Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Социальная работа с молодой семьей в обществе риска: учебное пособие (290,00 руб.)

0   0
Первый авторРыбак Евгения Владимировна
АвторыФедулова Анна Борисовна, Цихончик Надежда Васильевна
Издательство[Б.и.]
Страниц225
ID651835
АннотацияПредставлены теоретические и методологические подходы к социальной работе с молодыми семьями, методические материалы, технологии, отражен практический опыт специалистов. В свете новых научных парадигм и стратегий особое внимание уделено профилактической составляющей социальной работы с молодежью.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки 39.03.02, 39.04.02 и 39.03.03. Может быть полезно специалистам по работе с молодежью, социальной работе с семьей, социальным педагогам, педагогам образовательных учреждений, работающим с молодыми родителями, их детьми
ISBN978-5-261-01187-3
Рыбак, Е.В. Социальная работа с молодой семьей в обществе риска: учебное пособие / А.Б. Федулова, Н.В. Цихончик; Е.В. Рыбак .— : [Б.и.], 2016 .— 225 с. — ISBN 978-5-261-01187-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/651835 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Социальная_работа_с_молодой_семьей_в_обществе_риска_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Е. В. Рыбак, А. Б. Федулова, Н. В. Цихончик СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДОЙ СЕМЬЕЙ В ОБЩЕСТВЕ РИСКА Учебное пособие для студентов вузов Под общей редакцией А.Б. Федуловой Рекомендовано УМО РАЕ (Международной ассоциацией ученых, преподавателей и специалистов) по классическому университетскому и техническому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки: 39.03.02. – «Социальная работа», 39.04.02. – «Социальная работа», 39.03.03. – «Организация работы с молодежью». Архангельск САФУ 2016 1
Стр.1
УДК 364-78(075) ББК 60.561.7я73 Р931 Авторский коллектив: Рыбак Е.В., кандидат педагогических наук, доцент – гл. 1 (совместно с А.Б. Федуловой), гл. 5, гл. 7 (совместно с Н.В. Цихончик); Федулова А.Б., кандидат философских наук, доцент – гл. 1 (совместно с Е.В. Рыбак), гл. 2, гл. 3, гл. 4 (совместно с Н.В. Цихончик), словарь ключевых терминов; Цихончик Н.В., старший преподаватель – гл. 4 (совместно с А.Б. Федуловой), гл. 6, гл. 7 (совместно с Е.В. Рыбак). Рецензенты: Данилова Р.И., профессор, доктор биологических наук (САФУ имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск); Санников А.Л., профессор, доктор медицинских наук (СГМУ, г. Архангельск); Степанова В.Г., старший методист высшей квалификационной категории АО ССРЦН «Солнышко», почетный работник среднего профессионального образования (г. Северодвинск) Р 931 Рыбак, Е.В. Социальная работа с молодой семьей в обществе риска: учебное пособие для студентов вузов / Е.В. Рыбак, А.Б. Федулова, Н.В. Цихончик; под общ. ред. А.Б. Федуловой; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2016. – 224 с. ISBN 978-5-261-01187-3 Представлены теоретические и методологические подходы к социальной работе с молодыми семьями, методические материалы, технологии, отражен практический опыт специалистов. В свете новых научных парадигм и стратегий особое внимание уделено профилактической составляющей социальной работы с молодежью. Предназначено для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки 39.03.02, 39.04.02 и 39.03.03. Может быть полезно специалистам по работе с молодежью, социальной работе с семьей, социальным педагогам, педагогам образовательных учреждений, работающим с молодыми родителями, их детьми. УДК 364-78(075) ББК 60.561.7я73 ISBN 987-5-261-01187-3 © Рыбак Е.В., Федулова А.Б., Цихончик Н.В., 2016 © Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2016 2
Стр.2
Предисловие В современном обществе стремительно трансформируются социальные институты, социально-экономические условия, ценностные ориентиры и приоритеты; растет воспроизводство всевозможных рисков. Ситуации рисков требуют реальных действий. В России государственная молодежная политика в отношении молодой семьи направлена на создание партнерских отношений между государством, обществом и молодой семьей с целью ее развития, обеспечения высокого уровня благополучия, улучшения качества жизни. Социальная работа с молодыми семьями получает в этой связи принципиально новые векторы развития. Рассматривая проблемы и перспективы развития современной молодой семьи, авторы учитывали основные концепции общества риска. Понятие введено немецким социологом У. Беком, который делает акцент на изменении установок в социальном производстве, прежде всего в производстве нового знания и новых моделей социального взаимодействия. Суть изменения состоит в том, что «логика производства богатства» сегодня уступает «логике производства риска». Современное общество, таким образом, становится «обществом риска»1. Общество риска – закономерный продукт развития индустриального общества, стадия модернизации общественной жизни, этап «рефлексивной модернизации» (У. Бек) или «высокого модерна» (Э. Гидденс)2. Петр Штомпка определяет общество риска как «типичную для наиболее развитых современных обществ ситуацию, в которой явно выявляются и становятся предметом всеобщей озабоченности многообразные формы риска, созданные цивилизацией, техноSuhrkampVerlag, 1993. 2 Гидденс Э. Судьба, риски, безопасность // Thesis. 1994. № 5. 1 Beck U. Die Erfindung des Politischen. Frankfurt am Main: 3
