к. филос. н., доцент Морщихина Лариса Александровна,
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
г. Архангельск, Россия
Аннотация: в работе проанализировано произведение Ретифа де ла Бретона, созданное в
жанре классической «утопии места».
(Опыт литературно-философского исследования)1
«Южное открытие» Ретифа де ла Бретона
Утопия, ибо это та страна, на берега которой высаживается человечество».1 Но таких карт в
истории мировой культуры, похоже, никогда не существовало. Люди упорно, век за веком,
поколение за поколением, устремлялись к этим берегам. Впереди других шли великие
философы и реформаторы – Платон, Августин, Т. Мор, Ш. Фурье, Л. Толстой… А за ними -
целая армия тех, кто хотел просто перенестись мыслью в идеальный мир, либо одарить
человечество открывшейся ему тайной достижения всеобщего блага. Среди этих сочинений
есть близнецы и антиподы, произведения поверхностные и глубокие, наивные и мудрые,
ничтожные и великие. Но все они объединены стремлением порвать с реальностью,
перенестись в иной, альтернативный мир.
Наиболее классические утопии, или, иначе говоря, произведения, которые чаще всего
Оскар Уайльд предостерегал: «Не стоит смотреть на карту, раз на ней не обозначена
относят к утопиям – утопии места. Это описания счастливого «где-то», какого-нибудь
счастливого пространства. Острова в далеких морях, Луна и планеты, подземный мир и
страны, летающие по воздуху… Необычайно любопытное явление в этом плане – теснейшая
связь классических утопий места с литературой о путешествиях. Связь эта на удивление
всесторонняя. Она не сводится лишь к хронологическому совпадению социальных утопий с
великими географическими открытиями. Можно сказать, что оба этих вида литературы
проникнуты общим духом. Та же увлеченность всем новым, та же страсть к сопоставлениям,
то же убеждение в том, что на свете все возможно, то же вера в существование земного рая.
Из довольно обширной литературы, посвященной подобным описаниям, остановимся
на некоторых работах Ретифа де ла Бретона (1734-1806). Он был весьма плодовитым
писателем, автором множества романов, новелл, драм, политических трактатов и различных
проектов общественных реформ. Бургундский крестьянин, переселившийся в Париж, он знал
и крестьянский быт, и жизнь плебейских слоев Парижа. Органический связанный с
общественными низами, Ретиф в ответ на упреки Лагарпа и других критиков подчеркивал
всегда, что высшей целью творчества считает общественную пользу. Не случайна его тесная
дружба с Мерсье, знакомство с Бомарше, Колло д’Эрбуа, Сильвеном Марешалем.
Благоговейный поклонник Руссо, Ретиф был индивидуалистом, что обусловливалось
в значительной мере литературными традициями руссоизма и его углубленным вниманием к
внутреннему миру человека. И значительная часть его произведений в той или иной мере
автобиографична, как, например, «Парижские ночи или ночной зритель» (1788-1794). Вместе
с тем его творческое наследие имеет несомненный документальный интерес, будучи
основано на скрупулезно точном наблюдении. В этом смысле в нем можно видеть одного из
отдаленных предшественников натуралистической манеры Золя, хотя Ретиф, несомненно,
стремился к реалистическому отображению действительности, к социальным обобщениям, к
изображению социальных типов и явлений, что проявилось в наиболее популярном его
романе «Развращенный крестьянин или опасности города» (1775), на руссоистскую тему
столкновения порочной цивилизации с добродетелями «естественного человека».
1 © Морщихина Л.А., 2002.
Морщихина Л.А. «Южное открытие» Ретифа де ла Бретона: Опыт литературно-философского исследования // С
именем Ломоносова. К 70-летию Поморского университета: сборник научных трудов молодых ученых,
аспирантов и студентов / ПГУ. – Архангельск: Изд-во ПГУ, 2002.
Стр.1