«МОИ КНИГИ
В ХОРОШЕМ СМЫСЛЕ
ДИСКОМФОРТНЫ...» 3
Беседа с писателем
Олегом Дивовым
«ВЗГЛЯД» НА «БИТЛОВ»
И СОСЕДСКУЮ
КУХНЮ
5
ГЕРОИ
ДОЛГО
НЕ ЖИВУТ
6–7
#15
(2339)
WWW.KNIGOBOZ.RU
4
УТОМЛЕННЫЕ
ШОУБИЗНЕСОМ
Карнавальная
сатира
Чака Паланика
17
ПРОЩАЙ,
ДОРОГОЙ
КУРТ!
Как Хеннинг Манкель
убил детектива
20
выходит с 5 мая 1966 года
РЫЖИЙ
НАДОЕДЛИВЫЙ
КОРОТЫШКА
Смысл жизни
по Субастику
Любовь живет 98 минут
новости Роман Бегбедера на экране (стр. 19)
Лондонская эйфория
«Добродетель, безумие и сбивающие с толку
урбанистические изменения вошли в число тем,
оказавшихся в лонг-листе этого года» – так
председатель жюри Букеровской премии
нынешнего года Питер Стотард охарактеризовал
решение, принятое им совместно с коллегами.
«Длинный список» номинантов на
одну из самых престижных в англоязычном
мире литературных наград – Man Booker Prize
– был объявлен в Лондоне в среду, 25 июля. В
список, полученный после того, как судьи
отвергли 133 рукописи, вошли двенадцать
произведений. Среди авторов, претендующих
на награду, оказалась и та, у кого она уже
есть: британская писательница Хилари Мантел
придумала продолжение романа «Волчий
зал», за который ровно три года назад уже
получила «Букер». Если ей удастся выиграть
снова – она станет вторым автором (после
Джозефа Кутзее), сумевшим дважды завоевать
этот приз. Впрочем, не меньше шансов
на победу и у другого британца – Уилла
Селфа – большого любителя гротеска и жесткой
сатиры, а также у Николы Баркер, которая
в 2007 году тоже попадала в «короткий
список», и у южноафриканца Андре Бринка
– профессора английской литературы в
Кейптаунском университете, сочиняющего
свои книги на двух языках — африкаанс и
английском. Бринк всего на год младше другого
номинанта – 78-летнего Майкла Фрэйна,
знаменитого английского драматурга (его
«Шум за сценой» не раз ставили на сценах
русских театров) и переводчика (именно он
познакомил соотечественников с главными
чеховскими пьесами). В лонг-лист вошел еще
один английский драматург – Дебора Леви,
а также писатель малазийского происхождения
Тан Тван Энг – книги этих авторов прежде
входили в «длинные» или «короткие»
списки. Все остальные номинанты – дебютанты:
Рэйчел Джойс, Элисон Мур, Джит
Тайил, Сэм Томпсон и Нед Боман.
pro
Читайте в сегодняшнем выпуске «PRO»:
Подготовка к XXV ММВКЯ идет полным ходом;
Лучшие книги российских регионов.
Напоминаем нашим читателям, что список новых книг, а также рейтинги бестселлеров
зарубежной литературы вы сможете найти только в PROфессиональной версии
«Книжного обозрения», распространяемого только по подписке. Подробности – на стр. 14.
Cледующий номер «Книжного обозрения» выйдет 13 августа с.г.
Любовь живет 98 минут
Роман Бегбедера на экране (стр. 19)
Стр.1
Книжное обозрение
2
Один из первых
книга недели
Большая малая
энциклопедия
Сергей Чупринин, главный редактор журнала
«Знамя», не в первый раз пытается охватить
все имена, пароли и явки современного литературного
процесса. Уже изданы двухтомник
«Новая Россия: мир литературы» и несколько
книг-путеводителей авторского проекта «Русская
литература сегодня». Но масштаб вот
этой увесистой книжки – «Малой литературной
энциклопедии» – действительно поражает.
