Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Изречения египетских отцов. Памятники литературы на коптском языке. (520,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц378
ID177800
АннотацияКнига впервые знакомит русского читателя с литературой христианского Египта (так называемой коптской), история которой охватывает несколько веков, начиная с IV века. Литература коптов сосуществовала с общей для всего Ближнего Востока греческой христианской литературой; главные ее жанры- легенды, апокрифы, дидактические сочинения. В книге представлены образцы этих произведений, во введении дается краткий очерк истории коптов и их литературы.
ISBN978-5-89329-353-3
УДК281.93
ББК86.37
Изречения египетских отцов. Памятники литературы на коптском языке. / Пер. А.И. Еланская .— : [Б.и.], 2001 .— 378 с. — (Античное христианство. Источники) .— ISBN 978-5-89329-353-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/177800 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СЕРИЯ АНТИЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО источники ИЗРЕЧЕНИЯ ЕГИПЕТСКИХ отуов СЕРИЯ АНТИЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО источники ••• •• Издательство <<Алетейя» Санкт- Петербург 2001 ИЗРЕЧЕНИЯ ЕГИПЕТСКИХ OТIJOB Памятники литературы на коптском языке Введение, перевод с коптского и комментарии <...> А. И. &анской Издание второе, исправленное и дополненное ••• •• Издательство «АлетеЙЯ>> Санкт- Петербург 2001 ББК УДК Э373.2 281.93 И39 И 39 Изречения египетских отцов. <...> Коптская литература возникла фактически ва пустом месте. <...> В Деяниях Марка, составленных на греческом языке в двух верених н nереведенных на многие языки, в том числе и на коптский (отрывок нз одной коnтской рукоnиси Деинвй Марка хранится в Москве, в Государст венном музее <...> Что касается возникли волнения по этому Смута Египта, то продолжалась примерно в то в течение же время не и эдесь поводу. <...> Тем не менее, несмотря на эти успехи, репертуар коптской литературы, как пере водной, так и оригинальной, известен нам далеко не полностью- каждый год приносит в этой обпасти новые открытия. <...> Классиком ских коптской литературы святцах), настоятель Бе.rюго является Шенуте монастыря, одного (св. <...> Не малую роль эдесь сытрапа в свойственная египтянам любовь к чудесному. <...> Даже житие Шеиуте (перевод которого эдесь публикуется), составленное его учеником, живым свидетелем большинства описываемых им событий, со держит немало фантастических элементов. <...> Это были греческие тексты, иногда почти документальные, восходящие к протоколам допросов, которые впоследствии переводились на коптский язык и вместе с устными преданнями служмв основой для последующей обработки, создания сзпического:. жанра коптских мартириев. <...> Пожалуй, самый значительный среди них- цикл, к которому отно сится публикуемый здесь мартирий св. <...> С греческого на коптский переводились соборные постановления, списки уча стников соборов, во дополнялись, особенно переделывались охотно и повествования - служили толчком к о соборах, созданию <...>
Изречения_египетских_отцов._Памятники_литературы_на_коптском_языке..pdf
ИЗРЕЧЕНИЯ ЕГИПЕТСКИХ OТIJOB Памятники литературы на коптском языке Введение, перевод с коптского и комментарии А. И. &анской Издание второе, исправленное и дополненное •• ••• Издательство «АлетеЙЯ>> Санкт-Петербург 2001
Стр.3
ББК Э373.2 УДК 281.93 И39 И 39 Изречения египетских отцов. Памятники литературы на коптском языке 1 Введ., пер. с коптского, коммент. А. И. Еланской.СПб.: Алетейя, 2001.- 377 с.- (Античное христианство. Источники) ISBN 5-89329-353-3 Книга впервые знакомит русского читателя с литературой христианского Египта (так называемой коптской), история которой охватывает несколько веков, начиная с IV века. Литература коптов сосуществовала с общей для всего Ближнего Востока греческой христианской литературой; главвые ее жанры- легенды, апокрифы, дидактические сочинения. В книге представлены образцы этих произведений, во введении дается краткий очерк истории коптов и их литературы. © Издательство •Алетейя• (СПб), 2001 г. © Еланекая А. И., введение, перевод на русский язык, комментарии, 2001 г.
