Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Оценочная метафора немецкого молодежного языка (90,00 руб.)

0   0
Первый авторАюшеева
АвторыС. Н. Аюшеева
ИздательствоИГЛУ
Страниц17
ID216075
АннотацияСпецифика реферируемой работы состоит в выявлении объектов метафоризации немецкого разговорного языка и анализе основных структурно-семантических типов метафор немецкого молодежного языка, а также в определении глубинных смыслов, закрепленных за оценочной метафорой немецкого языка.
Аюшеева, С.Н. Оценочная метафора немецкого молодежного языка : автореферат / С. Н. Аюшеева; С.Н. Аюшеева .— : ИГЛУ, 2012 .— 17 с. — URL: https://rucont.ru/efd/216075 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи Аюшеева Саяна Намдыковна ОЦЕНОЧНАЯ МЕТАФОРА НЕМЕЦКОГО МОЛОДЁЖНОГО ЯЗЫКА Специальность 10.02.04 – германские языки АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учѐной степени кандидата филологических наук Иркутск – 2012 2 Работа выполнена на кафедре немецкой филологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет» Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Хахалова Светлана Алексеевна Официальные оппоненты: доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры прикладной лингвистики ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» Богданова Светлана Юрьевна кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой немецкого и французского языков ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет», г. Улан-Удэ Нагуш Наталья Владимировна Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. <...> Н.Ф. Катанова», г. Абакан Защита состоится «23» ноября 2012 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.071.01 по защите диссертаций на соискание учѐной степени кандидата наук, на соискание учѐной степени доктора наук в ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» по адресу: 664025, г. Иркутск, ул. <...> Литвиненко Т.Е. 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Настоящая диссертация посвящена изучению оценочной метафоры современного немецкого молодѐжного языка. <...> «Современная социально ориентированная лингвистика стоит перед необходимостью определения закономерностей и особенностей эволюции ценностных смыслов общества в их «вечной» антропологической, культурологической континуальности, … значимости языковой культуры в процессах социализации личности, воздействующего потенциала медийной деятельности на информационное и духовно-нравственное состояние общества» [Серебренникова, 2011: 4]. <...> Молод <...>
Оценочная_метафора_немецкого_молодежного_языка.pdf
На правах рукописи Аюшеева Саяна Намдыковна ОЦЕНОЧНАЯ МЕТАФОРА НЕМЕЦКОГО МОЛОДЁЖНОГО ЯЗЫКА Специальность 10.02.04 – германские языки АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учѐной степени кандидата филологических наук Иркутск – 2012
Стр.1
2 Работа выполнена на кафедре немецкой филологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет» Научный руководитель: Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор Хахалова Светлана Алексеевна доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры прикладной лингвистики ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» Богданова Светлана Юрьевна кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой немецкого и французского языков ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет», г. Улан-Удэ Нагуш Наталья Владимировна Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», г. Абакан Защита состоится «23» ноября 2012 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.071.01 по защите диссертаций на соискание учѐной степени кандидата наук, на соискание учѐной степени доктора наук в ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» по адресу: 664025, г. Иркутск, ул. Ленина 8, ауд. 31. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет». Автореферат разослан «___» октября 2012 г. Ученый секретарь диссертационного совета д. филол. н. Литвиненко Т.Е.
