Альфред Пруфрок,
«бледный Пьеро» и основы современного бытия
Теория: проблемы и размышления
47 <...> Беседу вел Г. АРОСЕВ
Век минувший
Исаак Бабель
142
149 <...> Пространственно
временные координаты в
«Конармии» и конармейском дневнике Исаака Бабеля
Зарубежная литература
203 <...> «Немыслимая разлука», или Томас Манн и
Петер Прингсхайм
Современные имена
256 <...> Опыт
Андре Мальро — писателя и министра
Андре Мальро — Марк Шагал. <...> 2 (Г. ВЛАДИМИРОВ); Классик без ретуши:
Литературный мир о творчестве И. А. Бунина: Критические
отзывы, эссе, пародии (1890 е — 1950 е годы) (В. <...> Альфред Пруфрок, «бледный Пьеро» и основы
современного бытия
Опубликовать «Любовную песнь Дж. <...> Альфред Пруфрок чрезвычайно серьезен во всем,
начиная с имени. <...> В собственных глазах Пруфрок — грустный шут: он
неуклюж, смешон, обладает опасным свойством вносить
замешательство в разумное и благовоспитанное общество,
сбивать с толку. <...> Приглядевшись, несложно увидеть
в Пруфроке нелепую фигуру Пьеро. <...> Герой Элиота как
будто примеряет эту маску: визуальный образ Пьеро яв
ляется в тексте, когда Пруфрок собирается зачесать назад
волосы и надеть просторные белые фланелевые брюки. <...> Имя Пьеро (Pierrot), которое звучит как умень
шительное от Pierre (камень), присутствует в фамилии
Prufrock в виде слова «rock» (камень). <...> Такой смысл идиоме «malheureux
comme les pierres» (крайняя степень несчастья, буквально:
«несчастный, как камни») придал французский поэт
Жюль Лафорг в стихотворении «Жалоба лорда Пьеро»
(«Complainte de Lord Pierrot», поэтический цикл «Жало
бы», 1885). <...> Поэзией Лафорга
юный Элиот страстно увлекался, впоследствии он утвер
ждал, что именно Лафорг «научил [его] говорить»3. <...> В формировании «мифологического» образа Пьеро
важную роль сыграло восторженное увлечение париж
ских литераторов постановками «Театра Фюнамбюль»
(буквально: «Театр Канатных плясунов»), в котором роль
Пьеро с начала 1820х по 1846 год исполнял великий мим
ЖанГаспар Дебюро (1796—1846), также известный как
Батист. <...> Именно Дебюро придал Пьеро облик, по которо <...>
Вопросы_литературы_№5_2013.pdf
Сентябрь — Октябрь 2013
Стр.3
Главный редактор
И. О. ШАЙТАНОВ
РЕДАКЦИОННАЯ
КОЛЛЕГИЯ:
К. М. Азадовский, А. Д. Алехин,
С. Г. Бочаров, Ю. В. Манн, В. Л. Махлин,
Е. А. Погорелая (ответственный секретарь), Б. М. Сарнов,
Е. Ю. Сидоров, А. М. Турков, К. Эмерсон
РЕДАКЦИЯ:
И. Дуардович (заведующий редакцией),
Т. В. Еремеева (редактор),
Е. М. Луценко (отдел библиографии),
М. О. Переяслова (редактор),
С. А. Чередниченко (директор)
Учредители: РОФ «Литературная критика»,
редакция журнала критики и литературоведения
«Вопросы литературы»
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ № ФС7747288 от 17 ноября 2011 г.
Выражаем благодарность за финансовую поддержку,
которую оказывают журналу Министерство культуры РФ и
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.
© Журнал «Вопросы литературы», 2013
16+
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Над строками одного произведения
9 О. ПОЛОВИНКИНА. «Мука и Мука»: Дж. Альфред Пруфрок,
«бледный Пьеро» и основы современного бытия
Теория: проблемы и размышления
47 В. ЗУБАРЕВА. Перечитывая А. Веселовского в XXI веке
Поэтика жанра
82 Г. ПРОХОРОВ. «Дневник писателя» Достоевского: публи
цистика или новый жанр?
