Д. П. Святополк-Мирский. Белинский
---------------------------------------------------------------Мирский
Д. С. Белинский // Мирский Д. С. История русской литературы с
древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. - London:
Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. - С. 258-264.
Оригинал здесь: Фундаментальная электронная библиотека
---------------------------------------------------------------Движение
западников оформилось около 1840 г., когда философы-идеалисты
из кружка Станкевича и идеалисты-социалисты из кружка Герцена объединились
в одно движение, оппозиционное как по отношению к официальной России, так и
к славянофильству. Мне придется в последующих главах так много говорить о
каждом из этих западников,
что
будет излишним давать тут общую
характеристику движения. В общих чертах о них можно сказать, что они верили
в прогресс на европейский манер. Они были антиклерикалами, а в политике
либералами или социалистами.
Вождями этих кружков в тридцатые годы были Тимофей Грановский
с
(1813-1855),
1839 г.
профессор
истории Московского университета,
блестящий лектор и изящный писатель, но не оригинальный ученый; Герцен, чьи
сочинения в основном принадлежат к последующему периоду, и важнейший из
всех - Белинский.
Виссарион Григорьевич Белинский родился в 1810 г., в бедной семье
военного лекаря. Как большинство интеллигентов плебейского происхождения,
он не сохранил благодарных воспоминаний о детских и школьных годах в
маленьком захолустном городке Чембар (Пензенской губернии). В 1829 г. он
поступил в Московский университет и
другими молодыми идеалистами.
вскоре подружился со Станкевичем и
Через три года он был исключен из
университета и так никогда его и не закончил. Образование он получил не
столько в результате регулярных занятий, сколько от запойного чтения и
общения с другими студентами. Из иностранных языков он знал только
французский, да и тот не слишком хорошо. Немецкие и английские книги он мог
читать только в переводах. В области философии (что было очень важно в
московских кружках того времени) он
образованных друзей.
был целиком зависим от своих более
работой и вскоре стал сотрудником надеждинского Телескопа. Там в 1834 г. он
опубликовал свою первую значительную
После университета Белинский занялся журнальной
статью - знаменитые Литературные
мечтания, - которую можно считать началом журнализма русской интеллигенции.
В ней и в других опубликованных в Телескопе статьях Белинский с самого
начала проявил свой воинственный и
восторженный темперамент, который
заслужил ему прозвище "неистового Виссариона". Статьи его дышали юношеской
непочтительностью ко всему старому и почтенному в русской литературе и
таким же юношеским энтузиазмом к новым идеям идеализма и творческим силам
молодого поколения. Вскоре он стал пугалом консерваторов и лидером молодых.
В 1836 г. Телескоп был закрыт и Белинский остался без постоянной
работы. Сначала он стал репетитором и написал русскую грамматику. Затем он
некоторое время был редактором Московского наблюдателя, журнала, который
его друг и (в то время) философский авторитет Бакунин приобрел у Погодина.
Но ни Бакунин, ни Белинский не были дельцами, и предприятие не удалось.
Наконец в 1839 г. Белинский был приглашен Краевским в Отечественные Записки
на должность главного критика. Белинский переехал в Петербург. И хотя
Краевский нещадно его эксплуатировал
и очень мало ему платил, Белинский
все-таки был спасен от полной нищеты.
Во время своей работы у Надеждина Белинский вдохновлялся романтическим
Шеллинга,
идеализмом
его высокими представлениями о поэтическом и
художественном творчестве. Потом Бакунин увлек его моральным идеализмом
Фихте, позже и Гегелем. В Петербург он приехал совершенным гегельянцем.
Первые его статьи в журнале Краевского привели в ужас читателей неожиданным
восторженным консерватизмом и "официальным национализмом". Читатели ничего
не знали о скрытой логике философской эволюции критика, о том, что теперь
он живет согласно знаменитой гегелевской формуле: "Все действительное
разумно". Эта формула привела Белинского (который никогда не останавливался
на полпути) к выводу, что существующие социальный порядок и политический
режим разумны. Но для Белинского это "консервативное гегельянство" было,
однако, только переходной стадией, и к 1841 году его идеи приняли свою
окончательную форму, исторически наиболее важную. Эта перемена частично
Стр.1