Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Феномен творческой неудачи (200,00 руб.)

0   0
АвторыПодчиненов А.В. А. В., Снигирева Т. А.
ИздательствоИздательство Уральского университета
Страниц425
ID225786
АннотацияВ монографии анализируются причины и следствия художественной неудачи произведений, диалектика ее вне- и внутрилитературных факторов. Рассматриваются рецептивный и коммуникативный аспекты творческой неудачи, креативный потенциал "неуспешного" текста.
Кому рекомендованоКнига адресована литературоведам и может быть интересна также философам, психологам и литературным критикам.
ISBN978-5-7996-0641-1
УДК80.01
ББКЮ812.29
Феномен творческой неудачи : [монография] / ред.: А. В. Подчиненов А.В., Т. А. Снигирева .— Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2011 .— 425 с. — Библиогр. в конце тем. — ISBN 978-5-7996-0641-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/225786 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А. В. Подчиненова И Т. А. Снигиревой Екатерин бург ИЗАЗТСАЬСТВО УраАьского университета 2011 УДК 80 01 БЕК Ю812 29 Ф423 Феномен творческой неудачи / под общ. ред. [и с преФ423 дисл.] <...> ISBN 978-5-7996-0641-1 В монографии анализируются причины и следствия художественной неудачи произведений, диалектика ее вне— и внутрилитературных факторов Рассматриваются рецептивный и коммуникативный аспекты творческой неудачи, креативный потенциал «неуспешного» текста Книга адресована лигературоведам и может быть интересна также философам, психологам и литературным критикам УДК 80,01 ББК Ю812‚29 © ГОУ ВПО «Уральский государственный ISBN 978-5-7996-0641-1 университет им А М Горького», 2011 ПРЕАИСАОВИЕ РЕДАКТОРОВ Наша книга создана по материалам исследований, обнародованньтх на научном междисциплинарном семинаре, состоявшемся 21 апреля 2010 г B Уральском государственном университете им. <...> Прежде всего необходимо бьшо определиться с объектом и предметом исследования, что влечет очерчивание границ понятия «творческая неудача», Поэтому введение нашей монографии посвящено лингвистическому анализу семантики лексемы «неудача» в соотнесенности с понятием «творческая неудача». <...> Понятие, в котором заложено отршание, по определению несет в себе «минус-эстетшсу», когда высшшй идеал может быть преподнесен только в отрицательной форме как отступление от него или недостижение, и своеобразную отрицательную энертию, способную переходить в положительную, что заставляет предполагать, что в феномене творческой неудачи заложено креативное начало. <...> По отношению к феномену таланта и творческой удачи B большой литературе такого критерия нет. <...> При таком ограничении материала было выделено четыре проблемных блока, связанных с возможностями исследования феномена творческой неудачи, обнаруживающих разные, но взаимосвязанные и взаимообусловленные пересечения и составивших основные разделы монографии: «Художественная неудача: причины и следствия», «Творческая <...>
Феномен_творческой_неудачи.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.423
Стр.424
Феномен_творческой_неудачи.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. М. ГОРЬКОГО ФЕНОМЕН ТВОРЧЕСКОЙ НЕУДАЧИ Под общей редакцией А. В. Подчиненова и Т. А. Снигиревой Екатеринбург Издательство Уральского университета 2011
Стр.2
УДК 80.01 ББК Þ812.29 Ô423 Ô423 Феномен творческой неудачи / под общ. ред. [и с предисл.] А. В. Подчиненова и Т. А. Снигиревой. — Екатеринбург : Èçä-âî Óðàë. óí-òà, 2011. — 424 ñ. ISBN 978-5-7996-0641-1 В монографии анализируются причины и следствия художественной неудачи произведений, диалектика ее вне- и внутрилитературных факторов. Рассматриваются рецептивный и коммуникативный аспекты творческой неудачи, креативный потенциал «неуспешного» текста. Книга адресована литературоведам и может быть интересна также философам, психологам и литературным критикам. УДК 80.01 ББК Þ812.29 ISBN 978-5-7996-0641-1 © ГОУ ВПО «Уральский государственный университет èì. À. Ì. Ãîðüêîãî», 2011
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ Наша книга создана по материалам исследований, обнародованных на научном междисциплинарном семинаре, состоявшемся 21 апреля 2010 г. в Уральском государственном университете им. А. М. Горького. Идея разработки проблемы творческой неудачи как проблемы очевидной, но до сих пор не поставленной специально, независимо от других теоретических и историко-литературных вопросов, возникла лет пять назад. Но мы никак не могли предположить, что этот аспект исследования литературы привлечет к себе внимание не только российских филологов и философов Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Новосибирска, Барнаула, Нижнего Тагила, Челябинска, Томска, Казани, Кирова, но и зарубежных — из Чехии и Польши. Семинар открывался нашим докладом, предлагающим основные векторы исследования обозначенного феномена и намечающим те концептуальные узлы, без решения которых невозможно осмысление самой его парадоксальной сути. Прежде всего необходимо было определиться с объектом и предметом