Почти
тысяча страниц, на которых поместились
все возможные имена и события
сегодняшней литературы. Биографические
справки писателей, журналистов, поэтов,
критиков, музыкантов и литературных «подвижников»
в алфавитном порядке: перечень
изданных книг и полученных премий, даты
рождения, заслуги, проекты... Найти можно
почти любого современного автора, засветивУшел
из жизни Анатолий Щукин – поэт, не слишком известный широкой публике, но с
полным правом могущий быть названым «подпольным классиком» отечественной независимой
культуры.
Анатолий Щукин родился в Москве 3 июля 1940 года в семье служащих.
В 1959-м, когда еще не вполне можно говорить о формировании неподцензурной культуры,
Щукин становится активным участником несанкционированных поэтических чтений
на площади Маяковского. Здесь происходит его знакомство с Юрием Галансковым и Владимиром
Буковским, отсюда вытекают и его публикации в легендарных самиздатских журналах
– «Бумеранг», «Феникс», «Сирена»... Милиция и КГБ прессовали участников чтений;
это закончилось окончательным разгоном «Маяковки».
С этой поры Щукин уходит во «внутреннее подполье» (хотя его стихи и были опубликованы
в «Гранях»). Работал инженером, заочно окончил МЭИ. Продолжая всю жизнь писать
стихи, Щукин не публиковался. Лишь за несколько лет до смерти он увидел том своих сочинений
– «Успение стиха» (М.: Европейские издания, 2009). Стихи Щукина, безусловно, должны
стать частью той поэтической борьбы, что осуществлялась многими независимыми послевоенными
авторами. В этом смысле Щукин – один из первых, его с полным правом можно
назвать предшественником и «СМОГа» и «Московского времени». «…Разве можно выбрать из
цветов единый / Или среди игрищ слезы проливать / Вылеплен из глины вылеплен из глины / Можно
и потрогать можно и сломать // Я сегодня понял те слова значенье / Коих не имеет этот мир от
века / Света часть уносит всякое теченье / Значит повторенье знает человека».
Жизнь как литература
Чупринин С.
В Москве на 89-м году жизни скончался литературовед Евгений Пастернак, сын писателя
Бориса Пастернака. Евгений родился в 1923 году, он был старшим сыном писателя от первого
брака с художницей Евгенией Лурье. Этот брак продлился до 1931 года. Евгений Борисович
учился в Академии бронетанковых и механизированных войск по специальности инженермеханик
по электрооборудованию и системам автоматического управления. Он был кандидатом
технических наук, однако его жизнь была неразрывно связана с литературоведением.
Большую часть своих исследований он посвятил творчеству отца, был одним из крупнейших
биографов Бориса Пастернака, в частности, написал первую биографию писателя.
Кроме того, Евгений Пастернак был составителем и комментатором первого Полного собрания
сочинений Бориса Пастернака, которое вышло в 2005 году в издательстве «Слово». Всего
ему принадлежит более 200 работ, посвященных отцу. В 1989 году в Стокгольме он получил
диплом и медаль нобелевского лауреата, присужденные его отцу.
Русская литература
сегодня: Малая
литературная
энциклопедия.
М.: Время, 2012. – 992 с.
3000 экз. (п)
ISBN 978-5-9691-0679-6
шегося на страницах толстых журналов, литературных
газет или сайтов. Книга – словно
мост, соединяющий несколько поколений, от
рожденных в 1930-е годы до совсем молодых,
едва достигших тридцатилетия. Тут собрана
информация и обо всех возможных фестивалях,
конкурсах, премиях, литературных объединениях,
издательствах и СМИ. Охвачена
не только литературная жизнь России, но и
современное русское зарубежье.
Казалось бы, энциклопедия – сухие факты,
краткие творческие биографии – а вызывает
живые эмоции и гордость за русскую словесность.
