СБОРНИК В ЧЕСТЬ
Е. С. КУБРЯКОВОЙ
ГОРИЗОНТЫ
СОВРЕМЕННОЙ
ЛИНГВИСТИКИ
ТРАДИЦИИ
И НОВАТОРСТВО
СБОРНИК В ЧЕСТЬ
Е. С. КУБРЯКОВОЙ
Стр.1
ГОРИЗОНТЫ
СОВРЕМЕННОЙ
ЛИНГВИСТИКИ
ТРАДИЦИИ
И НОВАТОРСТВО
•
Сборник в честь
Е. С. Кубряковой
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР
МОСКВА 20 0 9
Стр.4
ББК 81.031
Г 67
Издание осуществлено при финансовой поддержке
Российского гуманитарного научного фонда
(РГНФ)
проект № 08-04-16220
Р е д к о л л е г и я:
В. А. Виноградов, В. Ф. Новодранова,
Н. К. Рябцева (отв. ред.)
Г 67
Горизонты современной лингвистики: Традиции и новаторство: Сб. в
честь Е. С. Кубряковой. М.: Языки славянских культур, 2009. — 856 с. —
(Studia philologica).
ISSN 1726-135Х
ISBN 978-5-9551-0314-3
Эта книга — юбилейный сборник статей, изданный в честь Елены Самойловны
Кубряковой — заслуженного деятеля науки РФ, главного научного сотрудника
Отдела теоретического и прикладного языкознания Института языкознания
РАН, выдающегося ученого и организатора науки, стоявшего у истоков
многих новых направлений в развитии лингвистической мысли и возглавляющего
целую школу отечественного языкознания.
В то же время настоящий коллективный труд — не только дань уважения и
любви ее юбиляру. Он отражает картину состояния дел в современной лингвистике,
увиденную глазами его участников — более 70 ученых, притом как у нас в
стране, так и за ее пределами. В отдельных разделах этой коллективной монографии
характеризуются и установки современной лингвистики, и ее ключевые
понятия, и более конкретные задачи и методы, применяемые сегодня в сфере
грамматики и семантики, неологии и терминологии, при изучении проблем текста
и дискурса, гендерной лингвистики и т. п. И если отдельные статьи этих разделов
выделяют разные «топики» в лингвистическом анализе соответствующих
предметных областей знания, то, вместе взятые, они свидетельствуют о чрезвычайном
разнообразии тематики современных исследований по языку и — вместе
с тем — дают представление о такой отличительной особенности всей современной
лингвистики как удивительное сочетание в ней черт традиционного и
новаторского, подлинно нового.
Все это позволяет адресовать книгу широкому кругу читателей — всем тем,
кто интересуется актуальными проблемами современной науки о языке и тематикой
ее исследований, выполненных представителями разных парадигм знания,
но прежде всего тем, кто хочет познакомиться подробнее с принципами и подходами,
развиваемыми сегодня в такой версии когнитивизма, как когнитивнодискурсивная
парадигма знания.
81.031
ISBN 978-5-9551-0314-3
© Авторы, 2009
© Языки славянских культур, оригинал-макет, 2009
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
В. А. Виноградов. Несколько слов о настоящей книге ...................................................9
Ю. С. Степанов. К юбилею профессора Е. С. Кубряковой ............................................12
В. Ф. Новодранова. Несколько слов об Учителе ...........................................................16
Раздел первый
Новые установки в исследовании языка
А. В. Бондарко. Варианты классификации категорий и разрядов в сфере грамматики ......21
В. З. Демьянков. Парадигма в лингвистике и теории языка .................................................27
Н. Н. Болдырев. Процессы концептуализации и категоризации в языке
и роль в них имен абстрактной семантики ....................................................................38
А. В. Кравченко. О традициях, языкознании и когнитивном подходе ..........................51
А. В. Кирилина. Когнитивная наука и новая эпистема гуманитарного знания .............66
Л. В. Цурикова. Когнитивно-дискурсивная парадигма как новое направление
описания и анализа речемыслительной деятельности ............................................76
Л. И. Гришаева. Описание межкультурного взаимодействия коммуникантов
на основе когнитивно-дискурсивного подхода к изучению языка .......................93
В. И. Постовалова. Язык и реальность: онтологическая концепция языка
в русской религиозно-философской мысли школы Всеединства, ее
истоки и пути осмысления в современном познании ............................................113
J. R. Moehr, Y. Kagolovsky, S. Pantazi, Y. Pankratz. Propositional Approach to
Capturing Text Semantics (theoretical and methodological framework) .....................132
Г. И. Берестнев. К проблеме языка ментальных пространств: образ света
с когнитивной точки зрения ....................................................................................143
Раздел второй
Ключевые понятия современной лингвистики
М. В. Никитин. О соотношении знака и значения .........................................................161
О. В. Александрова. К вопросу о концепте и концептуальном анализе ......................169
Е. Г. Беляевская. Применимо ли понятие концептуализации к тексту? ......................178
А. П. Бабушкин. Категоризация антропоморфных артефактов ....................................187
В. Ф. Новодранова. Когнитивные основания распределения информации в
научном тексте ...........................................................................................................194
Г. Г. Молчанова. О синергетике и синергетическом сцеплении концептов
«жизнь» и «текст» ....................................................................................................199
Н. Б. Мечковская. Как изменились антиномии «говорящий — слушающий»
и «автор — читатель» в век интернета? ..................................................................207
Стр.6
6
Содержание