Слово авторам ЖЗЛ
97 С. БЕЛЯКОВ. Лев Гумилев: кумир или герой?
Литературное сегодня
Pro et contra:
Роман М. Степновой «Женщины Лазаря»
110 А. БАШКАТОВА. Полураспад любви
118 В. ПУСТОВАЯ. Чувство мимимического
В творческой мастерской
128 М. СТЕПНОВА. «С трясущимися от страсти руками невоз
можно написать чтото стоящее...» Беседу вел Г. АРОСЕВ
Век минувший
Исаак Бабель
142 В. ЯРМОЛИНЕЦ. Одесский Мопассан
149 Е. ПОГОРЕЛЬСКАЯ. Комментарий к рассказу И. Бабеля
«История моей голубятни». Новые материалы к биографии
писателя
5
Стр.5
166 С. ЛЕВИН, Е. ПОГОРЕЛЬСКАЯ. «Во время кампании я на-
писал дневник...» Пространственновременные координаты в
«Конармии» и конармейском дневнике Исаака Бабеля
Зарубежная литература
203 Е. БЕРКОВИЧ. «Немыслимая разлука», или Томас Манн и
Петер Прингсхайм
Современные имена
256 В. ПАСЕЧНИК. Мо Янь: первое знакомство
Синтез искусств
267 Т. БАЛАШОВА. Между традицией и экспериментом. Опыт
Андре Мальро — писателя и министра
286 Андре Мальро — Марк Шагал. Переписка. Публикация, приме
чания и перевод Т. Балашовой
Сравнительная поэтика
293 Н. ПЕРЛИНА. Гофманиана Крошки Цореса и терциада
Крошки Цахеса
История идей
311 А. ПОДОКСЕНОВ. Михаил Пришвин и Уильям Джемс. К
вопросу о философских контекстах творчества писателя
327 Ф. СИНИЦЫН. Советская политика в сфере литературы и
«буддийский фактор» (1920—1950-е годы)
Публикации. Воспоминания. Сообщения
347 П. ГЛУШАКОВ. Первые литературные опыты Василия
Шукшина
История русской литературы
381 С. КОРМИЛОВ. «Майор ведь чин значительный!» Офици
альные знаки государственного и общественного престижа в твор
честве Чехова
6
Стр.6
415 Е. СИНЦОВ. Динамика мотивов как основа драматургии ко
медии Н. Гоголя «Ревизор»
Заметки. Реплики. Отклики
439 В. СМИРЕНСКИЙ. «Анна Каренина» и «Красное и черное»:
история борьбы с традицией
451 С. ПОВАРЦОВ. Ахматова и театр Вертинского
Обзоры и рецензии
460 П. СПИВАКОВСКИЙ. Четыре книги. Новые исследования
творчества Александра Солженицына
473 Н. ДОЛГОРУКОВА. Звезда зарубежной поэзии? Мария
Французския в переводах В. Долиной
Книжный разворот
484 Н. В. Гоголь. Полное собрание сочинений и писем в 23 тт. Т. 7
(в 2 кн.). Кн. 1; кн. 2 (Г. ВЛАДИМИРОВ); Классик без ретуши:
Литературный мир о творчестве И. А. Бунина: Критические
отзывы, эссе, пародии (1890е — 1950е годы) (В. ЧЕРКА
СОВ); Горелик Л.Л. «Миф о творчестве» в прозе и стихах
Бориса Пастернака (А. БОРИСОВА); Невыдуманная история
похождений Йозефа Швейка в России (Г. МЕЛЬНИКОВ);
Янгфельдт Б. Язык есть Бог. Заметки об Иосифе Бродском
(Л. ЕГОРОВА); Максим Лаврентьев. Поэзия и смерть
(И. ДУАРДОВИЧ).
7
Стр.7