Отсутствие снобизма и принцип «мал
золотник да дорог» рождают приятное чувство
– наша литература жива, свободно дышит, и у
нее не только славное прошлое, но и огромное
будущее.
Пусть где-то встречаются неточности и
некоторые пробелы, но автор в предисловии,
признавая невероятный, непосильный масштаб
своего труда, со вздохом берет на себя
эту ответственность. Делать всегда труднее,
чем не делать. А труд проделан невероятный,
и за это Сергею Чупринину большое человеческое
спасибо.
Дарья Лебедева
Выбор редакции
Издания, отрецензированные в номере
Баевский В.
Стихотворения двух тысячелетий . . . . . . . . . . . 11
Бесков Э. Дети лесного гнома . . . . . . . . . . . . . . 24
Бесков Э. Солнечное яйцо . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Бумажные мосты: Пять еврейских поэтов . . . 11
Вишнек М.
Синдром паники в городе огней . . . . . . . . . . . . . . . 8
Дивов О. Консультант по дурацким
вопросам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Дикий плющ: Духовная автобиография
дзэнского наставника Хакуина . . . . . . . . . . . . . . 15
Дмитричев Т. В погоне за сокровищами
и специями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Додолев Е.
The Взгляд: Битлы перестройки. . . . . . . . . . . . . . . . 5
Додолев Е.
Влад Листьев: Пристрастный реквием . . . . . . . . . 5
Жадан С. Ворошиловград . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Зусева-Озкан В. Поэтика метаромана . . . . . . 11
Ивченко Л. Кутузов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Ильинская А. Возвращение к кристаллу . . . 11
Кереньи К. Мифология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Козлов С. Эрнест Ренан:
Филология как идеология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Коплан Б. Старинный лад . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Котлицкая О. Знаменитые места мира . . . . . 10
Кучок В. Царица печали . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Левченко Я. Другая наука:
Маар П. Новые веснушки для Субастика . . . 20
Маар П. Семь суббот на неделе . . . . . . . . . . . . 20
Маккэнн К. И пусть вращается
прекрасный мир. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Малицкий С. Юдоль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Манкелль Х. Неугомонный . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Мартиросова М. Фотографии на память . . . . . 7
Мохаммади Д. Маленькая торговка
спичками из Кабула . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Мясников А. Тайный код Петербурга. . . . . . . 15
Носов К. Замки самураев
и японское осадное искусство . . . . . . . . . . . . . . . 10
Нусинова Н. Курячий бог . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Острогорский Г.
История Византийского государства . . . . . . . . 15
Паланик Ч. Кто все расскажет. . . . . . . . . . . . . . . . 4
Пустовая В. Толстая критика . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Ринпоче Согьял.
Тибетская книга жизни и смерти. . . . . . . . . . . . . 15
Рыжков А. Слезы Господа. . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Сергеев С. Товарищ жандарм. . . . . . . . . . . . . . . 15
Уаттара В. Жизнь в красном. . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Улюкаев А. Чужое побережье . . . . . . . . . . . . . . 11
Шнакенберг Р. Тайная жизнь
великих кинорежиссеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Русские формалисты в поисках биографии . . . 9
7
1
Писатель, поэт, журналист, сценарист,
биограф, а теперь и драматург
– Дмитрий Быков выпустил
новую книгу. Сборник состоит из двух
частей. В первую вошли рассказы: двадцать
три текста, среди которых оказались и те,
что читателю уже известны, и совсем новые.
Содержание второй части
составили пьесы – отчасти
сатирические, отчасти
лирические, гротескные и
философские.
Быков Д.
Шойбле М. Джихад: террористами
не рождаются . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Эркень И. Пьесы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Янсон А. Серебряная корона. . . . . . . . . . . . . . . . 17
2
Синдром Черныша.
М.: ПРОЗАиК, 2012. – 512 с.
Туристы приезжают в этот древний
город, «цветущий» – в переводе,
прекрасный – на любом языке,
идут во дворцы, соборы и картинные
галереи, восхищаются и… уезжают.
