Константин Константинович Случевский
Очерки по северо-западу России
Оригинал здесь -- http://biarmia.narod.ru/library/1888.htm
Главы из книги
От Соловок до Кеми. Кемь
От Кеми до Териберки
Териберская Губа
От Териберки к Ара-Губе
ОТ СОЛОВОК ДО КЕМИ. КЕМЬ
Ночевка у Як-острова. Таможенный пост. Вид на Кемь и кемлянок. Переправа через порог. Два собора.
Женский город. Жемчуг и его добыча. Историческое о Кеми. Легенда о 40 рукавицах. Осмотр "Забияки"
кемлянками. Отъезд.
Ловко и быстро снялся с якоря "Забияка", покидая Соловки; он давно уже вспенивал винтом своим за
кормой тяжелую беломорскую волну; давно уже замерли салютационные выстрелы, с него раздававшиеся
в ответ на выстрелы монастырских пушек, а последние все еще продолжали гудеть вслед великому князю
и наконец замолкли, стихли за отдаленьем. В полнейшей ясности северной полуночи на 18-е июня
скрылись, задвинулись мало-помалу долго умалявшиеся очертания Соловецких островов и все ближе
выяснялись влево от нас острые, темные профили неприветливых островов Кузова. Они лежат почти на
полпути между Соловками и Кемью, совершенно остры, мрачны, голы, угрюмы, и дали предвкусить
своим очертанием то, что предстояло нам видеть на бесконечном Мурманском берегу. Вслед за ними,
будто декорации, шествовали в светлой ночи, выплывая из светлой воды, другие очертания, другие
острова, тоже голые, скалистые, необитаемые, большие и маленькие, острова с названиями и без
названий, и наконец около 2 часов ночи близ Як-острова бросили мы якорь для ночевки. Тут окружил нас
темневший по светившемуся полуночным светом морю целый архипелаг и виднелись: Дальний Кузов,
Немецкий Кузов, ближе и гораздо ниже их Ольховый, Топоруха и еще многие. Здешнее море никогда не
спокойно, оно вечно терзается приливами и отливами, чрезвычайно разнящимися своею вышиной в той
или другой губе его. Эти четырехкратные перемены дня и ночи следуют одна за другой по пятам,
непосредственно, и вызывают видимую простым глазом борьбу течений: спор прилива с отливом,
обозначающийся видимо, называется "сулоем". От места якорной стоянки, Як-острова, до Кеми
оставалось верст 30, и мы сделали их с утра очень быстро и бросили якорь вторично. Для съезда с
"Забияки" на берег надо было воспользоваться приливом, и для первого же знакомства с характером
беломорских портов нам приходилось сделать девять верст, отделявшие нас от Кеми, сначала на нашем
паровом катере, а дальше, ближе к городу, в порогах реки Кеми, на местных лодчонках. "Забияка" сидит
14' и должен был стать далеко, но пароходы Общества Мурманского Пароходства "Кемь" и "Онега",
сидящие 6' могут подходить почти к самому городу; первый из этих пароходов видели мы на якоре
недалеко от нас.
День, как и ночь, был очень теплый и светлый, и глазам было больно смотреть на яркое серебро
моря, еле колеблемое ветром. Влево от клипера виднелись на берегу: бездействующий казенный
лесопильный завод и здание Ягостровского таможенного поста, один из карбасов которого подъехал к
нам; таможенные солдатики в матросских куртках, с зелеными воротниками и такими же околышами
фуражек, большею частью людей местные, очень отважные и ловкие моряки. Всех таможенных карбасов
в Белом море 43; имеется еще и паровой карбас. В 1869 году простой карбас стоил 135 р., в 1870-м - 250
р., в нынешнем году обходится он постройкой 400 р.; сравнение цен этих может служить очень наглядным
доказательством возрастания стоимости леса. Береговая линия Ягостровского поста, подле которого мы
стояли на якоре, составляет 130 верст; отсюда же наблюдают таможенные и за Соловецкими островами.
Контрабанды вообще мало, но, не будь этих зеленых людей, ее несомненно было бы достаточно.
Паровой катер, несмотря на встречный юго-восточный ветерок, или - как его здесь называют -
Стр.1