МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ================================================= Е.А. БАГНЕТОВА Гигиена физического воспитания и спорта УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Рекомендовано учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050720 – физическая культура Сургут 2008 1 УДК 378 ББК 75.0я73 Б 14 Печатается по решению Редакционно- издательского совета СурГПУ Рецензенты: Шаповалов П.Я., доктор медицинских наук, профессор Тюменской государственной медицинской академии Синявский Н.И., доктор педагогических наук, профессор Сургутского государственного педагогического университета Багнетова Е.А. <...> 3 В ходе изучения дисциплины студент должен знать: - предмет, содержание, методы исследования гигиены физического воспитания и спорта; - гигиенические основы здорового образа жизни и профилактики заболеваний лиц, занимающихся физической культурой и спортом; - гигиенические принципы тренировочного процесса и соревнований и требования к местам занятий физкультурноспортивной деятельностью; - особенности гигиенического обеспечения физкультурноспортивной деятельности лиц разного возраста и пола; - вопросы личной гигиены, закаливания, питания, гигиены одежды и обуви физкультурников и спортсменов. <...> Студент должен уметь: - делать гигиеническую оценку мест и условий занятий физической культурой и спортом; - проектировать, оценивать и корректировать процесс гигиенического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности; - давать оценку соблюдению гигиенических принципов тренировочного процесса и соревнований; - оценивать факторы, влияющие на физическую работоспособность и состояние здоровья спортсменов. <...> Практические занятия позволяют: - научиться планировать <...>
Гигиена_физического_воспитания_и_спорта_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
=================================================
Е.А. БАГНЕТОВА
Гигиена
физического
воспитания
и спорта
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Рекомендовано учебно-методическим объединением по специальностям
педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050720 –
физическая культура
Сургут 2008
1
Стр.1
УДК 378
ББК 75.0я73
Б 14
Печатается по решению
Редакционно- издательского совета СурГПУ
Рецензенты:
Шаповалов П.Я., доктор медицинских наук, профессор Тюменской
государственной медицинской академии
Синявский Н.И., доктор педагогических наук, профессор Сургутского
государственного педагогического университета
Багнетова Е.А.
Б 14
Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов
факультета физической культуры и спорта. – 3-е изд., перераб. и доп. - Сургут: РИО
СурГПУ, 2008. – 206 с.
ISBN 5-93190Учебное
пособие по дисциплине «Гигиена физического воспитания и спорта»
разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом
высшего профессионального образования.
Данная работа включает в себя следующие разделы: учебную программу,
практические и семинарские занятия с методическими рекомендациями, вопросы для
самостоятельной работы студентов, контрольные материалы, словарь терминов.
Учебное пособие предназначено студентам, а также преподавателям высших
учебных заведений, читающих дисциплину «Гигиена физического воспитания и
спорта».
ББК 75.08я73
ISBN 5-93190-238-4
© Багнетова Е.А., 2008
© Сургутский государственный
педагогический университет, 2008
2
Стр.2
Введение
___________________________________________________
Учебное пособие по дисциплине «Гигиена физического
воспитания и спорта» составлено в соответствии с Государственным
образовательным стандартом высшего профессионального
образования и предназначено для студентов специальности 050720 –
Физическая культура.
Знания по «Гигиене физического воспитания и спорта»
являются частью естественнонаучных представлений и необходимы
студентам для понимания особенностей гигиенического обеспечения
лиц, занимающихся физической культурой и спортом, для научного
обоснования способов сохранения здоровья людей в условиях
физических нагрузок.
Цель дисциплины – повышение профессионального уровня
подготовки студентов посредством изучения современных
гигиенических требований к условиям занятий физической культурой
и спортом.
Задачами изучения дисциплины являются следующие:
- углубление теоретических знаний о гигиенических основах
сохранения и укрепления здоровья человека в условиях спортивной
жизнедеятельности;
- приобретение практических навыков подготовки и проведения
гигиенического эксперимента, а также обработки результатов
исследования и их интерпретации;
- углубление теоретических знаний и формирование практических
навыков организации учебного и тренировочного процессов с учетом
требований гигиены;
- формирование системы ценностных ориентаций, позволяющих
бережно относиться к окружающему миру и здоровью человека.
