Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Русский язык и культура речи (150,00 руб.)

0   0
АвторыЩурина Ю. В., Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц151
ID211491
АннотацияУчебно-методическое пособие для студентов нефилологических специальностей; составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине «Русский язык и культура речи»; предназначено для самостоятельной работы студентов, а также может быть использовано для работы на аудиторных занятиях. Пособие содержит теоретические сведения и практические задания по основным разделам программы: «Язык, речь, речевая деятельность», «Понятие о современном русском литературном языке», «Нормы литературного языка», «Риторика».
Кому рекомендованоДля студентов нефилологических специальностей, а также для филологов, редакторов, журналистов, учителей.
ISBN978-5-85158-578-4
УДК482(075.3)
ББКШ 141.2–923
Русский язык и культура речи : учеб.-метод. пособие для студентов нефилолог. специальностей / Ю. В. Щурина; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2009 .— 151 с. — ISBN 978-5-85158-578-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/211491 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ю. В. Щурина РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. <...> Ю. В. Щурина РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Учебно-методическое пособие для студентов нефилологических специальностей Чита ЗабГГПУ 2009 УДК 482 (075.3) ББК Ш 141.2 – 923 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. <...> Щурина, Ю. В. Русский язык и культура речи : учебно-методическое пособие для студентов нефилологических специальностей / Ю. В. Щурина [и др.] ; предисл. <...> ISBN 978-5-85158-578-4 Учебно-методическое пособие для студентов нефилологических специальностей; составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине «Русский язык и культура речи»; предназначено для самостоятельной работы студентов, а также может быть использовано для работы на аудиторных занятиях. <...> Пособие содержит теоретические сведения и практические задания по основным разделам программы: «Язык, речь, речевая деятельность», «Понятие о современном русском литературном языке», «Нормы литературного языка», «Риторика». <...> В пособии изложены теоретические сведения по базовым для культуры речи вопросам: язык – речь – речевая деятельность; современный русский литературный язык; нормы современного русского литературного языка; риторика. <...> Осваивать их помогают вопросы и базовые понятия темы, знакомство с которыми предваряет работу с лингвистическими текстами, в которых авторы пособия изложили необходимые сведения по русскому языку и культуре речи/риторике. <...> Базовые понятия темы Аудирование (слушание) – вид речевой деятельности, когда воспринимается содержание звучащей речи (на известном языке). <...> 1. В лингвистике отмечены следующие отличия речи от языка: Язык абстрактен имеет уровневую организацию воспроизводим потенциален инвариантен опыт коллектива объективен независим от обстановки статичен ограничен набором составляющих <...>
Русский_язык_и_культура_речи.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.6
Русский_язык_и_культура_речи.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского Ю. В. Щурина РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Учебно-методическое пособие для студентов нефилологических специальностей Чита ЗабГГПУ 2009
Стр.2
УДК 482 (075.3) ББК Ш 141.2 – 923 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского Ответственный за выпуск А.А. Томских, канд. геогр. наук, первый проректор ЗабГГПУ Рецензенты Л.В. Черепанова, д-р пед. наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания ЗабГГПУ; Б.Б. Аюшеев, канд. филол. наук, ст. преподаватель Лингвистического центра Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В. Р. Филиппова Авторы Щурина Ю. В. Филинкова Е. О. Трофимова О. В. Цыдендамбаева Ц. Р. Щурина, Ю. В. Русский язык и культура речи : учебно-методическое пособие для студентов нефилологических специальностей / Ю. В. Щурина [и др.] ; предисл. Л. В. Черепановой / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2009. – 150 с. ISBN 978-5-85158-578-4 Учебно-методическое пособие для студентов нефилологических специальностей; составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине «Русский язык и культура речи»; предназначено для самостоятельной работы студентов, а также может быть использовано для работы на аудиторных занятиях. Пособие содержит теоретические сведения и практические задания по основным разделам программы: «Язык, речь, речевая деятельность», «Понятие о современном русском литературном языке», «Нормы литературного языка», «Риторика». Для студентов нефилологических специальностей, а также для филологов, редакторов, журналистов, учителей. УДК 482 (075.3) ББК Ш 141.2 – 923 ISBN 978-5-85158-578-4 © ЗабГГПУ, 2009