Стр.4
КОПТЫ И ИХ ЛИТЕРАТУРА Настоящая книга имеет цепью познакомить читателя с образцами египетской литературы на коптском языке. Сам термни скоnты:. восходит к арабскому названию житепей Егиnта, которое, в свою очередь, является nередачей греческого слова Atyunтtoij;, сегнnтяини:.. После арабского завоевания так стали называть егиnтян-христиан в отличие от египтян, прннявших ислам. Сделавшись арабоязьrчными, егиnтяне-христиане сами стали иазывать себя коnтами, а свой природньrй язык- коптским. Когда в Евроnе в середине в. началось изучение коптскоrо языка, термины скопты:. и скоптсквй язык:. вошли в ваучвьrй обиход. Таким образом, копты- это египтяне-христиане. Коптская литература возникла фактически ва пустом месте. Привив хрвствавство, египтяне разрывали связи со своим языческим nрошлым и со своей проmлой культурой. История коптов- это, в основном, история религиозной борьбы, как между правитепьством и церковью, так и внутри церкви. Сами копты делят свою историю до арабского завоевания Егиnта ва три периода: борьба nротив языческих императоров, борьба против арнанеких имnераторов, борьба против халкедокских имnераторов,- а начинают ее с появленВJI в Егиnте христианства. С тех пор как после завоевания Александра Македонского Егиnет стал частью зллнвистнческого мира, rреческаи культура пышно расцвела ва египетской nочве, вобрав в себя местные злементы и создав за века rреческого господства одну из самых блестящих н своеобразных ветвей зллииистнческой культуры. В веке столица Египта Александрии, второй по величине город античного мира с насепеиием в миллион человек, была, наряду с Римом, культурным центром империи и, разумеется, культурным центром римского Египта. Если, как говорится в Деяниях Апостолов, сафнняие. ни в чем охотнее ве nроводили время, как в том, чтобы говорить или слушать чтонибудь новое:., то александрийцы ничуть не уступали в любозиатепьности афинянам. Умственная жизнь в Алексаидрин кипела ключом. Счастливое сочетание разнородных факторов создало питательную среду дnя развития духовной деятепьноств. Сникретвзм древней егиnетской и греческой языческой репиrии, греческая литература, философия, наука, Музей со знаменитой Библиотекой, различные секты, общины, постоянный контакт с Сирией н Палестиной, можно сказать, взаимный обмен репиrиозно-философскими течениями- и ко всему этому появнвшееся в в. христианство. XVII . . 5 1 1
Стр.5
Проникиовеине христианства в Египет связано с легендой о еваигелисте Марке. l(ак гласит предание, апостолы и ученики Иисуса разошлись в разные страны для проповеди христианского вероучения. Согласно l(лименту Александрийскому, Фоме выпал жребий идти в Парфню, Иоаннув Малую Азию, Андрею - в Скнфию, то есть в земли, расnоложеиные к северу от Черного и Каспийского морей. Евангелист Марк был nослан в Египет и, как nишет Евсевий, сnроповедав там написанное им Евангелие, основал церкви в самой Александрии». Марк был учеником аnостола Петра, находился при нем в Риме (он упомянут Петром в Первом Послании) и составил Евангелие по его рассказам. Петр одобрил зто Евангелие для чтения в церквях. l(ак сообщает ПаnкА, сМарк, истолкователь Петра, с точностью написал все, что запомнил, хотя и не держался nорядка слов и деяний Христовых, nотому что сам не слушал Госnода и не сопутствовал Ему». В Деяниях Марка, составленных на греческом языке в двух верених н nереведенных на многие языки, в том числе и на коптский (отрывок нз одной коnтской рукоnиси Деинвй Марка хранится в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), повествуется о том, что nосле того, как Марк основал христианские общины в Александрин и назначил епископа, трех nресвнтеров, семь днаконов н одиннадцать других лиц для отправления культа, он удалился в Пеитаnолис, а через два года вернулся в Александрию. Во время nраздиоваиия Пасхи, день которой совпал с nраздником Сераписа, язычники наnали на Марка, терзали его и окровавленным бросили в темницу. На следующее утро он скоичался и был погребеи в восточной части города, называемой Буколия. Там была воздвигнута церковь, и там же погребались и еnискоnы, преемиикн Марка. Разрушенная с годами, церковь была вновь построена в XIX в., но уже без nрежнего величия. Вот как оnисывает ее ПорфирнА Усnенский, побывавший там в 1845 г.: сВ nравом приделе копты показывают гроб евангелиста у восточной стены алтарной. Гроб состоит нз четырех беломраморных досок. На нем нет никаких украшений и nисьмен. l(опты знают, что в гробе нет мощей н что они увезены. В сей церкви, наnраво, находится nод;3емельиая усыnальница коnтских архиепискоnов. l(оnты говорят, что там похоровены 73 архиерея. Вместо иконостаса - узорчатая перегородка без пилястров, без колонн. По правую н левую сторону царских дверей два малые четвероугольные задвижные