3
Стр.3
В ходе изучения дисциплины студент должен знать:
- предмет, содержание, методы исследования гигиены
физического воспитания и спорта;
- гигиенические основы здорового образа жизни и профилактики
заболеваний лиц, занимающихся физической культурой и спортом;
- гигиенические принципы тренировочного процесса и
соревнований и требования к местам занятий физкультурноспортивной
деятельностью;
- особенности гигиенического обеспечения физкультурноспортивной
деятельности лиц разного возраста и пола;
- вопросы личной гигиены, закаливания, питания, гигиены
одежды и обуви физкультурников и спортсменов.
Студент должен уметь:
- делать гигиеническую оценку мест и условий занятий
физической культурой и спортом;
- проектировать, оценивать и корректировать процесс
гигиенического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
- давать оценку соблюдению гигиенических принципов
тренировочного процесса и соревнований;
- оценивать факторы, влияющие на физическую
работоспособность и состояние здоровья спортсменов.
Учебная программа предусматривает проведение лекций,
семинаров, практических занятий и осуществление самостоятельной
работы студентов.
Содержание программы делится на темы, в каждой из которых
материал распределяется по формам занятий. Программа
предусматривает самостоятельное изучение студентами части
учебного материала, написание реферата. Контроль качества
усвоения знаний, умений и навыков проводится во время оценивания
устного ответа студента на семинаре, при анализе выполнения
тестовых и самостоятельных заданий, контрольных и практических
работ. По итогам обучения проводится экзамен, к которому
допускаются студенты, выполнившие все практические и
самостоятельные работы и не имеющие задолженности по итоговым
заданиям.
Практические занятия позволяют:
- научиться планировать гигиенические мероприятия на учебнотренировочном
сборе;
4
Стр.4
- оценивать достаточность естественного и искусственного
освещения мест занятий физкультурно-спортивной деятельности;
- делать гигиеническую оценку спортивных помещений;
- составлять карту санитарного обследования спортивного зала и
плавательного бассейна;
- использовать некоторые приемы саморегуляции для повышения
спортивной работоспособности;
- определять суточный расход энергии спортсмена с помощью
хронометражно - табличного метода.
К практическим работам студенты готовятся заранее и
приступают к ним после прослушивания лекций. Ход практической
работы и ее теоретическое обоснование фиксируются в тетрадь.
Программа предусматривает проведение экскурсий:
- на санитарно-эпидемиологическую станцию для ознакомления с
работой этого учреждения и современными методами санитарного
контроля;
- в спортивные учреждения, плавательные бассейны для
изучения их санитарно – гигиенического состояния.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами,
как:
- биохимия (строение белков, жиров, углеводов и их роль в
организме человека);
- анатомия (внешнее и внутреннее строение организма человека,
его отдельных органов и систем органов);
-
спортивная медицина (медицинское обеспечение спортивной
деятельности);
- физиология (жизнедеятельность организма, его систем и
органов).
Изучение студентами гигиены физического воспитания и спорта
имеет важное научное и воспитательное значение, так как позволяет
выстраивать физкультурно-спортивную деятельность с позиций
сохранения здоровья человека и формировать систему ценностных
ориентаций, направленных на укрепление здоровья и организацию
здорового образа жизни.
На изучение дисциплины отводится 100 часов. Из них: 24 ч –
лекции, 12 ч – семинарские занятия, 16 ч – практические занятия и 48
ч отводится на самостоятельную работу.
5
Стр.5
Учебно-тематический план
Название темы
1.Гигиена,
как основа
профилактики заболеваний и
здорового образа жизни
2.Личная гигиена, закаливание,
гигиена одежды и обуви
физкультурника и спортсмена
3.Гигиенические требования к
местам занятий физкультурноспортивной
деятельностью
4. Рациональное питание
5. Гигиенические средства
восстановления и повышения
спортивной работоспособности
6.Особенности гигиенического
обеспечения физкультурноспортивной
деятельности лиц
разного возраста и пола
7.Особенности гигиенического
обеспечения
различными
физкультурно-спортивной
деятельности
Всего часов 100 52 24 12 16 48
занятий
видами
14 8 4 2 2 6
14 8 4 2 2 6
18 12 4 2 6 6
18 8 4 2 2 10
14 8 4 2 2 6
14 8 4 2 2 6
8
8
6
Трудоёмкость
Аудиторные
Лекции
Семинары
Практические
Самостоятель
ная работа
Стр.6