Роль математического аппарата
в обеспечении
уровня
фундаментальности
Физическое
образование
в вузах. <...> Т. 20, № 3, 2014 курса физики
145
УДК 530
Роль математического аппарата в обеспечении уровня
фундаментальности курса физики
Александр Михайлович Безуглов, Юрий Иванович Кураков,
Михаил Владимирович Максименко
Шахтинский институт (филиал) Южно! <...> Российского государственного
технического университета (Новочеркасского политехнического института),
кафедра естественнонаучных дисциплин
346500 Россия, Ростовская область, г. Шахты, пл. <...> Ленина, 1; e!mail: phisycs@yandex.ru
В статье представлены примеры разделов и задач курса физики, в которых принципиально
важную роль играют математические методы описания изучаемого явления или процесса. <...> Фундаментальность является одним из основополагающих принципов
организации высшего образования. <...> Она предполагает не только заучивание
определенных фактов, формул, понятий и получения навыков вычислений по
известным правилам, но и обязательный анализ изучаемых явлений, выяснение так
называемого физического смысла, взаимосвязи математического формализма с
соответствующими понятиями, категориями, положительными моментами физической
теории и, как следствие, с наблюдениями, определяемыми и описываемыми признаками
изучаемого объекта или явления. <...> Эффективность учебного курса, активность восприятия в значительной степени
зависит от того, насколько полно в нем учтены отмеченные выше моменты и насколько
он привлекателен с точки зрения наличия ярких примеров, парадоксальных вопросов
и задач, неожиданных трактовок и запоминающихся иллюстраций. <...> Такой взгляд
становится тем более актуальным в настоящих условиях постоянного сокращения
объемов аудиторных занятий. <...> Поскольку первым при сокращении курса исчезает математический аппарат,
нами подготовлено пособие, в котором собраны задачи!иллюстрации, отвечающие
завяленным выше принципам. <...> Велосипед равномерно
движется по прямолинейной <...>