окошка для пропуска света в алтарь. Иконы поставлены весьма высоко; их очень мало, и те - дурной, старой живоnиси. Церковь мала и убога. По виду и архитектуре- новейшего произведеиия. Но около нее валяются мраморные н гранитные колоивы (развалины nрежией церквиА. Е.). Церковь находится среди большого огорода:.. Население Александрии состояло в основном из трех групn- егиnтян, греков и евреев. Первые христианские общины также возникли из представителей ЭTIIX групn, причем и nоивмание учения, и обряды не отличались единством. В молодой церкви с еще не устоявшимвся догмами nереnлетались и сталкивались самые разные течения, возникали ереси, создавались легенды, образовывались секты, разгоралась nолемика. Зачатки христианского вероучения требовали дальнейшего развития. Возникала масса вопросов, которые нужно было разрешить и в теоретическом, и в nрактическом плане, nоскольку следовало заложить основы церковной иерархии, богослужения, обб
Стр.6
рядности и т. п. Египетская церковь находилась в самой гуще событий, а центром, естественно, была Александрия. Во 11 в. в Александрии возникпа Огласительная школа, получившая мировую известность и nроспавленная своими великими деятелями- Климентом Александрийским и Оригеном. Школа была основана одним из древних епископов. Это было духовное училище, Дидаскапня, в которой наставляли в христианском вероучении оглашенных, т. е. готовищихси к обряду крещении. Дидаскалия достигла расцвета к концу века, когда nомощником ее главы Пантена стал Климент, возгпавнвшиА ее после коичины Пантена, около 200 г. Тит Флавий Климент родился около 150 г. в языческой семье, попучип широкое философское и литературное образование. Приняв христианство, он много путешествовал по Италии, Сирии, Палестине, пока, наконец, не обосновалеи в Александрии, где попучил сан пресвитера. Глубокий знаток языческой литературы, гностического и христианского учения, он создал много пронзведений, получивших большую известность. Главными его трудами бЬIJIH еСтрома ты~ ( сnестрые ковры~. нечто вроде богословеко-литературной мозаики), состоящие из 7 кииr, в сПедаг~. Первый труд был в основном теоретическим, второй имеп воспитатепьно-нравственную цепь. С точки зрения ортодоксального христианства в трудах Климента заметно влияние гностицизма, в особенности в учении о Логосе, Божествеивом Слове, которого он не отождествляет попкостью с Сыном Божьим. Во время гонении при Септимии Севере в 202 г. Дидаскапвя бЬIJia закрыта, Климент уехал из Егиnта и вскоре nоселилеи в Малой Азии у епископа Александра, который ранее был учеником Пантена и самого Климента. Там тоже разразилось гонение, Александр был брошен в тюрьму, и Климент стал уnравлять церковью вместо него. Скончалси он около 215 г. В Александрии поспе отьеэда Климента некому было принять на себя должность огпашатепя. Епископ Димитрий вверил управление Дидаскалией восемнадцатилетнему юноше Орвгену. Ориген родился в 185 или 186 г. в христнанекой семье. Его отец Леонид во времи вышеупомянутого гонении Севера был брошен в тюрьму и вскоре обезглавлен. Ориген получил хорошее образование под руководством отца и в Дидаскапии у Климента. Поспе кончины отца он продолжал самостоятельно заниматься и вскоре мог преподавать. В 203 г., когда Дидаскалия была вновь открыта, ему было поручено уnравпять ею. При возобиовившихся гонениях многие ученики Оригена погибли мученической смертью. Сам Ориген действовал так смело, что постоянно подвергалея смертельной опасности. Всюду, где он бывал, к нему стекалось множество соглашаемых~; из-за преспедований язычников ему приходилось переходить из дома в дом. Чтобы попкостью отдаться своей миссии, он отказался от преподавания сповесных наук н таким образом пишилея единственного заработка. Чтобы добыть пропитание, он продал за ежедневную ренту в четыре обола свою библиотеку, как пишет Евсевий, свсе бывшие у него и с такой любовью изученные им списки древний сочинений. . . Он nереносил холод и наготу и достиг высшей бедности. . . Многие годы он хаживал босой. . . многие также годы отказывался от вина и от всего, кроме необходимой пищи, до того, что наконец крайне расстроил и повредил свою грудь~. Будучи огпаwатеJ\ем, он должен был готовить к принятию крещения и мужчин, и женщин, 7
Стр.7
