Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Вопросы филологических наук

Вопросы филологических наук №3 2012 (180,00 руб.)

0   0
Страниц59
ID197551
АннотацияВ журнале публикуются научные статьи российских и зарубежных ученых, соискателей, аспирантов, научных работников по следующим специальностям номенклатуры ВАК: Русская литература; литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы или группы литератур); литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы); теория литературы. Текстология; фольклористика; журналистика; русский язык; языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного языка или языковой семьи); славянские языки; германские языки;романские языки; классическая филология, византийская и новогреческая филология; теория языка; сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание; прикладная и математическая лингвистика; языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (с указанием конкретного языка или языковой семьи). Со 2-го полугодия 2014 года журнал не выходит
Вопросы филологических наук .— Москва : Спутник+ .— 2012 .— №3 .— 59 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/197551 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вопросы филологических наук, № 3, 2012 Литературоведение Русская литература Ма Цзя, аспирант Шэньянского политехнического университета, Китай ДЕРЕВЕНСКАЯ ПРОЗА 1960–70-Х ГГ. <...> 7 Вопросы филологических наук, № 3, 2012 Понятное дело, страх перед судом угнетает Марию и ее близких. <...> В повести случилось так, что в последний военный год в далекое село на Ангаре тайком с войны возвращается местный житель Андрей Гуськов. <...> Знал ли догадывался ли Андрей Гуськов в ту самую минуту, когда, поддавшись душевной слабости, вскочил он на поезд, направлявшийся не на фронт, а с фронта в Иркутск, чем обернется для него этот поступок, для жены Настёны, для близких? <...> С первых строк Гуськов на развилке дорог, одна из которых ведет к войне, навстречу опасности, другая же от войны уводит. <...> Андрей вырывается из системы нравственных ценностей русского народа, в результате он жил один, жил как волк, выл волком. <...> Основой крестьянского фольклора было любовное почитание земли и уважение к труду человека. <...> 13 Вопросы филологических наук, № 3, 2012 Языкознание Русский язык Фролкова Ю.А., кандидат филологических наук, старший преподаватель Российского университета дружбы народов ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТОСТОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХСЯ В КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ «ПРАЗДНОВАНИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА» (НА МАТЕРИАЛЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА) Как известно, «тост [от англ. toast], короткая застольная речь, здравица в честь кого-либо, чего-либо» [Советский энциклопедический словарь 1980: с. <...> Как правило, тосты, произносимые в праздник Рождества Христова, содержат аллюзию на Рождество Спасителя, на определенные исторические события; люди вспоминают произведения известных писателей и поэтов, чтобы их речь имела успех у аудитории, собравшейся за столом. <...> Данный тост представляет несомненный интерес с точки зрения лингвокультурологии, поскольку в нем содержится рождественское песнопение «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение», а также <...>
Вопросы_филологических_наук_№3_2012.pdf
Вопросы филологических наук, № 3, 2012 Литературоведение Русская литература Ма Цзя, аспирант Шэньянского политехнического университета, Китай ДЕРЕВЕНСКАЯ ПРОЗА 1960–70-Х ГГ. В.Г. РАСПУТИНА 1. Анализ «Деньги для Марии» В 1967-ом году Распутин написал повесть «Деньги для Марии», это произведение считается «качественным скачком» в творчестве Распутина. Она укрепляет индивидуальность писателя и приносит ему шумный успех. Сюжет каждой повести В. Распутина связан с испытанием, выбором, смертью. Сюжет повести «Деньги для Марии» очень прост. Сам факт, положенный в основу сюжета, – одно из простейших явлений в нашей обыденной жизни. Ревизор обнаружил у продавца магазина Марии большую недостачу. И ревизору и односельчанам ясно, что Мария не взяла себе ни копейки, став скорее всего жертвой запущенного ее предшественницами учета. Но, к счастью продавщицы, ревизор оказался человеком душевным и дал пять дней для погашения недостачи. Учел, видимо, и малограмотность женщины, и ее бескорыстие, а главное – пожалел детей. Её муж сбивается с ног, чтобы найти необходимую сумму денег и вернуть её, иначе его жене грозит тюремное заключение. В семье Марии к деньгам всегда относились просто. Муж Кузьма считал: «есть – хорошо – нет – ну и ладно». Для Кузьмы «деньги были заплатками, которые ставятся на дырки, необходимые