УДК 482 (075.3)
ББК Ш 141.2 – 923
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск
А.А. Томских, канд. геогр. наук, первый проректор ЗабГГПУ
Рецензенты
Л.В. Черепанова, д-р пед. наук, профессор кафедры
русского языка и методики его преподавания ЗабГГПУ;
Б.Б. Аюшеев, канд. филол. наук, ст. преподаватель
Лингвистического центра Бурятской государственной
сельскохозяйственной академии им. В. Р. Филиппова
Авторы
Щурина Ю. В.
Филинкова Е. О.
Трофимова О. В.
Цыдендамбаева Ц. Р.
Щурина, Ю. В.
Русский язык и культура речи : учебно-методическое пособие для студентов
нефилологических специальностей / Ю. В. Щурина [и др.] ; предисл.
Л. В. Черепановой / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита, 2009. – 150 с.
ISBN 978-5-85158-578-4
Учебно-методическое пособие для студентов нефилологических специальностей;
составлено в соответствии с государственным образовательным
стандартом по дисциплине «Русский язык и культура речи»; предназначено для
самостоятельной работы студентов, а также может быть использовано для работы
на аудиторных занятиях. Пособие содержит теоретические сведения и практические
задания по основным разделам программы: «Язык, речь, речевая деятельность»,
«Понятие о современном русском литературном языке», «Нормы
литературного языка», «Риторика».
Для студентов нефилологических специальностей, а также для филологов,
редакторов, журналистов, учителей.
УДК 482 (075.3)
ББК Ш 141.2 – 923
ISBN 978-5-85158-578-4
© ЗабГГПУ, 2009
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ..................................................................................................5
Раздел 1. Язык, речь, речевая деятельность ...........................................6
Раздел 2. Понятие о современном русском литературном языке .....14
Тема 1. Понятие о современном русском литературном языке .....14
Раздел 3. Нормы современного русского литературного языка .......26
Тема 1. Понятие «культура речи». Природа норм современного
русского литературного языка ..........................................................26
Тема 2. Орфоэпические нормы .........................................................51
Тема 3. Нормы словоупотребления ..................................................62
Тема 4. Морфологические нормы .....................................................92
Тема 5. Синтаксические нормы ......................................................107
Раздел 4. Риторика ...................................................................................119
Тема 1. История риторики. Основные понятия риторики ............119
Тема 2. Риторический канон ...........................................................134
Библиографический список ......................................................................141
Приложение ................................................................................................146
3
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное учебное пособие адресовано студентам нефилологических специальностей,
изучающим курс «Русский язык и культура речи» в рамках дисциплин
гуманитарного цикла.
Знание родного языка, речевая культура – неотъемлемые показатели культуры
человека. Углубление знаний языка, совершенствование речевой культуры,
навыков общения происходит на протяжении всей его жизни.
Главная цель этого пособия – помочь студентам повысить собственную речевую
культуру, научиться самостоятельно добывать знания, размышлять, анализировать,
сопоставлять разные точки зрения, факты, мысли.
В пособии изложены теоретические сведения по базовым для культуры
речи вопросам: язык – речь – речевая деятельность; современный русский литературный
язык; нормы современного русского литературного языка; риторика.
Теоретические сведения отобраны с учетом потребностей студентов-нефилологов.
Осваивать их помогают вопросы и базовые понятия темы, знакомство с
которыми предваряет работу с лингвистическими текстами, в которых авторы
пособия изложили необходимые сведения по русскому языку и культуре речи/риторике.
Немаловажную роль в смысловой переработке текстов играют Вопросы
для самоконтроля, отвечая на которые студенты смогут проверить свои знания,
их осознанность.
Расширяют объем теоретических сведений Тексты для чтения и анализа.
Чтение научного лингвистического текста – сложная, необходимая человеку
деятельность. Известно, что иногда человек не усваивает до 65% информации,
заложенной в тексте. Поэтому умение понимать текст, извлекать из него необходимую
информацию – важнейшие коммуникативные умения, которым нужно
специально учиться. Для этого в пособии даны не только Тексты для чтения и
анализа с вопросами, помогающими осмыслить их содержание, но и материалы
К размышлению. Эти материалы занимают особое место в пособии. В них авторами
представлены высказывания великих людей (Цицерона, Д. С. Лихачева и
др.), над которыми предлагается подумать и высказать свое мнение. Обсуждение
таких высказываний может стать началом дискуссии на занятии, участвуя в которой
студенты могут совершенствовать свои коммуникативно-речевые умения,
демонстрировать владение нормами русского литературного языка, коммуникативными
стратегиями и тактиками, фигурами и тропами речи.
Учебное пособие имеет ярко выраженную практическую направленность.
Авторы по каждой теме предлагают большое число практических упражнений
и задач, решая которые студенты осмысляют свою речевую деятельность,
анализируют собственное владение русским языком.
Представляется, что работа с этой учебной книгой позволит студентам
обогатить свои знания о русском языке, культуре речи и риторике, совершенствовать
умения и навыки речевого общения в разных сферах и ситуациях общения,
умения и навыки информационной переработки текстов, самостоятельной
учебно-познавательной деятельности и, в конечном счете, повысить свой уровень
речевой культуры.
5
Стр.6