и чтобы не дать повода язычникам к лишней клевете на христиан, оскопил себя. Когда об этом узнал епископ Димитрий, он оставил Оригена во главе школы, но священнический сан был Оригену уже недоступеи. Однако когда во время разгрома Александрии войсками Каракаллы в 216 г. Орнтен был вынужден бежать в Палестину и укрылся у епископов Феоктиста Кесарюiского и Александра Иерусалимского, они убедили его пропаведавать в церквях, на что имел право только священник. Недовольный нарушением Димитрий вытребовал Оригена обратно в Александрию. В это время учеником Оригена стал богатый че.ловек Амвросий, который предоставил в распоряжение учителя стенографов и переписчиков. Произведении Оригена распространились и пользовались все большей славой. Вызванвый в 230 г. в Афины для борьбы с еретиками, он во время проезда через Палестину был посвящен в сан пресвитера вышеупомянутыми епископами Феоктистом и Александром. Когда Ориген вернулся в Египет, Димитрий отстранил его из-за иезаконвого посвящения от заведования школой, а соборы, созванные в 231 и 232 гг. дли обсуждения его учении в посвящении в сан, постановили запретить ему преподавание, лишить сана и выслать из Александрии. Однако слава Оригена не померкла. Под покровительством своих друзей, палестинских епископов, он стал работать в школе в Кесарии, и вскоре она приобре.ла широкую известность. Как пиmет Евсе· вий, к Оригену сетекались слушате.ли не только из жителей той страны, но бесчисленное множество учеников, оставляя свою родину, приходили и из отдаленных областей~. У него искали разрешении затрудиите.льиых богословских вопросов, ему писали письма епископы, его произведения и письма распростраиились по всему Востоку. Когда в 250 г. при императоре Деции разразилось новое гонение, Ориген был брошен в тюрьму, где в течение многих дней подвергалея мучите.льным пыткам. Он не был казнен, но здоровье его было окончательно подорвано. В 254 или 255 г. он скончался в г. Тире. Александрия бЬUiа колыбелью египетского христианства, но уже к концу 11 в. новое учение распространилось по всему Египту. Идеи христианства легко завоевывали народные массы. Однако обстановка, в которой это происходило, была иного рода, чем в Александрии и других крупных городах Египта. В стране значительно резче выступал антагонизм между греческой верхушкой и египетским насе.лением - и социальный, и языковой; теперь к этому прнбавилсн антагонизм религиозный. Крестьяне и ремесленники, как правило, плохо знали греческий и не владели греческой грамотой. Администраторы, чиновники, крупные землевладельцы были преимущественно греческого происхождения, а если и египтянами, то принадлежали к тому же классу угнетате.1ей. Новым учением они не ннтересовались, тем более что оно постоянно преследовалось правительством. Атмосфера в провинции была иной, чем насыщенная духовная атмосфера в Александрии. Здесь христианство побеждало, так сказать, не теоретически, а практически. Его идеи находили путь к сердцам простых людей прежде всего как духовно-нравствен· иые, как духовная помощь в тнжкой юдоли. А жизнь их действительно была тяжелой. Когда Египет при Октавиане Августе стал римской провиицией положение в нем греков не поколебалось. Август, желая сохранить Египет для себя лично как колоссальную доходную статью, дававшую императору боль8
Стр.8
шую экономическую сипу, даже запрещал знатным римлянам nосещать Египет без своего разрешения. Он выступил в качестве преемннка Птопемеев, сохранив существовавший бюрократический аппарат. Греки по-прежнему господствовали в Егиnте, но впасть Рима всей тяжестью легла на эксnлуатируемые спои населения. С самого включения в состав Римской имnерии Егиnет рассматривапся как источник дохода. В 1 в. Рим попучал от Егиnта в месяц больше дохода, чем давала за rод вся Иудея. Налоги росли и умножапись; существовало более 450 разного рода налогов и nоборов. Бюрократический аппарат, и без того огромный, все увепичивапся, усиливая гнет н репрессии в попытках выжать больше доходов из нищавшего населения. Документы сохранили немало свидетельств о зверских расправах с неспособными иапогоппатепьщнками. Правнтепьственвые вооруженные отряды совершали настоящие набеги. При этом иногда уничтожапись даже каналычасть животворной сети, питавшей почву Египта. Мелкие земпевпадеnьЦ.Ы разоряпись, увеличивалось крупное частное землевладение; ero рост особенно наблюдается в 111 в. В такой обстановке возрастапа притягательная сиnа идей христианства. Людей привпекала не тоnько и не столько надежда на воздаяние в жизни будущей за тяготы, перенесенные на земле, но и возможность идейного объединения, взаимной поддержки, ощущение своего морального nревосходства над угнетателями. Несмотря на жестокие гонения, продолжавшиеся и в начале IV в., к этому времени в Египте было более миллиона христиан. Гонения следовали почти непрерывно, с небольшимн промежутками относительного сnокойствия. Деций задалея цепью в корне истребить христианство. Указ его требовал от всех христиан продемонстрировать приверженность языческому культу совершением в присутствии специальной комиссии языческого обряда, после чего комиссия выдавала удостоверение. Откаэывавшихся заключали в темницу, морили голодом и жаждой, nытали, н если все же не удавалось их привудить, казнИJiи, отрубая голову, сжигая на костре, бросая