исследования, что влечет очерчивание границ понятия «творческая неудача», Поэтому введение нашей монографии посвящено лингвистическому анализу семантики лексемы «неудача» в соотнесенности с понятием «творческая неудача». Определение же того литературного материала, который является репрезентативным для избранного аспекта, сразу выявило всю непростоту феномена, столь часто употребляемого в литературном обиходе («это явная неудача!») и столь трудно поддающегося теоретическому осмыслению. Понятие, в котором заложено отрицание, по определению несет в себе «минус-эстетику», когда высший идеал может быть преподнесен только в отрицательной форме как отступление от него или недостижение, и своеобразную отрицательную энергию, способную переходить в положительную, что заставляет предполагать, что в феномене творческой неудачи заложено креативное начало. Но об этом чуть позже. Нас интересует неудача главным образом как результат действия. Но, безусловно, памятуя, что это результат творческой деятельности, необходимо дальнейшее сужение предмета исследования. И здесь можно
Стр.4
422 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие редакторов .................................................................................. 3 Ââåäåíèå. Семантика лексемы «íåóäà÷à» ................................................... 9 1. Художественная íåóäà÷à: причины и следствия ............................... 13 1.1. Избыточность как фактор творческой неудачи в романе À. Белого «Ìîñêâà» .................................................................. 13 1.2. Неудачи Нарбута-поэта и Нарбута-редактора ....................................... 24 1.3. Стилистические маркеры творческой неудачи (íà материале романа ×. Айтматова «Ïëàõà») ...................................... 47 1.4. Антиэстетика романа Â. Ï. Астафьева «Печальный äåòåêòèâ» ........... 65 1.5. Публицистика в художественном тексте (творческие просчеты À. Солженицына и Â. Астафьева) .................... 73 1.6. Попытка романа «Номер Один, или В садах других возможностей» Ë. Петрушевской и «Èñïóã» Â. Маканина ............................................ 84 1.7. Поэтика творческой неудачи в романе В. Аксенова «Вольтерьянцы и вольтерьянки» ............................................................ 94 2. Творческая неудача: рецептивный и коммуникативный аспекты ... 102 2.1. Творчество Г. Р. Державина в восприятии автора и критических оценках XVIII—XX ââ. .................................................. 102 2.2. Творческая неудача ÷èòàòåëÿ-ïèñàòåëÿ: Чехов vs Суворин ................. 118 2.3. Феномен непонимания: Г. Газданов и критика русского зарубежья ... 140 2.4. Созидая íåóäà÷ó: к оценке творчества Þ. Ê. Олеши ........................... 149 2.5. Проблемы художественного перевода ................................................... 167 2.6. Соотношение понятий творческой и коммуникативной неудачи ........ 191 2.7. Феномен дефектного текста ................................................................... 203 2.8. Языковой абсурд: коммуникативная неудача или бесконечное множество ñìûñëîâ? ................................................. 213 3. Литературная рефлексия творческой неудачи ..................................... 225 3.1. Молодость автора как параметр творческой неудачи .......................... 225 3.2. Читательская неудача как предмет изображения в литературе ........... 234
Стр.423
Содержание 423 3.3. Мотивы творца и творческой неудачи у À. Ñ. Пушкина и Â. Â. Набокова ........................................................ 255 3.4. Переживание творческой неудачи и неудачники от творчества в романе Ì. Булгакова «Ìàñòåð и Маргарита» ............ 277 3.5. «Неудавшийся ðîìàí» Ì. Ì. Пришвина «Журавлиная ðîäèíà» ........ 286 3.6. Авторская рефлексия (íà примере предисловий к произведениям XVIII â.) .......................... 294 3.7. Неудача как неизбежность творчества и как экзистенциальная проблема («Ïîñìåðòíûå записки Òðèñòðàì-êëóáà» À. Áèòîâà) .......... 303 4. Креативный потенциал «íåóñïåøíîãî» текста ................................... 318 4.1. Счастье Сизифа, или О специфической черте отечественной словесности ..................................................................... 318 4.2. О «ïëîõîïèñè» в литературе (íà материале творчества Ô. Решетникова) .......................................... 324 4.3. Пораженье иль победа? Литературные дебюты в авторской самооценке и историко-литературной перспективе ......... 346 4.4. Эксперимент как фактор творческого риска ......................................... 355 4.5. Художественные эксперименты малой прозы 1920-õ ãã. ..................... 364 4.6. Поэтика творческой неудачи в романе Г. Газданова «Ýâåëèíà и ее äðóçüÿ» ............................................................................. 391 Неудача и творчество. Вместо послесловия ................................................. 408 Об авторах ....................................................................................................... 417
Стр.424