Стр.2
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Настоящая диссертация посвящена изучению оценочной метафоры современного немецкого молодѐжного языка. «Современная социально ориентированная лингвистика стоит перед необходимостью определения закономерностей и особенностей эволюции ценностных смыслов общества в их «вечной» антропологической, культурологической континуальности, … значимости языковой культуры в процессах социализации личности, воздействующего потенциала медийной деятельности на информационное и духовно-нравственное состояние общества» [Серебренникова, 2011: 4]. Молодѐжный язык является ярким показателем современного состояния общества и его языка, представляет собой проявление языковой вариативности. Исследование молодѐжного языка раскрывает новые грани общенационального языка, взаимообусловленность форм его существования. Стремление исследователей зафиксировать языковые изменения, обусловленные неустойчивостью данной формы языка, представлено в ряде работ [Белянин, 1999; Дубровина, 1980; Зайковская, 1993; Михайлова, 1996; Химик 2000; Henne, 1986; Heinemann, 1991; Schlobinski, 1993; Androtsopoulus, 1998; Neuland, 2008]. Феномен молодѐжного языка рассматривается исследователями в разных аспектах: определяются термины, обозначающие молодѐжный язык, критерии его выделения, источники пополнения лексического состава, изучаются фразеологические и лексикографические единицы, функционирующие в молодѐжном языке, их продуктивные словообразовательные модели. Особого внимания в речеупотреблении молодѐжи заслуживают исследования, посвященные особенностям функционирования молодѐжного языка в сети Интернет [Сикевич, 1996; Белянин, 1999]. Несмотря на столь широкий диапазон исследований, недостаточно изученной, на наш взгляд, остается метафора молодѐжного языка, в частности, ее оценочный потенциал. В данной работе предпринята попытка исследовать метафорику современного молодѐжного языка в процессе социализации и формирования личности, в условиях эволюции ценностных ориентиров общества. Предполагается, что метафора является одним из важных инструментов оценки в ментальной сфере современной молодѐжи. Актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена стремлением человеческого знания осмыслить законы постоянно изменяющейся языковой реальности и постичь закономерности взаимодействия языка, мышления и культуры, в аспекте исследования социальных вариантов общенационального языка. Цель нашего исследования – определение особенностей функционирования и структурирования оценочной метафоры немецкого молодѐжного языка, выявление ценностей современной немецкой молодѐжи, выраженных посредством оценочной метафоры. В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач исследования: 1. Определить содержание понятия «молодѐжный язык», проследить его историческое развитие, рассмотреть методы исследования данного феномена.
Стр.3
4 2. Рассмотреть специфику функционирования метафорических выражений в двух направлениях: оценка – метафора / метафора – оценка. 3. Выявить объекты метафоризации немецкого молодѐжного языка. 4. Выявить объекты оценки немецкого молодѐжного языка. 5. Провести анализ основных структурно-семантических типов метафор немецкого молодѐжного языка. 6. Определить основные функции метафор в немецком молодѐжном языке. 7. Определить глубинные смыслы, закрепленные за оценочной метафорой немецкого молодѐжного языка. Методами исследования являются: метод сплошной выборки, метод анкетирования, описательный метод, методы анализа словарных дефиниций, концептуального анализа, контекстуального анализа, метод семантического шкалирования, метод аксиологического анализа, метод компонентного анализа, метод семиометрического анализа. Гипотеза научного исследования состоит в том, что в немецком молодѐжном языке имеет место оценочная метафора как живая метафора, в которой обнаруживаются динамичные процессы интерпретации ценностных смыслов социума, поддающиеся измерению при помощи средств лингвистического анализа. Объектом настоящего диссертационного исследования являются именные метафоры немецкого молодѐжного языка. Предмет исследования – немецкий молодѐжный язык, зафиксированный в словарях молодѐжного языка, на сайтах ряда молодѐжных журналов. Источниками письменной коммуникации в данной работе послужили:  современные словари молодѐжного языка [Heinemann 1989, 1990; Ehmann 2003, 2005; Duden 2010; Langenscheidt 2010; PONS 2004, 2008, 2009, 2011], в которых зафиксирована лексика, предоставленная