на съедение диким зверям. После смерти Деция его преемник Галл издал новый указ, требуя повторных жертвоприношений. При новом гонении жестокие кары стали вызывать ропот д"аже среди язычников. Валериан, сменивший Галла, первое время оставлял христиан в покое. В 257 г. он издал указ, в котором христианскому духовенству предписывалось совершить жертвоприношение, но отказ каралея только ссылкой. По этому указу александрийский патриарх Дионисий вместе с некоторыми свящеинослужитепями был соспав в Ливию. Через год последовал новый указ, повелевавший немедленно казнить всех священнослужитепей; знатных лиц. отказавшихся от жертвоприношения, лишать званий и конфисковать их имущество, а если они будут продолжать упорствовать, казнить; знатных женщин ссылать, конфисковав имущество; служитепей в императорских поместьях заковать в кандалы и сделать рабами. После Валернана престол занял его сын Гаппиен, имя которого как соправителR стояло рядом с именем отца на указах о преспедовании христиан. Но Галлиен прекратнл гонения н даже возвратил христианам отобранные у них церкви н усыпальницы. В продолжении последующих четырех с лишним десRтнлетиА христианство не преследовапось. В начале IV в. разразилось самое длительное и самое жестокое гонение, вошедшее в историю как свеликое гонение:.. В конце своего царствования имnератор Диоклетиан под влиянием своего соправи9
Стр.9
тели кесари Галерин издал ряд указов против христиан. В начале г. к стенам общественных зданий был прибит эдикт, в котором требовалось разрушить церкви, сжечь священные книги. Один христианин сорвал эдикт, за что был сожжен. Вскоре в императорском дворце в Никамидни вспыхнул пожар. ГалеркА обвинил в поджоге христиан, а те обвиняли его, говори, что таким образом он хочет навлечь на них гнев императора. Диоклетиан подверг испытанию всех обитателей дворца. Отказавшнеси совершить жертвоприношение, даже женщины, были сожжены или утоплены. Последовал новый ряд эдиктов, повелевающих всем совершить жертвоприношение. Евсевий описывает подвиги египтян-мучеников в Тире. сВидя их, кто не изумился бы при взгляде на иенсчислимое множество бичей и на твердость в этом случае дивных поистине поборников богопочтения, а вслед за бичеванием при взгляде на их борьбу с кровожадными зверями, на нападении пантер, разного рода медведей, диких кабанов, разъяренных огнем и железом, н на дивную непоколебимость этих героев•. Далее Евсевий переходит к описанию гонений в самом Египте. сТаков был подвиг египтян, явивших себя поборинками благочестии в Тире. Но надобно удивпиться и тем из них, которые пострадали дома, на родине. Здесь тысячи мужей, вместе с женами и детьми, презрев кратковременную жизнь, подвергалась за учение Спасители нашего различным родам смерти. Одни, после скобпений, колесований, самых тяжких бичей н тысячи прочих различных пыток, о которых и слышать страшно, предаваемы были огню ... Но выше всякого описания- пытки и страдании, перенесенные мучениками в Фяваиде ... Все тело их терзали черепками, пока они не испускали последнего дыхании; женщин же за одну ногу н посредством каких-то орудий поднимали вверх ... Других умерщвляли, привизываи к деревьям и древесным сучьям, а именно, стянув вместе посредством каких-то оруднА два наиболее крепких древесных сука, мучители прикреппили к тому и другому из них голени мучеников, а потом давали сучьим прийти в естествеиное положение. какого-нибудь краткого времени, но в продолжение целых годов. Все это производилось не несколько дней и не в течение В иной раз за один день приходилось до ста убитых мужей с самыми ранними младенцами и женами ... Мы сами были в тех местах и видели многих, которые вдруг, в один день претерпели либо отсечение головы, либо казнь огнем, так что и смертоносное железо притуплялось, ослабевало и ломапось, и сами убийцы, утомившись, поочередно сменяли друг друга•. В Диоклетиан в соправитель Максимиан отреклнсь от престола. Императорами и августами стали Констанций, муж приемной дочери Максимиана (впоследствии попучивший прозвание рый назначил августом Севера, а цезарем и Гаперий, котосвоего племянника Максимина, nоручив ему управпение диоцезом Востока. В следующем году Коистанций скончалси, и его сын Коистантин (Великий) был возведен войском в императоры. Гаперий не хотел его призиавать, но в это время Максимиан вновь заивил притязания на императорский престоп, а его сына Максенции войско провозгласило императором. И ГалеркА, ища союзника, признал Константина цезарем, впоследствии же и августом. В г. Севера сменил Лициний, а Максимина войско тоже провозгласило августом. Поnытка Максимиана вернуть себе императорский престоп окончилась г. покоичил с собой. В 311 г. веудачей: войско изменило ему, и он в 10 303 . привязывали cXnop•). . . - ero 307 305 r. 310 .