Большинство и не знает: каково это – жить
в городе-музее. Уроженка Флоренции Элена
Станканелли рассказывает
о том, по чему одни
отсюда бегут, а другие –
возвращаются.
Станканелли Э.
Я росла во Флоренции /
Пер. с ит. О.Уваровой.
М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус,
2012. – 304 с. – (Серия «Города
и люди»).
Евгений Пастернак был женат на Елене Вальтер, внучке философа Густава Шпета. Елена
Пастернак была соавтором мужа, его редактором. Вместе супруги подготовили несколько
десятков научных работ; в 2009 году они выпустили, например, мемуары сестры Бориса
Пастернака Жозефины, которые впервые были опубликованы на русском языке.
Вид с горы Пикет
25 июля 1929 года родился Василий Шукшин.
Ежегодно в преддверии этого дня на
родине поэта, писателя, актера и режиссера
– на Алтае, собираются многочисленные
почитатели его таланта. Превратившиеся в
традицию, «шукшинские дни» представляют
собой всероссийский фестиваль, который
открывается в Барнауле, проходит в городе и
прилегающих к нему селах и включает в себя
множество мероприятий: по количеству жанров,
в которых работал великий художник.
Одним из первых среди них стала презентация
антологии лауреатов Шукшинской литературной
премии – она вручается один раз в
два года. За это время ее обладателями стали
Виктор Потанин из Кургана, Иван Евсеенко
из Воронежа и Михаил Еськов из Курска.
Из собрания сочинений лауреатов был
составлен трехтомник, вскоре он поступит
в свободную продажу. Второе важное событие
«шукшинских дней» – кинофестиваль.
В этом году исполняется сорок лет картине
«Печки-лавочки»: отметить круглую дату
организаторами было решено в селе Шульгин
Лог, где проходили съемки. Туда съехались
актеры, участники съемочной площадки,
включая жителей села Сростки, которых
Шукшин занял в кинопроцессе, кинооператор
и помощник режиссера Анатолий Заболоцкий
и дочь писателя Ольга Шукшина.
Старый «глухарь»
Прокуратура Пензенской области передала
лермонтовскому музею-заповеднику «Тарханы»
копии документов о дуэли, на которой
был убит Михаил Лермонтов, сообщает
Генпрокуратура РФ. Среди полученных
бумаг копии «рапорта городовой частной
управы от 18 июля 1841 года о дуэли Тенгинского
пехотного полка поручика Лермонтова
с уволенным от службы из Гребенского Казачьего
полка майором Мартыновым», копии
рапортов «Господину Пятигорскому Окружному
Начальнику», «Господину Главноуправляющему
11-м отделением Собственной Его Императорского
Величества Канцелярии», копия
выписки из журнала происшедших 18 июля
1841 года криминальных происшествий. Все
они содержат информацию о дуэли, ранении
и смерти Лермонтова. Также указано, что
«секунданты, равно как и дуэлист, содержатся
под стражей».
Для Лермонтова это была уже вторая
дуэль, первая, в феврале 1840 года, закончилась
примирением поэта с соперником
– сыном французского посла в Петербурге
Эрнестом де Барантом. Что именно произошло
на дуэли Лермонтова с Мартыновым
и при каких обстоятельствах был убит
поэт, до сих пор достоверно неизвестно. По
одним данным, Лермонтов стрелял первым
и сделал выстрел в воздух, по другим – вообще
отказался стрелять в Мартынова. Также
существует версия, согласно которой Мартынов
выстрелил первым и убил Лермонтова.
После дуэли Мартынов был арестован и предан
военному суду. Его приговорили к трем
месяцам гауптвахты и последующему церковному
покаянию.
3
Не в силах больше терпеть такое
положение дел: когда со знанием дела
о литературе рассуждают те, кто ее в
действительности не читает («ведущие
литературных колонок в изданиях для коммерсантов
и глянцевых журналах, меценаты и словоохотливые
ЖЖ-юзеры»), – Захар Прилепин
решил рассказать «про наболевшее»
сам. И написал
книгу о русской литературе
последнего десятилетия.
