ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
К.В. ЗЛОКАЗОВ
В.П. ПРЯДЕИН
ДЕСТРУКТИВНОСТЬ
ЛИЧНОСТИ:
СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ
Монография
Сургут
2014
Стр.1
УДК 159.923.3
ББК 88.802
З-68
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета СурГПУ
Злоказов, К.В., Прядеин, В.П.
З-68 Деструктивность личности: социально-психологическое исследование
: монография / К. В. Злоказов, В. П. Прядеин ; Департамент
образования и молодёж. политики ХМАО – Югры, Гос. образоват.
учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос.
пед. ун-т». – Сургут : РИО СурГПУ, 2014. – 178, [1] с.
ISBN 978-5-93190-302-6
В монографии представлены результаты исследований деструктивности
как феномена личности на материале представителей различных
профессиональных групп: представителей общественных организаций, государственных
и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных
органов, лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Сопоставление различных социальных слоев в выборочной совокупности
заключается в попытках установить общее, особенное и единичное
в деструктивности как свойстве личности.
В монографии рассматриваются особенности развития и проявления
деструктивности сфере профессионального обучения, в профессиональноситуативных
условиях несения службы военнослужащими, сотрудниками
спасательных служб, правоохранительных органов, в экстремальных условиях
и в условиях депривации у лиц находящихся в местах лишения свободы.
Монография
предназначена для преподавателей и студентов психологических
факультетов, практических психологов сферы образования,
и психологов подразделений МЧС, МВД и ФСИН России.
УДК 159.923.3
ББК 88.802
ISBN 978-5-93190-302-6
2
© Злоказов, К.В., Прядеин, В.П., 2014
© Сургутский государственный
педагогический университет, 2014
Стр.2
ГАВЕЕ
Введение ................................................................................................................. 4
Глава I. Деструктивность личности
как предмет психологического исследования ................................................ 6
1.1. Современные подходы в исследовании
деструктивного поведения .................................................................................... 6
1.2. Системный подход к анализу деструктивности личности .......................... 12
1.3. Модель психологической диагностики деструктивности личности .......... 22
1.4. Социально-психологические особенности производственных,
служебных и учебных коллективов в связи с деструктивностью .............. 29
Выводы по главе ..................................................................................................... 33
Глава II. Деструктивность личности:
профессиональный аспект .................................................................................. 37
2.1. Изучение уровня деструктивности в связи
с периодом профессиональной подготовки ................................................. 37
2.2. Особенности динамики деструктивности
по разным периодам обучения ...................................................................... 48
2.3. Идентичность и деструктивность в процессе профессионализации .......... 59
Выводы по главе ..................................................................................................... 71
Глава III. Анализ социально-психологических особенностей
деструктивного поведения представителей профессий риска .................... 72
3.1. Анализ неформальной культуры служебного коллектива .......................... 73
3.2. Анализ индивидуально-психологических особенностей сотрудников
в связи с социально-психологической адаптированностью
к профессиональной деятельности ............................................................... 88
3.3. Особенности групповой идентичности служебных коллективов ОВД ..... 102
3.4. Психологический анализ правовых установок сотрудников
правоохранительных органов в связи с деструктивностью ....................... 110
3.5. Противоправное поведение и деструктивность личности ........................... 119
3.6. Деструктивность личности в экстремальных условиях
служебной деятельности ............................................................................... 131
Выводы по главе ..................................................................................................... 142
Заключение ............................................................................................................ 143
Список литературы .............................................................................................. 146
Приложение 1. Анализ результатов психологической диагностики
обучающихся с различными проявлениями деструктивности личности .......... 156
Приложение 2. Краткий тест направленности личности .................................... 166
3
Стр.3
ВВЕДЕЕ
Актуальность исследования феномена деструктивности обусловлена
противоречием разрушительных тенденций, охватывающих различные слои
населения и гуманистическим направлением развития общества. Поэтому
проблема деструктивности человека привлекает внимание ученых и практиков
из различных областей знания. Сложность изучения деструктивности
Э. Фромм утверждает, обозначая ее связь с природой человека и человеческого
общества. К вопросу человеческой деструктивности обращались представители
философских, социологических, культурологических, экономических,
психиатрических течений, утверждая тезисы о сути этого феномена,
его механизмах, движущих факторах и условиях. Для теории деструктивности
характерна междисциплинарная многозначность, начиная с понятия и
заканчивая инструментами познания и преодоления. Методологически исследование
деструктивности предполагает соединение множественных моделей
ее анализа с варьирующимися условиями ее возникновения в различных
социальных институтах. Для генеза деструктивности особое значение
приобретает отношение субъекта к текущей деятельности, поскольку длительные
неудачи, фрустрация, переживание потерь создают ситуацию напряжения,
имеющую, как можно предположить, системный характер в ее
влиянии на структурные образования сознания. В психологии накоплено
значительное количество теоретических, экспериментальных и эмпирических
подтверждений этого: «установка Д.Н. Узнадзе», «эффект Б.В. Зейгарник»,
эффекты психологических защит и т.п.
