Н.В. Ванюхина
Возрастная психология
Учебное пособие
В 2-х книгах
Книга 2
Рекомендовано УМО по специальностям педагогического
образования в качестве учебного пособия для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по специальности 050706 –
педагогика и психология
Казань
Познание
2008 <...> ISBN 978-5-8399-0256-5
Книга вторая данного учебного пособия посвящена вопросам возрастной психологии: от пренатального развития до пожилого и старческого возраста. <...> Младенчество
Тема 12: Развитие психики в раннем детстве
Тема 13: Развитие психики в дошкольном
возрасте
Тема 14: Кризис 6-7 лет
Тема 15: Младший школьный возраст
Тема 16: Психопатологические и
психосоматические расстройства детства
Тема 17: Психологические особенности
подростка
Тема 18: Психология юношеского возраста
Тема 19: Психология зрелого возраста
(взрослости)
Тема 20: Пожилой и старческий возраст
Итого:
Лекции
Семинары
4
2
2
4
4
2
2
2
6
4
4
2
4
2
4
4
2
2
2
1
4
6
1
2
8
2
2
8
1
4
2
1
8
4
6
4
8
4
4
90
2
50
7 <...> Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает
возрастная психология, занимающаяся изучением возрастной динамики развития человеческой психики, онтогенеза психических
процессов и психологических свойств личности качественно изменяющегося во времени человека. <...> Развитие эмбриологии, генетики, биохимии и экспериментальных методов позволило приблизиться к пониманию того, что происходит в эмбриональном периоде, но даже современные знания о
внутриутробной психической жизни фрагментарны и малочисленны. <...> Первый месяц внутриутробной жизни завершается тем, что связь с матерью устанавливается
с помощью пуповины. <...> Основным органом кроветворения с 5-й по 20-ю неделю
внутриутробной жизни является печень. <...> Значение обратной связи очевидно при анализе состояния, известного под названием
алкогольный синдром плода, при котором дети матерей-алкоголиков
появляются на свет с врожденными уродствами суставов. <...> Так, приводятся данные <...>
Возрастная_психология_учеб._пособие_в_2_кн._Кн._2.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Н.В. Ванюхина
Возрастная психология
Учебное пособие
В 2-х книгах
Книга 2
Рекомендовано УМО по специальностям педагогического
образования в качестве учебного пособия для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по специальности 050706 –
педагогика и психология
Казань
Познание
2008
Стр.1
УДК 159.9(075.8)
ББК 88я72
В17
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Рецензент:
доктор психологических наук, профессор кафедры
психологии развития и психофизиологии
Института экономики, управления и права (г. Казань) И.М. Юсупов
Содержание
Пояснительная записка...........................................................................5
Тематический план курса «Возрастная психология»........................7
Введение......................................................................................................8
Тема 9: Пренатальное (внутриутробное) развитие..............................9
9.1. Истоки представлений о внутриутробном
психическом развитии...........................................................................9
9.2. Оплодотворение яйцеклетки........................................................11
9.3. Первый месяц жизни....................................................................12
9.4. Второй месяц жизни.....................................................................15
9.5. Третий-пятый месяцы жизни.......................................................16
9.6. Шестой-девятый месяцы жизни..................................................18
9.7. Критические периоды пренатального развития.........................24
9.8. Рождение ребенка..........................................................................25
В17
Ванюхина, Н.В.
Возрастная психология: учеб. пособие: в 2-х кн. Кн. 2 / Н.В. Ванюхина.–
Казань: Познание, 2008. – 292 с.
ISBN 978-5-8399-0256-5
Книга вторая данного учебного пособия посвящена вопросам возрастной
психологии: от пренатального развития до пожилого и старческого
возраста.
Данное пособие по курсу «Возрастная психология» предназначено
для студентов очного и заочного отделений факультета психологии,
а также в качестве дополнительного материала для студентов различных
факультетов, изучающих психологию.
