С.Ю. Мохова, Н.В. Шумило
Летняя педагогическая практика
в детском оздоровительном лагере
Учебно-методическое пособие в помощь студенту
Чита 2008
ББК Ч 421.385.8. <...> Т.В. Алешкина, к.п.н., зам. директора по научно-методической работе
Читинского педагогического колледжа
Ответственный за выпуск: А.А. Томских, канд. геогр. наук, доцент,
проректор по научной работе
М 861
Мохова С.Ю., Шумило Н.В. <...> Летняя педагогическая практика в детском оздоровительном лагере:
учебно-методическое пособие в помощь студенту / С.Ю. Мохова, Н.В. Шумило ; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. <...> ISBN 978-5-85158-404-6
В учебно-методическом пособии в соответствии с периодами летней лагерной смены систематизированы формы организации детского отдыха в загородных
лагерях. <...> Особенности педагогического процесса лагерной смены,
определяющиеся спецификой ЗООЛ в Забайкалье ........................
Глава 4. <...> Для одних летняя практика может стать толчком к профессиональному и личностному росту, для других же - их последним педагогическим опытом. <...> Материалы пособия, раскрывающие логику и содержание педагогического процесса в условиях временного детского коллектива, дополнены материалами об основных направлениях работы отрядного педагога (организация труда педагога, работа с педагогической документацией и др.) <...> Важным подспорьем для студентов-практикантов является материал, в котором содержатся рекомендации по подготовке и организации
воспитывающей деятельности отдыхающих в лагере детей. <...> Особенности и программа летней
психолого-педагогической практики в загородном
оздоровительно образовательном лагере
У летней психолого-педагогической практики (ЛППП) существуют свои задачи, цели, формы организации, специальная программа подготовки. <...> Чтобы успешно пройти ЛППП, студентам необходимо ознакомиться с программой практики, подготовиться к ней, в период практики
выполнить все задания, правильно оформить отчетную документацию. <...> Для студентов, проходящих практику впервые и повторно <...>
Летняя_педагогическая_практика_в_детском_оздоровительном_лагере.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н.Г. Чернышевского
С.Ю. Мохова, Н.В. Шумило
Летняя педагогическая практика
в детском оздоровительном лагере
Учебно-методическое пособие в помощь студенту
Чита 2008
Стр.2
ББК Ч 421.385.8.я73
УДК 370.186 (075.3)
М 861
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского
Рецензенты: А.В. Рогова, д.п.н., профессор ЗабГГПУ;
Т.В. Алешкина, к.п.н., зам. директора по научно-методической работе
Читинского педагогического колледжа
Ответственный за выпуск: А.А. Томских, канд. геогр. наук, доцент,
проректор по научной работе
М 861
Мохова С.Ю., Шумило Н.В.
Летняя педагогическая практика в детском оздоровительном лагере:
учебно-методическое пособие в помощь студенту / С.Ю. Мохова, Н.В. Шумило
; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. – Чита: изд-во ЗабГГПУ, 2008. – 118 с.
ISBN 978-5-85158-404-6
В учебно-методическом пособии в соответствии с периодами летней лагерной
смены систематизированы формы организации детского отдыха в загородных
лагерях. Материалы могут быть полезны студентам психолого-педагогических специальностей,
проходящих летнюю педагогическую практику.
ББК Ч 421.385.8.я73
УДК 370.186 (075.3)
ISBN 978-5-85158-404-6
© С.Ю. Мохова, Н.В. Шумило
© ЗабГГПУ, 2008
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................................................... 5
Раздел 1. Принципы организации педагогической работы при
прохождении летней педагогической практики ............................... 7
Глава 1. Особенности и программа летней психологопедагогической
практики в загородном оздоровительнообразовательном
лагере ...................................................................... 7
Глава 2. Взаимодействие субъектов педагогической деятельности
в загородном оздоровительно-образовательном лагере .................. 12
Глава 3. Особенности педагогического процесса лагерной смены,
определяющиеся спецификой ЗООЛ в Забайкалье ........................ 13
Глава 4. Планирование воспитательной работы в загородном
оздоровительно-образовательном
.............................................
лагере
24
Раздел 2. Педагогические задачи и методические приемы их решения
при прохождении летней практики ....................................... 34
Глава 1. Активные методы воспитания ............................................ 34
Глава 2. Организационный период смены. Варианты решения
профессиональных задач .................................................................... 38
Глава 3. Основной период смены. Методические находки и рекомендации
для решения педагогических задач ............................. 68
Глава 4. Итоговый период. Рекомендации к проведению диагностики.
Анализ смены ........................................................................... 86
Раздел 3. Психолого-педагогический дневник ................................. 93
Приложения ......................................................................................... 100
Библиографический список ............................................................... 114
3
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее учебно-методическое пособие адресовано в первую
очередь проходящим практику в летних загородных оздоровительных
образовательных лагерях (ЗООЛ) студентам педагогических ВУЗов и
колледжей. В период практики студенты знакомятся с особенностями
работы с детьми во внеучебное время, находятся с ними в непосредственном
продолжительном контакте, имея возможность общаться
круглосуточно.
Период летней педагогической практики может коренным образом
изменить отношение студента к выбранной им профессии. Для одних
летняя практика может стать толчком к профессиональному и личностному
росту, для других же - их последним педагогическим опытом.
Будучи вожатым, студент может проявить себя как с лучших, так и с
худших сторон. Достаточно экстремальные условия работы и в то же
время необходимость проявления творческих способностей, высокого
уровня психолого-педагогической, социально-психологической компетентности
студента позволяют более точно определить уровень его
профессиональной педагогической направленности. Авторы настоящего
пособия ставили перед собой цель обобщить и представить теоретические
основы педагогики и психологии организации детского отдыха в
условиях ЗООЛ, опираясь на собственный опыт работы в загородных
летних лагерях в должности вожатого-воспитателя, педагогаорганизатора,
педагога-психолога, руководителя смены.
Материалы пособия представляют собой результат анализа доступных
психолого-педагогических материалов, апробации предложенных
в них методик в условиях забайкальского лета и обобщения собственного
опыта работы.
Материалы пособия, раскрывающие логику и содержание педагогического
процесса в условиях временного детского коллектива, дополнены
материалами об основных направлениях работы отрядного педагога
(организация труда педагога, работа с педагогической документацией
и др.).
5
Стр.6
Во втором разделе представлены материалы, которые можно использовать
при подготовке к некоторым ключевым делам смены. Реализация
предлагаемых методик, схем, алгоритмов в практической деятельности
имеет смысл только при их активной разработке самим практикантом
применительно к условиям каждой конкретной смены.
В приложении авторы предлагают список литературы, которая
поможет студентам самостоятельно решать педагогические задачи.
Важным подспорьем для студентов-практикантов является материал,
в котором содержатся рекомендации по подготовке и организации
воспитывающей деятельности отдыхающих в лагере детей.
6
Стр.7