для житья». Он мог думать о запасах хлеба и мяса – без этого нельзя обойтись, но мысли о запасах денег казались ему забавными, шутовскими, и он отмахивался от них. Он был доволен тем, что имел. Вот почему когда в его дом постучалась беда, не о накопленных богатствах Кузьма жалеет. Он думает о том, как спасти жену, мать его детей. Кузьма обещает сыновьям: «Мы всю землю перевернем вверх тормашками, а мать не отдадим. Нас пятеро мужиков, у нас получиться». Мать здесь – символ светлого и возвышенного, не способного на какую – либо подлость. Мать – это жизнь. Защитить ее честь ее достоинство – вот что важно для Кузьмы, а не деньги. Но совсем иначе относится к деньгам Степанида. Ей невмоготу расстаться на какое-то время с копейкой. С трудом отдает деньги для помощи Марии и директор школы Евгений Николаевич. Не чувство сострадания к односельчанке руководит его поступком. Ему хочется этим жестом укрепить свою репутацию. Каждый свой шаг он афиширует на всю деревню. Но милосердие не может соседствовать с грубым расчетом. Ведь не по своему желанию она стала за прилавок, отказывалась, словно предугадывая беду. Сколько продавцов перебывало до нее в магазине и редко кто избежал суда. И согласилась из-за того только, что пожалела народ: «людям даже за солью, за спичками приходилось ездить за двадцать верст, в Александровское». Выклянчив у сына пятнадцать рублей, дед Гордей больше всего боится, что Кузьма может и не взять столь ничтожную сумму. И тот не решается обидеть старика отказом. Вот и бабка Наталья с готовностью вынимает деньги, прибереженные себе на похороны. Ее не надо было ни убеждать, ни уговаривать. «Мария то сильно плачет?» – только и спросила она. И в этом вопросе выразилось все и сострадание и понимание. Замечу здесь же, что именно с бабки Натальи, которая одна вырастила троих детей, которая в своей жизни ни знавала ни минуты покоя – все при деле и все бегом, и начинается в повестях Распутина галерея портретов старых русских крестьянок: Дарья Пинигина и Катерина из «Прощание с Матерой». 7
Стр.1
Вопросы филологических наук, № 3, 2012 Понятное дело, страх перед судом угнетает Марию и ее близких. Но Кузьма утешает себя тем, что суд разберется по справедливости: «Теперь смотрят, чтобы не зря. Мы не пользовались этими деньгами, они нам не нужны». И в слове «ТЕПЕРЬ» тоже знак перемен. Деревня не забыла как после войны из-за купленной на стороне бочки бензина, необходимого для окончания пахоты, упекли в тюрьму председателя колхоза. Мы не знаем точно как сложится будущее Марии, но ясно одно такие люди как Кузьма, председатель колхоза, агроном, дед Гордей сделают все возможное, чтобы предотвратить беду. Сквозь призму драматических обстоятельств писатель сумел различить многое из того нового, светлого, что входит в нашу современность, определяя тенденции ее развития. В повести сам поиск денег–не самоцель писателя, а только примета изменившего образа жизни современного общества. Распутин в повести через поиск денег для окаменевшей в своём горе Марии показывает эгоизм и душевную черствость, бескорыстие и самоотверженность окружающих её людей. Он разоблачает хладнокровное отношение к чужй беде и к чужому несчастью, тем самым выражает свое разочарование по поводу моральной деградации некоторых людей современного общества. 2. Анализ «Прощания с Матёрой» В 70-ых годах его перу принадлежат хорошо известные читателям произведения: «Прощание с Матёрой», эти повести о деревенских жизни Сибири рассказывают о судьбах простых русских людей. Он относятся к числу шедевров «деревенской прозы»1970-ых годов. В повести «Прощание с Матерой» легко прочитывается судьба родной деревни писателя – Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления. Остров ставит проблемы связи поколений, исторической памяти, общечеловеческих нравственных ценностей, высшей правды добра и зла, человека и природы. Остров Матёра на могучей сибирской реке, где издавна жили люди, будет затоплен ради строительства гидростанции. Дома, поля, пастбища, кладбище с вековыми деревьями и могилами – все уйдет под воду. Столетний листвень, который возвышается над деревней, – символ могущества природы, могущества союза людей и природы, тоже будет уничтожен. Писатель верен себе, своим излюбленным принципам и в построении сюжета. Как и в предыдущих повестях, действие снова ограничено жесткими хронологическими рамками центрального события. От известия о предстоящем затоплении Матеры до второй половины сентября. В «Прощании с Матерой» возникает подобная модель. Несколько месяцев перед концом деревни, перед тем, как поднятые плотиной воды Ангары поглотят и остров и селение, издавна стоявшее на нем. Отсрочка в произведениях Распутина – всегда самое напряженное, драматическое, психологически