» Официальные знаки государственного и общественного престижа в творчестве Чехова До сих пор поминаемый жупел вульгарного социоло гизма не должен препятствовать конкретносоциологиче скому изучению литературы вообще и художественного мира произведений в частности. <...> Чехов, которого критика долго не считала «социаль ным» писателем, на самом деле был социологически са мым репрезентативным из классиков. <...> «Оказалось, что в прозе Чехова живут и действуют почти восемь тысяч персонажей — восемь тысяч лиц в пятистах рассказах и повестях, написанных в 1880—1904 годах. <...> : «Пови димому, Чехов — один из самых населенных писателей мировой лите ратуры. <...> В “Человеческой комедии” Бальзака, по данным французских литературоведов, около трех тысяч персонажей» (там же). <...> Но прочие круги Чехов показал достаточно полно — от низов до очень солидных верхов, отмеченных знаками государст венного и общественного престижа. <...> Внешним знакам социального престижа, в жизни поддан ных Российской империи игравшим огромную, хотя и пони жавшуюся со временем роль, — чинам, орденам, титулам— наши классики уделяли далеко не одинаковое внимание. <...> Для Грибоедова погоня за чинами и орденами неотделима от унижений, фамилии же титулованных особ звучат комически: князья Тугоуховские, графини Хрюми ны, барон фон Клоц (что значит Чурбан). <...> Конкретных кол лежских регистраторов, прапорщиков, титулярных совет ников потесняют вообще служащий, чиновник, офицер. <...> Но уже в ранней «Смерти чиновника» (1883) Червяков назван только по должности — экзекутор («Экзекутором назначался чиновник, ведавший хозяйством и наблюдав ший за порядком в учреждениях»3 ), без чина: перед ли цом генерала любой низший чин делает человека пресмы кающимся «червяком». <...> Не указан и чин полицейского надзирателя Очумелова в «Хамелеоне» (1884), обраще ние к нему — «ваше благородие» — было положено всем оберофицерам. <...> »4 Для приказчика «благородие» вообще <...>