издательству школьниками из разных регионов Германии;  данные анкетирования, проведенного нами в г. Оснабрюк в августе 2011 года, в котором приняли участие 50 респондентов в возрасте от 14 до 22 лет – учащиеся Профессиональной школы Вестерберг и Общей школы Шинкель города Оснабрюк;  языковые материалы, полученные в рамках проектов, посвященных изучению немецкого молодѐжного языка, реализованных в университетах Дортмунда, Берлина [www.chatkorpus.tu-dortmund.de, http://www.geisteswissenschaften.fuberlin. de/v/jugend-sprache/Das_Korpus/ Das_JuSpiL-Korpus.html];  примеры речеупотребления из немецкоязычных молодѐжных чатов и форумов [www.bravo.de, www.maedchen.de, www.chat.de, www.chat4free.de, www.jappy.de, www.knuddels.de, www.schulhofchat.de, www.young-scene.de], основными пользователями которых являются молодые люди. В качестве источников устной коммуникации нами были использованы записи на аудионосителях, сделанные в ходе исследований языка молодѐжи в Независимом университете г. Берлин и предоставленные для нашего исследования г-ном Михаэлем Байсвенгером – руководителем проекта «JuSpiL» («Jugendsprache im Längeschnitt»). Проект был реализован в период с 2005 по 2008 гг., основным результатом стали аудиозаписи разговоров молодых людей, сделанные в летнем моло
Стр.4
5 дежном лагере г. Берлин. Подростки были извещены об участии в проекте и его целях, но записи были скрытыми и спонтанными, поэтому речь молодых людей можно считать аутентичной. Общий объем данных составил 1 500 метафорических единиц. Методологической базой настоящего диссертационного исследования послужили положения: - теории метафоры, где метафора трактуется как языковой знак вторичной косвенной номинации, основанный на переносе форматива с одного денотата на другой по аналогии, по наличию семантического сходства [Хахалова, 1998], как ментальная единица сознания [Лакофф, 2008; Чудинов, 2001]; - теории лингвистической аксиологии, в которой оценка определяется как универсальная категория, объединяющая совокупность лингвистических средств выражения ценностей [Арутюнова, 1984; Вольф, 1985; Ивин, 2006; Карасик, 1991; Кошель, 1986; Маркелова, 1995; Телия 1986; Шейдаева, 1997] и разрабатывающая положение о том, что в языке находят отражение ценностные смыслы общества [Серебренникова, 2008, 2011; Антипьев, 2008, 2011; Викулова, 2008, 2011; Готлиб, 2008, 2011; Даниленко, 2008; Ефимова, 2008; Казыдуб, 2008, 2011; Карыпкина, 2008; Кулагина, 2011; Ладыгин, 2008, 2011; Литвиненко, 2011; Малинович Ю.М., 2011; Малинович М.В., 2011; Плотникова, 2008, 2011; Погодаева, 2008; Сарвари, 2008; Семенова, 2008, 2011; Суслова, 2008; Тарева, 2011; Туманова, 2008; Фофин, 2008; Хахалова, 2008, 2011; Чернигова, 2008; Шарунов, 2008, 2011; Шишмарева, 2008]; - современной социолингвистической теории молодѐжного языка, в рамках которой молодѐжный язык трактуется как средство устной групповой коммуникации [Михайлова, 1996; Химик, 2000; Heinemann, 1987; Schlobinski, 1993; Ehmann, 2003; Neuland, 2008], как социальный вариант немецкого общенационального языка [Chun, 2007], социолект [Androutsoupolos, 1998]; - социологии, где молодѐжь рассматривается как социальная группа общества [Иконникова, 1978; Ковалева, 1999; Лисовский, 1996], выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленная определенными психофизиологическими свойствами [Кон, 1989]. Теоретическая значимость проведенного нами исследования определяется вкладом в дальнейшее развитие теории метафоры, лингвистической аксиологии, теории коммуникативной социальной лингвистики. Несмотря на существующую в лингвистике разработанность оценочной проблематики в целом [Арутюнова, 1988; Вольф, 1985; Ивин, 1970], конкретные способы выражения оценки в аспектах вторичной (косвенной) номинации, в частности, в языке молодѐжи, до настоящего времени не получили достаточного освещения. В этом плане теоретически значимым представляется также ответ на вопрос о роли метафоры для выражения ценностей в языке современной немецкой молодѐжи. Практическая ценность данного исследования состоит в том, что его основные результаты и фактологический материал могут быть использованы в преподавании немецкого языка как иностранного в дисциплинах подготовки бакалавров и магистров лингвистики, в научно-исследовательской работе студентов при написании курсовых и дипломных работ. Научная новизна исследования: доказано, что метафора может служить инструментом для выявления ценностных ориентиров одной конкретно взятой соци
Стр.5