противоречивое время. Одно еще не сошло со сцены, другое не утвердилось за ней. Продолжающееся по инерции старое и набирающее разгон новое. Пора прощаний и надежд, итогов и планов на будущее, ломки сложившегося и зарождения неизведанного. Матера – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. И не нужно было жителям Матеры ни благоустроенных домов с отоплением, ни кухни с газовой плитой. Не в этом видели они счастье. Была бы только возможность прикоснуться к родной земле, затопить печку, попить чаю из самовара, прожить всю жизнь рядом с могилками родителей, а когда придет черед, лечь рядом с ними. Но уходит Матера, уходит душа этого мира. Надумали построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу Ангара. Но эта перспектива не радовала стариков. Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матёре не только она выросла. Это – родина ее предков, а сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. 8
Стр.2
Вопросы филологических наук, № 3, 2012 Во всех повестях В.Распутин создает образы русских женщин, носительниц нравственных ценностей народа, развивающих и обогащающих образ сельской праведницы. Всем им присуще чувство огромной ответственности за происходящее, чувство вины без вины, осознание своей слитности с миром как человеческим, так и природным. 3. Анализ «Живи и помни» В 70-ых годах его перу принадлежат хорошо известные читателям произведения: «Живи и помни», эти повести о деревенских жизни Сибири рассказывают о судьбах простых русских людей. Он относятся к числу шедевров «деревенской прозы»1970-ых годов. В «Живи и помни» действие переносится в 1945 год, когда так не хотелось умереть на фронте герою повести Андрею Гуськову, и он дезертировал. В центре внимания писателя – нравственные и философские проблемы, вставшие как перед самим Андреем, так и – в ещё большей степени – перед его женой Настёной. В повести случилось так, что в последний военный год в далекое село на Ангаре тайком с войны возвращается местный житель Андрей Гуськов. Он думает, что жена поймет его дезертирство, но обманывается. Знал ли догадывался ли Андрей Гуськов в ту самую минуту, когда, поддавшись душевной слабости, вскочил он на поезд, направлявшийся не на фронт, а с фронта в Иркутск, чем обернется для него этот поступок, для жены Настёны, для близких? Пожалуй, догадывался, да только смутно, неотчетливо, опасаясь до думать до конца все, что должно произойти вслед за этим, после этого. Его жена Настёна своим женским чутьем понимает, что её муж вернулся. Когда Настёна узнала о возвращении мужа, она с готовностью приходит ему на помощь, готова лгать и красть для него, готова принять на себя вину за преступление, в котором она сама не виновата. Она самоотверженно помогает мужу, она мужественно выполняет долг жены. Но Настёна испытывает сильное душевное смятение: она не может поднять глаза на вдов, у которых мужья погибли на фронте, не может радоваться, как радовалась бы прежде при возвращении с войны соседских мужиков. Муж-дезертир поставил перед Настёной трудный и неразрешимый вопрос: с кем ей быть? Она иногда осуждает мужа, особенно когда закончилась война и другие женщины чувствуют себя счастливым и со своими мужьямигероями. Но в то же время она и смиряется, понимая, что она жена ему, а раз так, надо быть с ним, и идти с ним хоть на край света, хоть на плаху. Заметив беременность Настёны, её бывшие подруги начинают посмеиваться над ней, родители мужа выгоняют её из дома. Настёна скрывает свою печаль и душевные страдания, все больше выматывается, но её усилия и страдания оказываются напрасными. В конце концов, Настёна не может найти другого выхода, как броситься в Ангару. В повести Распутина перемежаются между собой два событийных потока. Первый – тайная, скрытая от постороннего взора любовь Настёны и Андрея, их скоротечные свидания, горячечные объяснения. Второй – повседневная жизнь деревни. Последние месяцы войны. Предчувствие уже близкой победы и все еще приходящие похоронки. Неотвратимость трагедии заключена в самом сюжете «живи и помни», и предощущением трагедии дышат все страницы повести. Распутин не подводит своего героя к выбору, а с выбора начинает. С первых строк Гуськов на развилке дорог, одна из которых ведет к войне, навстречу опасности, другая же от войны уводит. И отдав предпочтение этой второй, дороге он предрешил судьбу. Сам распорядился ею. Трагедия Андрея состоит в том, что он убежал от своей родины, когда был ей нужен. Он, временно спасая жизнь, обрекает себя на не – жизнь. Андрей вырывается из системы нравственных ценностей русского народа, в результате он жил один, жил как волк, выл волком. Это ещё не все. Он своим грешным поступком убивает свою жену, губит ещё не появившегося на свет своего ребенка. 9
Стр.3