Тема 10: Психологические особенности новорожденного...............28
10.1. Границы периода новорожденности.........................................28
10.2. Рефлексы новорожденного........................................................29
10.3. Физиологические характеристики новорожденного...............31
10.4. Социальная ситуация новорожденного....................................33
Тема 11: Младенчество............................................................................36
11.1. Социальная ситуация развития младенца................................36
11.2. Физическое развитие младенца................................................37
11.3. Сенсорное развитие....................................................................41
11.4. Ведущая деятельность младенца...............................................45
11.5. Развитие речи...............................................................................48
11.6. Развитие эмоциональной сферы в младенчестве....................52
11.7. Кризис первого года жизни........................................................55
Тема 12: Развитие психики в раннем детстве....................................58
12.1. Физическое развитие в раннем детстве....................................58
12.2. Умственное развитие..................................................................61
12.3. Развитие речи в раннем детстве................................................69
12.4. Социальная ситуация развития в раннем детстве...................73
12.5. Деятельность в раннем детстве................................................78
12.6. Кризис 3 лет.................................................................................85
ISBN 978-5-8399-0252-7 (Книга 1)
ISBN 978-5-8399-0256-5 (Книга 2)
ISBN 978-5-8399-0256-5
УДК 159.9(075.8)
ББК 88я72
© Ванюхина Н.В., 2008
© Институт экономики, управления
и права (г. Казань), 2008
Тема 13: Развитие психики в дошкольном возрасте........................90
13.1. Физическое развитие ребенка....................................................90
13.2. Социальная ситуация развития дошкольника..........................91
13.3. Деятельность дошкольника........................................................96
13.4. Умственное развитие................................................................104
13.5. Развитие личности дошкольника.............................................115
13.6. Психологическая готовность к школе.....................................123
Тема 14: Кризис 6-7 лет........................................................................130
3
Стр.2
Тема 15: Младший школьный возраст.............................................136
15.1. Физическое развитие ребенка..................................................136
15.2. Социальная ситуация развития в младшем
школьном возрасте.............................................................................137
15.3. Деятельность младшего школьника........................................141
15.4. Умственное развитие младшего школьника...........................145
15.5. Развитие личности младшего школьника...............................152
Тема 16: Психопатологические и психосоматические
расстройства детства......................................................................163
Тема 17: Психологические особенности подростка........................168
17.1. Периодизации подросткового возраста...................................168
17.2. Биологическое развитие в подростковом возрасте................172
17.3. Психологическое развитие подростка.....................................175
17.4. Социально-психологические изменения
в подростковом возрасте....................................................................180
17.5. Психологические особенности различных стадий
подросткового возраста......................................................................185
17.6. Подростковые кризисы.............................................................189
Тема 18: Психология юношеского возраста.....................................194
18.1. Проблема периодизации юношеского возраста.....................194
18.2. Интеллектуальное развитие в юности....................................196
18.3. Личностное развитие в юности...............................................197
18.4. Социальное развитие в юности...............................................202
18.5. Жизненные планы в юности....................................................203
Тема 19: Психология зрелого возраста (взрослости)......................211
19.1. Границы зрелости (взрослости)...............................................211
19.2. Ранняя зрелость (молодость)....................................................214
19.3. Средняя зрелость (взрослость)................................................223
19.3.1. Профессиональная деятельность
в средней зрелости.....................................................................223
19.3.2. Семейная жизнь в средней зрелости............................228
19.3.3. Личностное развитие в средней зрелости...................230
19.4. Поздняя зрелость.......................................................................235
19.5. Кризисы зрелости (взрослости) ..............................................240
Тема 20: Пожилой и старческий возраст..........................................246
20.1. Границы пожилого возраста.....................................................246
20.2. Факторы, влияющие на старение............................................251
20.3. Психологический портрет старости........................................258
20.4. Смерть как кризис индивидуального существования...........264
Библиографический список.................................................................279
Словарь терминов.................................................................................286
Приложение............................................................................................289
Письмо пожилой женщины в газету................................................289
4
Пояснительная записка
Цель курса «Возрастная психология» – дать студентам знания
об основных условиях, механизмах психического развития человека
на каждом возрастном этапе, дать представление об основных
теориях развития и возрастных периодизациях, ознакомить с возможностями
саморазвития и самовоспитания, а также с факторами,
способствующими и препятствующими личностному росту.
Полный курс «Возрастной психологии» в рамках дистанционного
обучения рассчитан на 140 часов (90 лекционных и 50 семинарских).
Курс состоит из лекционных тем, списков основной и дополнительной
литературы и приложения.
Задачи курса:
сформировать систему психологических знаний по курсу
•
«Возрастная психология»;
создать терминологическую базу в рамках данного курса;
развить навыки работы с литературными источниками;
сформировать навыки анализа и оценки теорий развития;
развить навык применения полученных знаний на практике.
По окончанию изучения курса «Возрастная психология» студен•
•
•
•
ты
должны знать:
классические теории развития и возрастные периодизации;
методологию возрастной психологии;
основные особенности возрастных периодов;
иметь представление о новейших теориях развития и возраст•
•
•
•
ных
периодизациях.
К окончанию изучения курса «Возрастная психология» студенты
должны уметь:
дать общий обзор теорий развития и возрастных периодиза•
ций;
•
•
•
ции;
•
самостоятельно составлять методики исследования;
5
оценить каждую теорию развития;
охарактеризовать особенности периодов онтогенеза человека;
использовать методы возрастной психологии адекватно ситуа
Стр.3