Стр.3
логией, промышленностью, условиями городской жизни, эксплуатацией природных ресурсов»3. В социологическом словаре «общество риска» трактуется как «понятие, используемое для описания современных обществ, вошедших в стадию позднего или высокого модернизма (lateorhighmodernity), когда процесс производства материальных и социальных благ сопровождается системным воспроизводством угроз, опасностей и риска»4. Актуальность рассмотрения проблем молодой семьи в контексте идеи общества риска определяется тем, что, согласно большинству концепций, общество риска, возникает на основе детрадиционализации, т.е. разрушения традиционных форм социального порядка, трансформации социальной структуры, роли и значений социальных классов, ценностно-нормативной системы и системы социальной защиты. Вследствие такой трансформации в жизни индивидов и социальных групп возникают неопределенность, непредсказуемость и незащищенность. Для понимания кризисных явлений в молодых семьях важно учитывать, что общество риска определяется как специфический способ организации социальных связей в современном мире, взаимодействие и отношения людей в условиях переходного состояния, когда воспроизводство жизненных ценностей приобретает не социальный, а случайный характер, вытесняясь производством самого риска. Социальная работа с молодой семьей (психолого-педагогическая, социальная защита и поддержка, правовое воспитание и т.п.) рассмотрена как аспект управления риском. Согласно У. Беку, управление риском станет возможным при условии перехода обществ к высшей стадии развития – рефлексирующей современности (reflexive modernity). Она состоит в умении социальных субъектов осознавать и поддерживать постоянное теоретическое понимание оснований своей деятельности, определять меры безопасности и оценивать перспективы индивидуального и коллективного воздействия на риск. Общество риска – это фактически новая парадигма общественного развития. Не менее важно, что одни страны, общности или 3 Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: пер. с пол. С.М. Червонной. М.: Логос, 2005. 664 с. 4 Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М.: Норма: Инфра-М, 2010. 608 с. 4
Стр.4
социальные группы, согласно данной теории, только извлекают прибыль из производства рисков и пользуются производимыми благами, другие же подвергаются воздействию рисков. Молодая семья, в силу своей специфики, оказывается в эпицентре воздействия на нее рисков. Производство рисков – социальный процесс. «Соответственно проблемы и конфликты, связанные с распределением дефицита в обществе, соседствуют с проблемами и конфликтами, которые возникают вследствие производства, необходимостью определения и распределения рисков, порождаемых научно-техническими системами»5. Таким образом, при подготовке пособия авторы учитывали, что: – во-первых, риск всегда создается в социальной системе, объем риска является функцией качества социальных отношений и процессов и степень риска зависит от экспертов и экспертного знания; – во-вторых, общество риска – это закономерный продукт развития индустриального общества, стадия модернизации общественной жизни, этап «высокого модерна»; – в-третьих, производство риска носит всепроникающий характер, он возникает случайно и последствия риска труднопредсказуемы. Все эти параметры общества риска чрезвычайно важны для понимания такой социальной системы, как молодая семья. Авторы, дав характеристику современной молодой семье, обозначив ее основные проблемы и тенденции развития в обществе риска, показали возможности и перспективы социальной работы с этой группой, учитывая множественные факторы и реалии современного социума. Общество риска требует от специалиста по социальной работе с молодой семьей множественных компетенций. Прежде всего, социальная работа как многофункциональная деятельность по социальной защите, поддержке и социальному обслуживанию семьи должна быть направлена на: – формирование потенциала молодой семьи с учетом ее осоВ. Седельника и Н. Федоровой. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с. бенностей, этнокультурных ценностей и традиций; 5 Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну / пер. с нем. 5
Стр.5
– стабилизацию и улучшение социально-экономического положения семьи, улучшение качества жизни семьи; – восстановление и аксикреацию6 духовно-воспитательных возможностей молодых семей разного типа; – стимулирование активности молодых семей в решении собственных проблем; – восстановление статуса молодой семьи как института первичработы с молодыми семьями должно способствовать социальной защищенности супругов, созданию в семье ощущения безопасности; улучшению качества жизни в целом. Настоящее учебное пособие отвечает задачам профессиональной социализации. Использование современных методов и технологий социальной ной подготовки студентов в условиях двухуровневого обучения. В структуру пособия включены вопросы для самопроверки, творческие и практические задания, в том числе поискового характера, словарь ключевых терминов, перечень рекомендуемой литературы и интернет-ресурсы для углубленного изучения отдельных разделов и тем. 6 Аксикреация – процесс порождения, формирования и закрепления у человека или группы новых ценностей, а также регенерация, переосмысление и принятие прежних переосмысленных ценностей. 6