Прилепин З.
Книгочет: Пособие
по новейшей литературе,
с лирическими и
саркастическими
отступлениями.
М.: Астрель, 2012. – 444 с.
#15 (2339)
новости
Стр.2
Книжное обозрение
#15 (2339)
олег дивов
3
персона
«Люблю делать
полезные книги»
– Отложим фантастику в сторону. Что же
касается т.н. «реалистической» литературы,
то в ней существуют два подхода. Один гласит,
что автор может и должен писать лишь
о том, что знает на собственном опыте, как,
например, жокей Дик Фрэнсис, всю жизнь
рассказывавший «про лошадок». Ярким примером
второго варианта является Джеймс
Хедли Чейз, скромный британский клерк,
в свободное время писавший об американских
гангстерах, для чего он обкладывался
газетными вырезками, словарями сленга и
таким образом «входил в тему». Вы к какому
методу себя относите?
– Надо сказать, что после смерти Фрэнсиса
выяснилось, что за него писала его
жена... Так вот, я такая «жена Фрэнсиса».
Вот, скажем, у человека есть история, в которой
он разбирается досконально. А я, в силу
определенных жизненных обстоятельств,
обладаю достаточно широким жизненным
опытом. Я «по верхам» знаю очень много.,
а в чем-то и по чуть-чуть участвовал. Поэтому
история меня может зацепить эмоционально.
Вот, в истории, описанной в «Консультанте»,
я могу представить себя в роли
целого ряда персонажей. Они мне близки,
мне понятны их переживания. И поэтому за
описание этой ситуации я берусь с удовольствием,
потому что мне это близко. Но все
равно я посередине: я не тот, кто рассказывает
совсем про себя, но и не тот, кто говорит
о вещах, знакомых ему чисто теоретически.
Для меня важен момент эмоциональной
вовлеченности. Тогда я сделаю все четко,
как надо. Если я плохо вижу, слабо воспринимаю
ситуацию – то я в нее не полезу.
И еще один важный момент. Я люблю
делать полезные книги. Писать ту правду,
которая войдет в сознание читателя. При этом
я сознаю, что мои книги в хорошем смысле
дискомфортны. Они картину мира, существующую
в мозгу обывателя – к которым
я отношу и себя, кстати, – я надеюсь, подправляют.
Чем в этом смысле, как я считаю,
хорош «Консультант»... Ведь ситуация, описанная
там, существует для среднего человека
на уровне баек и анекдотов. К нему на работу
4
Зеленые надкушенные яблоки так
прочно закрепились в нашем списке
покупок, надежд и страстей, что,
кажется, никакие другие «фрукты»
не в состоянии их оттуда вытеснить. Почему?
Да потому что внутри самого «Яблока» всегда
велась и до сих пор ведется невидимая
борьба за наши сердца (и
кошельки). Историю этой
борьбы как раз и раскручивает
Адам Лашински.
Лашински А.
Внутри Apple: Как работает
одна из самых успешных и
закрытых компаний мира /
Пер. с англ. С.Алексеева.
М.: Колибри, Азбука-Аттикус,
2012 – 304 с.
не заходят иностранные резиденты, а потом
не приезжает военная контрразведка. То есть
предполагается, конечно, что где-то это все
есть, но не здесь, не рядом. А оно рядом.
И еще важен в этой книге выбор героя,
который он делает, сообразуясь с понятиями
о долге, чести и т.д. Он делает этот выбор
интуинтивно, а выбор оказывается правильным.
Это ведь еще книжка об осознании
молодым человеком понятия начальственности.
Вот я начальник, я могу командовать.
Но при этом я несу ответственность за тех,
кем командую.
– Вот вы сказали, что стараетесь писать
«полезные» книги. А как это – полезные?
– Это книги, способные дать читателю
новый жизненный опыт, который он сможет
принять и встроить в себя как собственный.
