С.Е. Старостина
Концепции
современного естествознания
в вопросах и ответах
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. <...> Эволюция научного метода и естественно-научной картины мира... <...> Оно будет полезно студентам и преподавателям при изучении курсов «Единая картина мира» и «Физическая картина мира». <...> Эволюция научного метода и естественно-научной картины мира
Научный метод познания
Естественно-научная и гуманитарная культура. <...> Пространство, время, симметрия
Принципы симметрии, законы сохранения
Эволюция представлений о пространстве и времени
Специальная теория относительности
Общая теория относительности <...> Основные понятия: методология, свойства научного знания (объективность, достоверность, точность и др.), верификация, фальсификация,
эмпирическое и теоретическое познание, методы научного познания, гипотеза, научная теория, принцип соответствия, естествознание, дифференциация и интеграция наук, гуманитарные науки, биоэтика, псевдонаука, научные исследовательские программы Античности, натурфилософия, научные картины мира (механическая, электромагнитная, неклассическая (1-я половина ХХ в.), современная эволюционная), многообразие
форм движения, волновые процессы (интерференция и дифракция), длина
волны, спектр электромагнитных волн, эффект Доплера, система отсчета,
первый и второй законы Ньютона, закон всемирного тяготения, близкодействие и дальнодействие, фундаментальных взаимодействия (гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое), частицы-переносчики
фундаментальных взаимодействий (фотоны, гравитоны, глюоны, промежуточные векторные бозоны). <...> 8
Структурно-логическая схема первого дидактического модуля
Специфика гуманитарно-художественной культуры
Гуманитарная
Искусство
Культура
Наука
Естественнонаучная
Наука как система
Критерии и нормы научности
Система научных знаний
Методы познания
Критерии научности
Принципы
Тенденции <...>
Концепции_современного_естествознания_в_вопросах_и_ответах_.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н.Г. Чернышевского
Л. А. Бордонская
С.С. Серебрякова
С.Е. Старостина
КОНЦЕПЦИИ
СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ:
В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
Учебное пособие
Чита
ЗабГГПУ
2010
Стр.2
ББК Бя 73
УДК 500 (075.3)
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского
государственного гуманитарно-педагогического университета
им. Н.Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск
А. А. Томских, канд. геогр. наук, доцент,
первый проректор ЗабГГПУ
Рецензенты:
Н. П. Степанов, доктор физ.-мат. наук,
зав. лаб. термоэлектрического материаловедения ЗабГГПУ,
профессор кафедры физики, теории и методики обучения физике;
О. А. Попова, доктор биол. наук, проф. кафедры биологии,
методики обучения биологии ЗабГГПУ
Концепции современного естествознания в вопросах и ответах:
учебное пособие / Л.А. Бордонская, С.Е. Серебрякова, С.Е. Старостина;
Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита , 2010. – 225 с.
ISBN 978-5-851-58-609-5
Пособие «Концепции современного естествознания в вопросах
и ответах» написано в соответствии со структурой и требованиями Государственного
образовательного стандарта высшего профессионального
образования по дисциплине «Концепции современного естествознания»
для студентов гуманитарных специальностей и предназначено
для организации контроля и самоконтроля знаний студентов по данному
курсу. Оно содержит достаточно большой банк заданий различных
типов: с выбором ответа (единственным и множественным), задания на
установление последовательности и соответствия, ответы к заданиям.
В пособие включены список рекомендуемой литературы и словарь
терминов, который содержит определения и пояснения основных
естественно-научных понятий.
Пособие адресовано преподавателям и студентам вузов, оно может
быть полезно студентам ссузов, школьным учителям и школьникам,
интересующимся проблемами естествознания.
ББК Бя73
УДК 500 (075.3)
ISBN 978-5-851-58-609-5
©ЗабГГПУ, 2010
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................5
ЧАСТь I
I. Эволюция научного метода и естественно-научной картины мира ..8
II. Пространство, время, симметрия ......................................................43
III. Структурные уровни и системная организация материи ...............62
IV. Порядок и беспорядок в природе......................................................92
V. Панорама современного естествознания .........................................105
VI. Биосфера и человек ..........................................................................138
ЧАСТь II
Словарь терминов ...................................................................................149
Список литературы .................................................................................214
Ответы к тестовым заданиям ................................................................216
3
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Естественно-научная составляющая содержания высшего гуманитарного
образования и ее важнейший элемент – курс «Концепции современного
естествознания» – получили широкое распространение в вузах
России. Задачей данной учебной дисциплины, с одной стороны является
представление концептуальных оснований современного естествознания
как единой целостной науки, а с другой стороны – достаточно строгая, в
общих чертах характеристика фундаментального вклада отдельных естественных
наук в процесс формирования естественно-научной картины
мира.
Современные тенденции развития Российского образования, связанные
с сокращением количества аудиторных часов и смещением акцентов
на внеаудиторную самостоятельную работу студентов актуализируют
проблемы разработки учебно-методического обеспечения образовательного
процесса, организации самостоятельной работы студентов и создания
современной системы контроля за ее выполнением.
Учебное пособие «Концепции современного естествознания
в вопросах и ответах» органично дополняет (вписывается в единую
линию) созданные ранее Л.А. Бордонской и С.Е. Старостиной
учебные пособия «Структурированный курс «Концепции современного
естествознания» по теоретической части курса и учебнометодическое
пособие по курсу «Концепции современного естествознания»
для организации самостоятельной работы студентов –
по практической части данного курса.
Пособие «Концепции современного естествознания в вопросах и
ответах» написано в соответствии со структурой и требованиями Государственного
образовательного стандарта высшего профессионального
5
Стр.6
образования по дисциплине «Концепции современного естествознания»
для студентов гуманитарных специальностей и предназначено для организации
контроля и самоконтроля знаний студентов по данному курсу.
Оно содержит достаточно большой банк тестовых заданий различных
типов: с выбором ответа (единственным и множественным), задания на
установление последовательности и соответствия, ответы к заданиям.
Предлагаемы в пособии тестовые задания являлись аттестационными
педагогическими измерительными материалами единого Федерального
банка заданий, используемого для проведения Интернет-экзамена (тестирования)
в сфере профессионального образования, большинство из которых
разработаны авторами данного пособия.
Тестовые задания структурированы по шести основным модулям
(дидактическим единицам): эволюция научного метода и естественнонаучной
картины мира; пространство, время, симметрия; структурные
уровни и системная организация материи; порядок и беспорядок в природе;
эволюционное естествознание; биосфера и человек. Кроме того, по
каждому модулю выделены основные понятия и приведены структурнологические
схемы, отражающие связи основных элементов содержания.
Во второй части пособия представлены список рекомендуемой литературы;
словарь терминов, который включает определения и пояснения
основных естественно-научных понятий, а также ответы к тестовым заданиям,
предлагаем в первой части пособия. Это будет способствовать
более осознанному и глубокому усвоению студентами основного содержания
курса.
Надеемся, что работа с учебным пособием «Концепции современного
естествознания в вопросах и ответах» не только откажет помощь
как преподавателям, так и студентам-гуманитариям при изучении курса
«Концепции современного естествознания», позволит студентам лучше
подготовиться к экзаменам, олимпиадам и Интернет-тестированию по
данному курсу. Оно будет полезно студентам и преподавателям при изучении
курсов «Единая картина мира» и «Физическая картина мира».
6
Стр.7