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ..................................................................................................5 Раздел 1. Язык, речь, речевая деятельность ...........................................6 Раздел 2. Понятие о современном русском литературном языке .....14 Тема 1. Понятие о современном русском литературном языке .....14 Раздел 3. Нормы современного русского литературного языка .......26 Тема 1. Понятие «культура речи». Природа норм современного русского литературного языка ..........................................................26 Тема 2. Орфоэпические нормы .........................................................51 Тема 3. Нормы словоупотребления ..................................................62 Тема 4. Морфологические нормы .....................................................92 Тема 5. Синтаксические нормы ......................................................107 Раздел 4. Риторика ...................................................................................119 Тема 1. История риторики. Основные понятия риторики ............119 Тема 2. Риторический канон ...........................................................134 Библиографический список ......................................................................141 Приложение ................................................................................................146 3
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ Данное учебное пособие адресовано студентам нефилологических специальностей, изучающим курс «Русский язык и культура речи» в рамках дисциплин гуманитарного цикла. Знание родного языка, речевая культура – неотъемлемые показатели культуры человека. Углубление знаний языка, совершенствование речевой культуры, навыков общения происходит на протяжении всей его жизни. Главная цель этого пособия – помочь студентам повысить собственную речевую культуру, научиться самостоятельно добывать знания, размышлять, анализировать, сопоставлять разные точки зрения, факты, мысли. В пособии изложены теоретические сведения по базовым для культуры речи вопросам: язык – речь – речевая деятельность; современный русский литературный язык; нормы современного русского литературного языка; риторика. Теоретические сведения отобраны с учетом потребностей студентов-нефилологов. Осваивать их помогают вопросы и базовые понятия темы, знакомство с которыми предваряет работу с лингвистическими текстами, в которых авторы пособия изложили необходимые сведения по русскому языку и культуре речи/риторике. Немаловажную роль в смысловой переработке текстов играют Вопросы для самоконтроля, отвечая на которые студенты смогут проверить свои знания, их осознанность. Расширяют объем теоретических сведений Тексты для чтения и анализа. Чтение научного лингвистического текста – сложная, необходимая человеку деятельность. Известно, что иногда человек не усваивает до 65% информации, заложенной в тексте. Поэтому умение понимать текст, извлекать из него необходимую информацию – важнейшие коммуникативные умения, которым нужно специально учиться. Для этого в пособии даны не только Тексты для чтения и анализа с вопросами, помогающими осмыслить их содержание, но и материалы К размышлению. Эти материалы занимают особое место в пособии. В них авторами представлены высказывания великих людей (Цицерона, Д. С. Лихачева и др.), над которыми предлагается подумать и высказать свое мнение. Обсуждение таких высказываний может стать началом дискуссии на занятии, участвуя в которой студенты могут совершенствовать свои коммуникативно-речевые умения, демонстрировать владение нормами русского литературного языка, коммуникативными стратегиями и тактиками, фигурами и тропами речи. Учебное пособие имеет ярко выраженную практическую направленность. Авторы по каждой теме предлагают большое число практических упражнений и задач, решая которые студенты осмысляют свою речевую деятельность, анализируют собственное владение русским языком. Представляется, что работа с этой учебной книгой позволит студентам обогатить свои знания о русском языке, культуре речи и риторике, совершенствовать умения и навыки речевого общения в разных сферах и ситуациях общения, умения и навыки информационной переработки текстов, самостоятельной учебно-познавательной деятельности и, в конечном счете, повысить свой уровень речевой культуры. 5
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.