Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
А.А. Смирнов
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКИХ
СТИХИЙНЫХ И ОРГАНИЗОВАННЫХ ГРУПП
Учебное пособие
Ярославль 2004
Стр.1
ББК Ю 954я73
С 50
УДК 159.9
Смирнов А.А.
Психология детских стихийных и организованных групп: Учебное пособие
/ Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2004. 104 с.
ISBN 5-8397-0343-5
Раскрываются наиболее важные теоретические проблемы, связанные с исследованием
взаимоотношений в детских группах. Рассматриваются главные
психологические цели деятельности группы и критерии успешности их реализации,
основные психологические феномены межличностного взаимодействия
в группе, структура взаимоотношений в группе. На базе теоретической характеристики
основных психологических параметров функционирования детской
группы дается описание психологических методов анализа взаимоотношений
между детьми.
Пособие адресовано студентам, обучающимся по специальности 020400
Психология (дисц. "Взаимоотношения в детских группах", блок ДС), очной
формы обучения.
Рис. 4. Табл. 10. Библиогр.: 71 назв.
ISBN 5-8397-0343-5
© Ярославский государственный университет,
2004
© А.А. Смирнов, 2004
Учебное издание
Смирнов Александр Александрович
Психология детских стихийных и организованных групп
Учебное пособие
Редактор, корректор А.А. Аладьева
Компьютерная верстка С.И. Савинской, И.Н. Ивановой
Подписано в печать 15.11.2004 г. Формат 60×84/16. Бумага тип.
Усл. печ. л. 6,04. Уч.-изд. л. 5,08. Тираж 100 экз. Заказ
.
Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе ЯрГУ
Ярославский государственный университет.
150000 Ярославль, ул. Советская, 14.
Отпечатано
ООО «Ремдер» ЛР ИД № 06151 от 26.10.2001.
г. Ярославль, пр. Октября, 94, оф. 37 тел. (0852) 73-35-03.
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время остро стоит вопрос о социализации или даже
ресоциализации молодежи. Человек не может жить вне общества, в
нем он рождается, развивается, реализуется. Однако господствующие
в обществе идеология и мораль оказывают на индивида влияние опосредованно,
через ту группу людей, в которой человек живет, учится,
работает, т.е. через контактную группу. Отношение группы, особенно
если она референтна для индивида, к тем или иным общественным
нормам может серьезно повлиять на принятие или непринятие субъектом
соответствующих ценностных ориентаций и поведенческих
норм. Действующие в группе ценностные ориентации оказывают
влияние на формирование ценностно-мотивационного ядра личности.
Взаимоотношения, складывающиеся в группе, могут привести либо к
удовлетворенности своим положением в группе и раскрытию потенций
индивида, либо к конфронтации с группой и поиску возможностей
удовлетворить свои социально-психологические потребности в
других группах.
Малая группа в течение всей жизни человека играет важную
роль, а в жизни ребенка эта роль многократно взрастает: сознание и
самосознание ребенка на ранних стадиях развития недостаточно
сформировано, его поведение, ценности и т.п. зависимы от окружающих,
поэтому все основные особенности психики ребенка в той
или иной степени будут зависеть от того, в какой группе (или каких
группах) проходила его социализация.
В подростковом возрасте, когда важнейшими поведенческими
реакциями являются реакция эмансипации от взрослых и реакция
группирования со сверстниками, роль группы в социализации и регуляции
поведения ребенка резко возрастает.
В современных условиях, в условиях крушения существовавших
десятилетиями ценностей, когда традиционные ценности активно вытесняются
молодежными субкультурами, ориентированными на
уличную, полукриминальную субкультуру, чрезвычайно важно
удержать ребенка от принятия антисоциальных ценностей и форм поведения.
Задача успешного развития личности ребенка в группе может
быть решена педагогом и психологом лишь на базе знаний об основных
феноменах и закономерностях межличностных отношений в
детской группе.
3
Стр.3
Помимо теоретического материала, описывающего взаимоотношения
в детских группах, в учебное пособие включены наиболее
важные методики исследования указанных аспектов взаимоотношений,
а также рекомендации по использованию полученных данных в
целях интеграции группы на базе тех или иных видов социально значимой
деятельности.
Глава I. ДЕТСКАЯ ГРУППА КАК ПРЕДМЕТ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В психологии термином "группа" обозначают общность людей,
выделяемую по тому или иному признаку [27]: возрасту, национальности,
месту учебы и пр. Столь широкое толкование этого понятия
приводит к тому, что при описании видов групп могут выделяться такие,
которые не оказывают на человека существенного влияния по
причине номинальной включенности индивида в эту группу и отсутствия
реального контакта (или ограниченного контакта) с другими
членами данной группы; так, человек определенной национальности,
живущий в иной национальной среде, будет относиться к этой группе
лишь формально, а реальное воздействие на него будет оказывать та
национальная культура, в которой он воспитывается.
Встречается и понимание группы в узком значении данного слова,
как совокупность людей, "включенных в типичные для них виды
деятельности и связанных системой отношений, регулируемых некоторыми
общими ценностями и нормами" [53, с. 75], или даже как совокупность
"людей, объединенных совместной деятельностью, находящихся
в общении и взаимодействии между собой" [55, с. 124]. При
таком толковании под группой фактически понимается малая группа
контактного типа. Для такой группы, которая прежде всего и представляет
интерес для изучения, характерны:
- пространственное и временное соприсутствие детей (присутствие
здесь и сейчас и непосредственные контакты),
- наличие совместной цели деятельности и выполнение такой
деятельности,
- внутригрупповая дифференциация (формирование межличностных
отношений, разделение на микрогруппы, принятие внутригрупповых
ролей и т.п.),
4
Стр.4
- формирование и функционирование определенной групповой
культуры.
Детской группой, видимо, следует признать группу, в составе которой
имеются дети. Это, прежде всего, группы, состоящие исключительно
из детей (например, школьный класс), а также такие группы, в
которые наряду с детьми входят взрослые (например, семья, имеющая
по крайней мере двоих детей). Это, на наш взгляд, обусловлено, в
первую очередь, наличием в группе отношений «ребенок-ребенок»,
что и порождает внутригрупповые отношения, характерные для детской
группы.
При описании видов групп обычно ссылаются на классификацию,
составленную Г.М. Андреевой [1], которая делит все группы на:
- условные (где индивиды не находятся в непосредственных
взаимоотношениях) и реальные (действительно существующая общность
людей);
- реальные делятся на лабораторные (созданные для проведения
экспериментальных исследований) и естественные (сложившиеся без
вмешательства экспериментатора);
- естественные в свою очередь делятся на большие и малые (немногочисленная
общность, члены которой объединены единой целью
и находятся в непосредственном личном общении).
Выделяются также группы:
- организованные и неорганизованные,
- первичные и вторичные,
- формальные и неформальные,
- становящиеся и коллективы,
- группы членства и референтные
и т.д.
Существуют и другие классификации видов групп. Среди всего
многообразия выделяемых групп наибольшее влияние на жизнь индивида
оказывают малые группы контактного типа, в которых содержание
совместной деятельности может быть весьма различным:
школьный класс, спортивная секция, дворовая компания и пр. Именно
поэтому изучению малых групп уделяется в психологии наибольшее
внимание. Применительно к детским контактным группам можно
говорить о существовании различных видов детских групп в зависимости
от оформленности (формальные и неформальные), возраста
5
Стр.5