпрямила») ....................................... 43
ТЕМА 3. Проблема понимания художественных текстов................. 48
Практикум к теме 3. Подтекстовый уровень понимания
(по рассказу А.П. Чехова «Супруга»)....................................................... 57
ЧАСТЬ 2. ЧТЕНИЕ — УНИКАЛЬНЫЙ ВИД
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................................................ 65
ТЕМА 4. Чтение как деятельность................................................................65
Практикум к теме 4. Психолог Д.А. Леонтьев о мотивах
современного читателя (по статье «Чтение как труд
и чтение как отдых»)...................................................................................... 73
ТЕМА 5. Чтение как общение......................................................................... 81
Практикум к теме 5. Диалог читателя и автора
(по рассказу И.А. Бунина «Роман горбуна»)........................................ 89
ТЕМА 6. Чтение как акт творчества............................................................. 92
Практикум к теме 6. Рисование словесных картин
как читательское творчество
(по рассказу А.П. Чехова «Супруга»).....................................................102
3
Стр.3
ЧАСТЬ 3. ЧТЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС ПОНИМАНИЯ
И ПОРОЖДЕНИЯ СМЫСЛА.........................................................................110
ТЕМА 7. Понятия смысла и смысловой сферы личности................110
Практикум к теме 7. Значение и смысл художественного текста
(по рассказу И.А. Бунина «Красавица») ...............................................121
ТЕМА 8. Структура и функционирование смысла..............................125
Практикум к теме 8. Смыслообразование в процессе чтения
художественной литературы (по рассказу А. Моравиа
«Стоит ли говорить?») .................................................................................135
ТЕМА 9. Психологические условия смыслового чтения.................143
Практикум к теме 9. Культура чтения поэтического текста
(по лирике Ф.И. Тютчева)...........................................................................161
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...............................................................167
4
Стр.4