О.А. Антонова
ФОРМИРОВАНИЕ
АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Учебно-методическое пособие
Казань
Познание
2008
УДК 378.1(075.8)
ББК 74.58я73
А72
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета Института экономики,
управления и права (г. Казань)
Рецензенты:
кандидат психологических наук Э.Н. Ахметшина;
кандидат педагогических наук Р.А. Сахипова
А72
Антонова, О.А.
Формирование активной жизненной позиции будущих педагоговпсихологов: учеб-метод. пособие / О.А. Антонова. <...> ISBN 978-5-8399-0279-4
Моделированию формирования у студентов гуманитарного вуза активной жизненной позиции, как правило, не уделяется должного внимания, слабо
используются соответствующие ресурсы и возможности профессионального
образования. <...> В основу концепции данного исследования легли следующие идеи и основные направления, повлиявшие на формирование активной жизненной позиции у будущих педагогов-психологов: признание активной жизненной позиции
педагога-психолога как целевого социального звена государственной политики, признание универсальности активной жизненной позиции в деятельности
педагога-психолога, ориентированной на социальное развитие его воспитанников, нравственное изменение их организационно культурной среды; признание
важности влияния личности педагога-психолога на управление: ее культурные
ценности, установки, формы проявления поведения. <...> Предназначено для педагогов-психологов, психологов, социальных педагогов высшего профессионального образования, а также для студентов психологического факультета высших учебных заведений. <...> Подготовить такую личность могут педагоги-психологи, если у них у
самих сформирована активная жизненная позиция. <...> Необходимость формирования активной жизненной позиции
будущего педагога-психолога резко возрастает в период нестабильного развития общества, хотя его влияние и влияние государства на формирование
активной жизненной позиции в образовательных учреждениях <...>
Формирование_активной_жизненной_позиции_будущих_педагогов-психологов_учеб-метод._пособие.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
О.А. Антонова
ФОРМИРОВАНИЕ
АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Учебно-методическое пособие
Казань
Познание
2008
Стр.1
УДК 378.1(075.8)
ББК 74.58я73
А72
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета Института экономики,
управления и права (г. Казань)
Рецензенты:
кандидат психологических наук Э.Н. Ахметшина;
кандидат педагогических наук Р.А. Сахипова
Антонова, О.А.
А72 Формирование активной жизненной позиции будущих педагоговпсихологов:
учеб-метод. пособие / О.А. Антонова. – Казань: Изд-во
«Познание» Института экономики, управления и права, 2008. – 176 с.
ISBN 978-5-8399-0279-4
Моделированию формирования у студентов гуманитарного вуза активной
жизненной позиции, как правило, не уделяется должного внимания, слабо
используются соответствующие ресурсы и возможности профессионального
образования.
В основу концепции данного исследования легли следующие идеи и основные
направления, повлиявшие на формирование активной жизненной позиции
у будущих педагогов-психологов: признание активной жизненной позиции
педагога-психолога как целевого социального звена государственной политики,
признание универсальности активной жизненной позиции в деятельности
педагога-психолога, ориентированной на социальное развитие его воспитанников,
нравственное изменение их организационно культурной среды; признание
важности влияния личности педагога-психолога на управление: ее культурные
ценности, установки, формы проявления поведения.
Предназначено для педагогов-психологов, психологов, социальных педагогов
высшего профессионального образования, а также для студентов психологического
факультета высших учебных заведений.
УДК 378.1(075.8)
ББК 74.58я73
ISBN 978-5-8399-0279-4
�� Институт эк
ут экономики, управ
и права (г. Казань), 2008
�� Антонова О.А., 2008
мики, управления
Стр.2
Оглавление
Введение ........................................................................................................... 4
Глава 1. Теоретические основы формирования активной
жизненной позиции будущего педагога-психолога .......................... 7
1.1. Ключевые понятия и сущность феномена
«активная жизненная позиция» ............................................................ 7
1.2. Современное содержание интегрального качества
«активная жизненная позиция» .......................................................... 16
Глава 2. Методы и формы организации процесса
формирования активной жизненной позиции будущих
педагогов-психологов ................................................................................ 27
2.1. Методы и приемы формирования активной жизненной
позиции ..................................................................................................... 27
2.2. Формы организации внеучебной работы
по формированию активной жизненной позиции.......................... 47
Заключение .................................................................................................... 74
Библиографический список ...................................................................... 77
Приложения .................................................................................................. 87
3
Стр.3
Введение
Актуальность исследования определяется политико-экономическими изменениями,
произошедшими в нашем обществе, сменой парадигмы в образовании
с авторитарной на гуманистическую, потребностью общества в педагогах-психологах,
способных активно участвовать в этих преобразованиях.
Становится очевидным, что для достижения профессионального и жизненного
успеха в современном обществе к личности предъявляются высокие
требования, особенно к уровню активности ее жизненной позиции, чтобы она
могла быть, а не казаться самодостаточной, полезной и нужной в социуме.
Подготовить такую личность могут педагоги-психологи, если у них у
самих сформирована активная жизненная позиция. Поэтому проблема формирования
активной жизненной позиции личности, особенно в период социальных
трансформаций, занимает одно из центральных мест в педагогике
и психологии. Необходимость формирования активной жизненной позиции
будущего педагога-психолога резко возрастает в период нестабильного развития
общества, хотя его влияние и влияние государства на формирование
активной жизненной позиции в образовательных учреждениях, в том числе в
гуманитарном вузе, ограничено, а не усилено, как принято считать.
Для эффективного решения проблемы научно-методического сопровождения
профессиональной карьеры студенческой молодежи необходимо
знать, какие составляющие активной жизненной позиции педагогов-психологов
востребованы на рынке труда. На наш взгляд, главными из них
являются: ориентация на современную ценностно-нормативную систему;
на одобрение или отрицание происходящих реформ (поддержка, противодействие
или неопределенность ориентации); уровень социально-психологической
адаптированности к новым запросам рынка труда и др. На их
раскрытие нацелена данная работа.
Основными требованиями системы образования к молодым специалистам
являются их активность и готовность быстро освоить учебный
материал, потому что обществом востребованы энергичные, коммуникабельные,
с хорошо поставленной речью и «блеском в глазах» специалисты.
Работодателю важно видеть, что его сотрудник нацелен на активное профессиональное
развитие именно данной организации.
Современные условия жизни человека в обществе требуют от него умений
находить среди разнообразных потоков информации существенную и
значимую в конкретный момент, принимать решения в условиях высокой
степени неопределенности, выстраивать собственное поведение в разнообразных
жизненных и профессиональных ситуациях, быть полноценным
субъектом своей жизнедеятельности, руководителем и автором своего про4
Стр.4