ЛОМОНОСОВА На правах рукописи Воловик Ольга Анатольевна Социальный аудит деятельности органов муниципальной власти в процессе развития институтов гражданского общества (региональный аспект) Специальность 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук Научный руководитель - доктор философских наук, профессор А. А. Дрегало Архангельск – 2013 2 Оглавление Введение . <...> Особенности диалога институтов гражданского общества и органов муниципальной власти в коммуникационном процессе . <...> Социальный аудит деятельности муниципальной власти в регионе: модель, индикаторы, показатели, механизм реализации . <...> Социальная ответственность субъектов муниципальной власти и солидаризация населения (социологический анализ) . <...> Информатизация социального пространства муниципального образования как фактор повышения уровня доверия и развития институтов гражданского общества . <...> // Социальное обоснование стратегий городского, регионального и корпоративного развития: проблемы и методы исследований. <...> В системе аудита особое место занимает социальный аудит деятельности органов власти – как способ всесторонней и объективной оценки состояния социальных отношений, социальной политики и ее коррекции в регионе (муниципальном образовании). <...> Одним из проверенных опытом средств достижения баланса интересов государства и гражданского общества является доверие, которое рассматривают не только как ценный экономический актив, но и потенциальный источник благосостояния и стабильности власти. <...> Напротив, недоверие снижает социальный капитал в организации, в сообществе. <...> 6 Таким образом, применение социального аудита в отношении к властным структурам, особенно в условиях реформирования системы муниципального управления, представляется теоретически и практически значимым и актуальным. <...> Разработка методологии и технологии социального <...>
Диссертация_на_соискание_ученой_степени__кандидата_социологических_наук_«Социальный_аудит_деятельности_органов_муниципальной_власти_в_процессе_развития_институтов_гражданского_общества_(региональный_аспект)».pdf
СЕВЕРНЫЙ (АРКТИЧЕСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА
На правах рукописи
Воловик Ольга Анатольевна
Социальный аудит деятельности органов муниципальной власти
в процессе развития институтов гражданского общества
(региональный аспект)
Специальность 22.00.04 – социальная структура,
социальные институты и процессы
Диссертация
на соискание ученой степени
кандидата социологических наук
Научный руководитель -
доктор философских наук,
профессор А. А. Дрегало
Архангельск – 2013
Стр.1
2
Оглавление
Введение .............................................................................................................. 3
Глава 1. Методологические предпосылки исследования социального аудита ...15
1.1. Социальный аудит в социологическом дискурсе ................................15
1.2. Особенности диалога институтов гражданского общества
и органов муниципальной власти в коммуникационном процессе ...........34
Глава 2. Противоречия публичного диалога в региональном социуме...............65
2.1. Социальный аудит деятельности муниципальной власти в регионе:
модель, индикаторы, показатели, механизм реализации ...........................65
2.2. Социальная ответственность субъектов муниципальной власти
и солидаризация населения (социологический анализ) .............................83
2.3. Информатизация социального пространства муниципального
образования как фактор повышения уровня доверия и развития
институтов гражданского общества ........................................................ 124
Заключение ....................................................................................................... 145
Список литературы ........................................................................................... 149
Приложения ...................................................................................................... 168
Стр.2
3
Введение
Актуальность темы исследования
Реформы местного самоуправления в России нацелены на повышение меры
социальной ответственности органов муниципальной власти перед гражданами.
Основная забота о социальном положении населения переходит на местный
уровень. В то же время, местное сообщество, которое является социальной
основой местного самоуправления, теряет доверие к органам муниципальной
власти.
Противоречия между интересами граждан и органов государственной,
муниципальной власти становятся одной из причин разбалансированности
социального пространства. Известные модели согласования таких интересов
далеко не оптимальны. Решение проблемы нередко подменяется имитацией
политической деятельности, что ведет к отчуждению граждан от власти,
укреплению ложных ценностей в духовном мире. Как следствие, растут
показатели девиантного поведения, усиливается социальная агрессивность,
сохраняются угрозы военных конфликтов, межнациональной и
межконфессиональной розни, терроризма.
Данные социологических исследований говорят об исчерпанности многих
форм и методов организации социальной жизни периода укрепления властной
вертикали, о снижении роли демократических институтов и связанной с этим
политической апатией граждан1.
Мировой опыт свидетельствует, что достижение баланса интересов
государства и гражданского общества, в упрощенном варианте – интересов
человека и социальных общностей, возможно с помощью социальных
технологий. Речь идет не просто о совокупности приемов, методов и воздействий,
применяемых для достижения поставленных целей, а о социальных технологиях
1
Тихонов А.В. Модернизация по-российски и выбор стратегии теоретико-прикладного исследования
возникающих проблем.// Социальное обоснование стратегий городского, регионального и
корпоративного развития: проблемы и методы исследований. Материалы IX Дридзевских чтений /
редколлегия: А.В. Тихонов отв. ред., Е.М. Акимкин, Ю.Н. Дуберман, Е.И. Рабинович, В.А. Шилова. –
М.: ИС РАН, 2010. – С. 26.
Стр.3
4
как инновационной системе методов выявления и использования социального
потенциала.
Одной из проблем в отношениях органов муниципальной власти и
институтов гражданского общества, развития самоуправления, является низкий
уровень информационного взаимодействия. В этих условиях возрастает роль
социального аудита деятельности органов муниципальной власти. Полученная
гражданами в результате аудита достоверная информация открывает возможность
объективно оценивать социальную ситуацию, выявлять социальные риски и
придавать импульс развитию институтов гражданского общества.
Созданные человеком информационные и технологические ресурсы,
интеллектуальные продукты преимущественно используются в экономической
сфере. В социальной сфере на региональном уровне информационные технологии
не заняли пока подобающего социологической науке места. Между тем, общество
все больше нуждается в обоснованных репрезентативных исследованиях,
социальной диагностике, общественной экспертизе, обоснованном прогнозе. Без
научной поддержки известные концепции, стратегии, проекты, как показывает
практика, реализуются с существенными социальными издержками.
В России некоторые профессиональные политики и государственные
деятели в отсутствие политической активности со стороны граждан сумели снять
с себя часть ответственности за решения важнейших общественных и
экономических проблем. В их понимании, судя по предвыборным программам
партий (выборы депутатов Государственной думы 4 декабря 2011г.), политика –
это исключительно борьба за власть и за удержание власти. А от гражданского
общества политические лидеры и партии ожидают исключительно легитимации
своей власти. Декларируемые «социальные проблемы» и их решения, нередко
рассматриваются как инструмент придания новых функций тем или иным
органам власти и управления, воспроизводства устаревших механизмов
социальной политики, а в итоге, обоснования тех или иных затрат
государственного бюджета.
Стр.4