Стр.10
Галерий тяжело заболел и, убедившись, что молитвы богам не приносят ему облегчения, издал эдикт, в котором христианам разрешалось следовать своей религии, с тем, однако, чтобы они молились своему Богу о здравии императора. Максимин, ярый сторонник язычества, не обнародовал эдикт Галерия, но вынужден был оповестить городские власти о том, что христнане не должны подвергаться гонениям. Вскоре Галерий умер, и Максимин сразу же возобновил преследования христиан. Коистаитин в письмах к нему пытался вступаться за них, ио Максимин с этим не считался. Прокатилась волна новых жестокостей. В Египте было казнено несколько епископов, в том числе и Петр Александрийский. «Ненавистник добра Максимин,- писал Евсевий,- в короткое время причинил нам столь много зла, что это последнее, возбужденное им гонение казалось нам гораздо тяжелее первого». В 312 г. вспыхнула война между Конетаитином и Максенцием, окончившаяся поражением последнего. Во время бегства он утонул в Тибре. В следующем году Максимни предпринял поход против Лициния, но потерпел поражение и обратился в бегство. Подобно Галерию, он, оказавшись в безвыходном положении, решил привпечь на свою сторону христиан и издал эдикт, дарующиil ни свободу. В то же время он отдал приказ убить языческих жрецов, доверившись благоприятным предсказаниям которых начал роковую для себя воilиу. Положеине его было безнадежно, и он, подобно Максимиану, покоячип с coбoil. В этом же году Лициииil, от своего имени и имени Константина, издал эдикт, сдаровав христианам и всем прочим людям свободу исповедовать какую угодно религию», как говорилось в эдикте. Он также предписывал возвратить церкви все ее здания и имущество, иеэависимо от того, находятся ли они в собственности казны или частных пни.. Итак, в Римской империи было теперь два императора: на ЗападеКонстантин, на Востоке- Лициний. После победы над Максенцием Константин, включив в свое войско солдат Максенция, отправился в Галлию для борьбы с германцами. Лициний же после победы над Максимином выступил против Константина, однако потерпел поражение, после чеrо между ним и Конетаитином было заключено перемирие, дливщееся восемь лет. В 321 г. Лициний возобновил гонения на христиан. Это еще больше расшатало иепрочный мир между ним и Константином. Когда во Фракию, которая была под властью Лициния, вторглись варвары, Константин, находившнйся в Фессапониках, устремился против них и дал им отпор. Проникиовеине Коистаитина на территорию, подвластную Лицинию, послужило последнему поводом для возобновпения войны, в которой он потерпел поражение. В 323 г. он был соспаи в Фессапоники, а в 324 г. по требованию войска казнен. Констаитин стал единодержавным императором. Первыii же эдикт, который издал Константин, возвращал христианам отобраиные у них права и имущество. Во втором эдикте Констаитин открыто объявил себя христианином, объяснил свои победы помощью, оказанной свыше, и выразил желание, чтобы его подданные обратились в христианство, но заявил, что принуждать к этому не будет и каждый может отправлять культ своим божествам. Все гонения, особенно свеликое гонение», оставили глубокий след в сознании и памяти египтян. Достаточно сказать, что копты стали вести 11
Стр.11