Такая «хемингуэевская правда». Чисто технологически
это означает, что книга написана
правдиво и по фактологии, и по впечатлению,
которое она производит. Естественно,
сама история должна быть эмоционально
значимой для автора, иначе ничего не получится.
Автор просто не может выглядеть
неискренним, а текст не может дезинформировать.
Самый простой метод добиться такого
эффекта – писать «как было». Допустимо
сместить временные планы, спрессовать
события, приписать кому-то чужое высказывание,
чтобы не множить персонажей, но
только не гнать отсебятину. Писательский
инструментарий всегда играет в таких книгах
чисто техническую роль. Ты рассказываешь
историю, которую, с твоей точки зрения,
читателю полезно знать. Потому что
это знание пригодится ему. Возможно, както
модифицирует его поведение. Облегчит
принятие каких-то решений. А вдруг и беду
отведет. Собственно, ради этого все и делается
– чтобы помочь человеку.
– А в состоянии ли культура вообще, и
литература в частности, действительно повлиять
на мировоззрение людей, ведь давно
сказано, что дураки все равно не поймут, а
умные и без того знают?
– Не будем путать дураков с идиотами.
Массовый читатель вовсе не идиот, и в
5
Просто непостижимо: как могла
эта история остаться за пределами
фильма? Ведь ее главные герои сами
создавали кино, и их отношения
были такими драматическими… Он – великий
режиссер, она – его муза, актриса, подруга.
Но самое интересное заключается в том,
что Карин Ланнбю играла
не только на сцене, но и
в жизни. Андерс Тунберг
расследует дело о прекрасной
шпионке.
Тунберг А.
Карин Ланнбю – Мата Хари
Ингмара Бергмана / Пер. со
швед. К.Мурадян.
СПб. : БХВ-Петербург, 2012. –
416 с.: ил. – (Окно в историю).
Беседовал Дмитрий Малков
алков
Олег Дивов в первую очередь известен как писатель-фантаст. Между тем он автор как
минимум трех совершенно реалистических произведений – повести «Запомним Таню
мертвой», армейских воспоминаний «Оружие возмездия» и книги о Московском метро
«Не прислоняться» (в соавторстве с Максом Рублевым). Недавно вышла еще одна вещь –
«Консультант по дурацким вопросам» (рецензию на нее см. на стр. 16 этого номера).
Это не только рассказ о том, как живет послевоенная Южная Осетия, но и размышление
на очень серьезные, порой непопулярные в нашем обществе темы. Олег Дивов любезно
согласился дать интервью газете «Книжное обозрение».
–
е
жизни, и в выборе книг тоже руководствуется
здравым смыслом – как он его понимает,
конечно. Основная беда в том, что и
по жизни в целом, и у книжной полки он
не готов встречать проблемы лицом, а всегда
старается уклониться от сколько-нибудь
серьезного выбора. Но это не значит, что
достучаться до такого читателя невозможно.
Давайте вспомним, что многие поведенческие
тренды определяются всего-навсего
модой. Мода уйдет, а тренд может закрепиться.
Попробуем
взглянуть на проблему, скажем
так, с психотерапевтической колокольни.
У нас в коммерческой прозе и в фантастике
особенно – традиционно большой
спрос на книги-утешения и почти нулевой
на книги-тренинги. То есть читатель ждет
от текста не подсказок как действовать, и уж
точно не моделей неких успешных поведенческих
шаблонов, а всего-навсего банального
поглаживания. Книги-утешения всегда
дают один и тот же ответ на один и тот же
вопрос: кто виноват? – только не ты, любимый,
уж точно не ты.
Если этот баланс хоть немного сместить
для начала в сторону тренингов, уже появится
какая-то возможность влиять.
– В вашей книге употребляются очень
непростые термины: любовь к Родине, патриотизм,
честь... Есть ли они здесь, рядом?
– Ну, я все это вижу в повседневных жизненных
проявлениях самых обычных людей.
