Е.М. Бондарчук
ГОВОРИМ И ПИШЕМ ГРАМОТНО
Утверждено Редакционно-издательским советом
университета в качестве учебно-методического пособия
к практическим занятиям и лабораторным работам
по русскому языку и культуре речи
Самара
Издательство СГАУ
2007
УДК 808.2
ББК Ш 141.2 - 923
Б 81
Рецензенты:
канд. истор. наук, доц. <...> Они позволят студенту во время аудиторного выполнения заданий действовать адекватно и максимально снизить возможные сбои и неудачи. <...> Необходимые определения, входящие в тематику занятия
Современный русский язык - это национальный язык великого
русского народа, форма русской национальной культуры. <...> Современный русский литературный язык - это язык нормированный, обслуживающий культурные потребности русского народа,
это язык государственных актов, науки, печати, радио, театра, художественной литературы. <...> Литературный язык - это исторически сложившаяся, высшая (образцовая, обработанная) форма национального языка. <...> Он включает диалекты, просторечие, жаргоны и является противоположностью литературному языку. <...> Орфоэпическая норма - единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения и правильной постановки ударения. <...> Соблюдение орфоэпических норм
является необходимым признаком культурной, грамотной речи. <...> Полный стиль отчетливая речь, более медленная по темпу, тщательная артикуляция. <...> Неполный стиль - менее отчетливая речь, более быстрый темп,
менее тщательная артикуляция. <...> Дайте определения следующим понятиям: диалекты, просторечие, жаргон, «общий жаргон», кодификация норм, орфоэпия,
лексика, фразеология, морфология, синтаксис, лексикографическая компетенция, фонетический барьер, интонация, громкость,
высота тона голоса, темп, пауза. <...> Перечислите особенности нелитературных форм языка - диалектов, жаргонов, дайте им краткую характеристику. <...> б) Структура словарного состава русского языка
Классификация
лексики
по значению
Классификация лексики по
происхождению <...>
Говорим_и_пишем_грамотно.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени академика С.П. КОРОЛЕВА"
Е.М. Бондарчук
ГОВОРИМ И ПИШЕМ ГРАМОТНО
Утверждено Редакционно-издательским советом
университета в качестве учебно-методического пособия
к практическим занятиям и лабораторным работам
по русскому языку и культуре речи
Издательство СГАУ
2007
Самара
Стр.1
УДК 808.2
ББК Ш 141.2 - 923
Б 81
Рецензенты:
Бондарчук Е.М.
Б 81 Говорим и пишем грамотно: учеб.-метод. пособие к практическим занятиям
и лабораторным работам по русскому языку и культуре речи/Бондарчук
Е.М. - Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2007.
- 64 с.
ISBN 978-5-7883-05-23-3
Данное учебно-методическое пособие разработано в целях повышения эффективности
цикла практических и лабораторных занятий по русскому языку и культуре
речи. Для реального повышения грамотности устной и письменной речи студентов
автор предлагает разные формы и виды работ в рамках аудиторных занятий:
устное сообщение, письменный ответ, подготовленные индивидуально и в подгруппах,
серию заданий, основанных на использовании новых компьютерных технологий.
Пособие содержит варианты итоговых контрольных работ, тестовых заданий,
а также стандарт требований к их оформлению.
Пособие предназначено для студентов заочного факультета обучения.
канд. истор. наук, доц. С.М.Гаврилов
канд. филос. наук, доц. А.И.Иванов
канд. пед. наук, доц. М.Г.Резниченко
ISBN 978-5-7883-05-23-3
© Бондарчук Е.М., 2007
© Самарский государственный
аэрокосмический университет, 2007
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................................................................................................3
Раздел I. Общие сведения о русском языке..............................................4
Практическое занятие № 1.................................................................4
Практическое занятие № 2.................................................................8
Раздел II. Компьютерные технологии: современные способы совершенствования
грамотности и речевой культуры..........................................15
Лабораторная работа № 1.................................................................15
Лабораторная работа № 2.................................................................17
Тестовые задания ..............................................................................20
Вариант 1......................................................................................20
Вариант 2......................................................................................24
Вариант 3......................................................................................28
Вариант 4......................................................................................33
Раздел III. Варианты итоговой контрольной работы и стандарты оформления
..........................................................................................................37
Контрольная работа. Вариант 1.......................................................38
Контрольная работа. Вариант 2.......................................................43
Контрольная работа. Вариант 3.......................................................47
Контрольная работа. Вариант 4.......................................................52
Раздел IV. Материалы для подготовки к зачету ....................................56
Тексты для аналитической работы на тему «Современное состояние
русского языка» ........................................................................................56
Вопросы к зачету ......................................................................................60
Учебно-методическая литература по дисциплине «Русский язык и культура
речи»..................................................................................................62
3
Стр.3