В практическом смысле описание деструктивности личности позволит
приблизить существующие научные методы и подходы к выявлению ее сути,
определении закономерностей и прогнозированию ее проявления в поведении.
Своеобразие
деструктивных проявлений субъектов в профессиональной
деятельности свидетельствует об актуальности научного и практического
исследования психологии деструкции, ее закономерностей, факторов, методов
профилактики. Отсутствие целостного представления о сущности
феномена и сопутствующая ему теоретическая и методологическая раздробленность
научного знания не способствует диагностике, коррекции и профилактике
проявлений деструктивного поведения. Безусловно, изучение процесса
объединения, связывания деятельностей субъекта, в результате
которого формируется его личность, представляет собой капитальную задачу
психологического исследования (А.Н. Леонтьев, 1975).
Будучи позитивно ориентированной наукой, психология в кругу других
наук о человеке занимает своеобразную позицию, интегрируя множественные
учения о природе «человеческих страстей», выполняя верифицирующую
функцию, с другой стороны, заключает в себе некоторое количество фасилитирующих
практик, методов разрешения тех вопросов, что не находят своего
ответа в религии, философии, медицине и психиатрии. Речь идет, в том числе,
и о единственной форме существования психологии как науки – облегчать,
утешать и направлять человека в его собственном движении к счастью, утверждая
свое право быть наукой. Так, Л.С. Выготский (1982) писал: «…практика
4
Стр.4
выдвигает постановку задач и служит верховным судом теории, критерием
истины; она диктует, как конструировать понятия и как формулировать законы»
(с. 387–388). И практика, бросая вызов в виде сложных и противоречивых
тенденций человеческой деструктивности, обращает научную психологию
от моделей и конструктов к фактам, ставя задачи прогностического и коррекционного
толка, а не описательного характера.
В монографии представлены результаты исследований деструктивности,
проведенных нами в период с 2006 по 2012 годы. Обобщены результаты
исследования деструктивных тенденций представителей различных профессиональных
групп: сотрудников правоохранительных органов, государственных
и муниципальных служащих представителей общественных организаций,
лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Тенденция сопоставления отличающихся по социальным и профессиональным
основаниям групп испытуемых направлена на попытку описать общее,
особенное и единичное в деструктивности как свойстве личности. Определить
тенденции проявления деструктивности личности в профессиональноситуативных
условиях несения службы сотрудников правоохранительных
органов, военнослужащих, сотрудников спасательных служб. Внимание
уделено характеристикам деструктивности личности, возникающих в экстремальных
условиях в связи с выполнением задач охраны правопорядка
и обеспечения законности; в условиях депривации, сопровождающей лиц,
находящихся в местах лишения свободы. Думается, что широкий разброс
рассматриваемых профессиональных групп должен, обогатить теоретические
построения, помочь уточнить многообразие проявлений сложного и
многомерного феномена деструктивности.
Идея подхода в том, что деструктивное поведение может быть рассмотрено
в широком диапазоне проявлений, однако приоритетной задачей
в этом случае является прогнозирование деструктивных тенденций задолго
до их реализации, воплощения в форме поступка. Поэтому обобщение опыта
изучения деструктивной активности как свойства личности в связи с социально-психологическими
особенностями служебного коллектива, социальнопсихологической
адаптации, групповой идентичностью, правовыми установками
и другими феноменами будет способствовать улучшению эффективности
деятельности практических психологов.
В работе приведен анализ исследований с применением инструментария
разработанного К.В. Злоказовым: «Анализ деструктивности личности», «Краткий
тест направленности личности», «Методика оценки уровня социальнопсихологической
сплоченности служебного коллектива», «Методика оценки
правовых установок сотрудника полиции», апробация которого осуществлялась
в практической деятельности психологов Федеральной службы исполнения
наказания, Министерства по чрезвычайным ситуациям, психологов подразделений
органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.
Авторы стремятся расширить инструментарий специалиста психолога
не только в части применения новых диагностических методик, но и
в уточнении представлений о деструктивности личности как психологическом
феномене, раскрыть потенциал математико-статистических методов
в психологической диагностике социально-психологических предпосылок
деструктивности служебных коллективов и их участников.
5
Стр.5