Настоящий патриотизм, он ведь никогда не
напоказ. Вообще, как мне кажется, главная
составляющая патриотизма – не столько
любовь к родным березкам и осознание,
что есть некая страна в неких границах, и
эта страна – твоя, – а вера в людей, которые
эту страну населяют. Когда разочаруешься в
людях, пропадет и смысл тут жить.
– Вы часто пишете о войне и военных.
И так получается, что война – чуть ли не
единственный способ объединения народа.
Неужели все настолько плохо?
– Лично я не люблю войну настолько,
насколько ее может не любить сержантартиллерист,
у которого в одном выстреле
6
Все, о чем рассказывает эта книга,
случилось на самом деле. Десять веков
назад. В Нормандии. Однажды 9-летний
мальчик вдруг резко повзрослел:
в тот момент убийцы лишили жизни его отца
– Вильгельма I, а ему пришлось стать герцогом
Нормандским. Исторический роман о маленьком
Ричарде I Бесстрашном
полтора века назад написала
англичанка Шарлотта Мэри
Янг.
Янг Ш.М.
Маленький герцог Ришар
Бесстрашный: Для сред. шк.
возраста/ Пер. с англ. Л.Сумм;
Ил. Я.Сметаниной.
М.: Самокат, 2012. – 184 с. –
(Точка отсчета).
было столько взрывчатки, что героям «Консультанта»
хватило бы на добрых полкниги.
Все эти бабахи с дымом, пылью и разлетом
ошметков меня вовсе не прикалывают,
скорее наоборот: чем их меньше, тем лучше.
Но меня как автора война постоянно догоняет,
достает отовсюду – потому что она
плотно вписана в массовое бессознательное,
потому что в категориях войны мыслит
и рассуждает средний человек. Все мы комбатанты
в той или иной степени. Соответственно,
и мои персонажи никак не могут
быть не свободны от войны. И если пытаться
увидеть в войне хоть что-то позитивное
– окажется, что она именно объединяет. Ну
вот, ровно настолько все плохо. Не больше.
И не меньше.
– И еще о военных. Создается впечатление,
что в ваших книгах они чуть ли не
«лучшие люди страны». Вы действительно
так думаете, или дело в уровне профессионализма,
который необходим в любом деле?
– В моих книгах очень разные военные,
достаточно вспомнить «Оружие возмездия»,
где был описан, кажется, весь спектр
«армейского тупизма», подлости, трусости
и безответственности советских вояк. Но на
этом проигрышном фоне особенно ярко
раскрывались образы компетентных офицеров
и честных служак, без которых армия
немыслима. А в «Консультанте» офицерский
корпус представлен военными контрразведчиками
и отставными спецназовцами
– извините, но это особенные люди, которые
надели погоны, чтобы решать сложные
задачи, делать интересную мужскую работу,
на которой надо много думать головой прежде,
чем шевельнуть хотя бы одним пальцем.
У них, конечно, свои специфические
заморочки, но в целом народ весьма достойный...
И при всем при этом буквально в двух
шагах от подполковника Петра Иваныча,
«русского народного бэтмена», несет свою
бессмысленную службу несуразный Замполит.
И образ командующего получился, скажем
мягко, неоднозначный... Они не лучшие
люди, мои военные. Они обычные люди.
Такие же, как мы.
7
Когда Адамса спрашивали, когда
ему пришла в голову идея знаменитой
космической эпопеи, он отвечал:
однажды я лежал на поле в Иннсбруке
и смотрел на звезды – тут мне и пришло в
голову, что неплохо было бы написать путеводитель
для автостопщиков по галактике. И он
создал пять потрясающих
книг о невезучем англичанине
и Галактическом президенте.
Шестую написал
Колфер.
Колфер Й.
А вот еще…: Автостопом
по Галактике: Роман /
Пер. с англ. Н.Кудряшова.
М.: Астрель, 2012. – 349 с.
Стр.3