Стр.6
Оглавление Предисловие ..................................................................................... Глава 1. Молодая семья как социальный феномен................ 1.1. Понятие «молодая семья», ее основные социальные характеристики .............................................................................. 1.2. Исследование проблем молодой семьи в обществе риска ............................................................................................ 1.3. Молодая семья как группа риска. Типология молодых семей социального риска .......................................................... Глава 2. Качество жизни современной молодой семьи ......... 2.1. Основные научные подходы к исследованию качества жизни .......................................................................................... 2.2. Качество жизни семьи и удовлетворенность браком ..... 2.3. Отечественный и зарубежный опыт исследования качества жизни семьи .................................................................. Глава 3. Основные подходы к изучению семейных ценностей 3.1. Методологические подходы к изучению семейных ценностей .......................................................................................... 3.2. Отечественный и зарубежный опыт исследования ценностей семьи ............................................................................... 3.3. Ценности поморской семьи ............................................... Глава 4. Государственная молодежная политика и социальная работа с молодой семьей в Российской Федерации .......... 4.1. Государственная политика в отношении молодой семьи: федеральный и региональный уровни. Основные направления государственной политики и поддержки молодой семьи ................................................................................... 4.2. Сущность и содержание социальной работы с молодой семьей ......................................................................................... 4.3. Методы и технологии социальной работы с молодой семьей ......................................................................................... Глава 5. Модели и технологии превентивной социальнопедагогической работы с молодыми родителями .................. 3 7 7 20 28 37 37 41 46 59 59 71 78 89 89 107 117 127 223
Стр.223
5.1. Социально-коммуникативные технологии в профилактической работе с молодыми (потенциальными) родителями ..... 5.2. Социальное партнерство как технология работы образовательного учреждения с молодой семьей ......................... 5.3. Модели сотрудничества образовательных учреждений с молодыми родителями по формированию здоровой семьи .............................................................................................. Глава 6. Психосоциальная работа с молодой семьей ............. 6.1. Направления психосоциальной работы с молодой семьей ............................................................................................ 6.2. Технология добрачного консультирования молодежи ... 6.3. Психосоциальные технологии работы с молодой супружеской парой ........................................................................ 6.4. Вопросы детско-родительских отношений в социальной работе с молодой семьей ................................................... Глава 7. Перспективные направления социального образования и социального развития современной молодой семьи 7.1. Интернет-ресурсы как инструмент психологического и педагогического просвещения молодых родителей ............. 7.2. Правовая культура и правовое воспитание родителей в молодой семье ............................................................................ 7.3. Экономическое просвещение и развитие страховой культуры молодой семьи ......................................................... Приложения .................................................................................... Приложение № 1. Словарь ключевых терминов ......................... Приложение № 2. Нормативно-правовые документы по семейной политике ............................................................................. Приложение № 3. Экономические меры поддержки молодой семьи ................................................................................................ Приложение № 4. Аннотация модульной образовательной программы в рамках повышения квалификации специалистов помогающих профессий (ГБСУ АО «Северодвинский СРЦН «Солнышко»») .................................................................................... 127 133 140 147 147 160 166 172 180 180 185 194 207 207 213 217 221 224
Стр.224

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