Раздел третий
Теория и практика грамматических исследований
В. А. Гуреев. Изменение канона грамматического описания ........................................225
В. Гладров. Модальные слова. К вопросу о частях речи ...............................................239
Е. В. Петрухина. Когнитивные аспекты изучения русского глагола и
категории вида ................................................................................................................249
Л. Н. Оркина. О реализации межкатегориальных связей (аспектуальность
и модальность) в высказываниях с семантикой обусловленности ......................261
А. Л. Шарандин. К вопросу о языковом статусе девербатива ......................................267
Н. А. Кобрина. Формирование смысловых и структурных модификаций
при синтезировании линейных структур ................................................................278
I. Zimmermann. On the syntax and semantics of kakoj and čto za in Russian ...................285
С. Менгель. К вопросу о падежной вариативности в русских конструкциях
с отрицанием ..............................................................................................................294
Л. А. Фурс. Уровни категоризации в синтаксисе ...........................................................304
К. Я. Сигал. Семантика сочинительной связи: новый взгляд (на материале
простого предложения) .............................................................................................312
О. А. Кобрина. Модусные коммуникативные категории и их реализация
в современном английском языке ............................................................................319
Раздел четвертый
Неология. Номинативные процессы в языке
А. Неология
В. И. Заботкина. К вопросу о когнитивной неологии ...................................................337
А. Э. Левицкий. Горизонты развития неологии ХХІ века ..............................................350
Krystyna Waszakowa. Nowe derywaty słowotwórcze w ujęciu
kognitywno-dyskursywnym .......................................................................................365
И. А. Цыбова. О проблемах словообразовательной неологии .....................................375
Б. Ономасиология. Номинативные процессы в языке
С. А. Жаботинская. Принципы создания ономасиологических моделей и
событийных схем в языке ........................................................................................381
И. Онхайзер. В поисках слов-заменителей для английских заимствований ...............401
З. А. Харитончик. О номинативных ресурсах языка, или к дискуссии
о концептуальной интеграции .................................................................................412
Л. А. Телегин. Мотивирующий признак и его воплощение
в единицах номинации ..............................................................................................423
Раздел пятый
Словообразование
И. С. Улуханов. О количественных параметрах словообразовательной системы ......433
Ю. Балтова. Словообразувателното значение в лексикографската дефиниция
на производната дума ................................................................................................444
Стр.7
Содержание
7
И. К. Архипов. Языковая личность: система языка, речь и формирование
лексических значений суффиксальных слов .........................................................450
Е. М. Позднякова. Словообразовательная мотивация: от традиционного
к когнитивному осмыслению ...................................................................................459
Л. А. Козлова. О двух видах инкорпорирования в системе английского глагола
(опыт функционально-когнитивного анализа) ......................................................468
Л. А. Араева. Пропозициональное моделирование русского словообразования .......481
Т. А. Гридина. Ассоциативный потенциал слова как основа лингвокреативной
деятельности (экспериментальные данные) ...........................................................492
Л. В. Бабина. Когнитивный аспект изучения производных глаголов ..........................503
Раздел шестой
Семантика
Н. В. Юдина. Еще раз о нетривиальной семантике в сочетаемости
прилагательных с существительными (По следам работ Е. С. Кубряковой) ....515
K. Kleszczowa. W poszukiwaniu logiki zmian znaczeniowych .........................................530
О. В. Раевская. «Здесь прошелся загадки таинственный ноготь…», или к
вопросу о нетривиальных метонимических смещениях и заменах .....................538
А. П. Чудинов. Когнитивно-дискурсивная парадигма в политической
метафорологии ..........................................................................................................544
Е. Е. Голубкова. Некоторые принципы концептуального описания единиц
пространственной лексики (на материале английских предлогов
in и through) ...............................................................................................................552
Б. Б. Базарова. О многозначности в сфере так называемых служебных единиц .......560
Н. В. Фурашова. О когнитивных механизмах развития многозначности слова ........568
Раздел седьмой
Лексикология. Лексикография. Фразеология
В. Б. Гольдберг. Роль языка в процессах выявления и типологизации
когнитивных классификаторов ................................................................................581
Л. Г. Бабенко. Синопсис идеографического описания русской лексики
как форма репрезентации категоризации мира.....................................................592
O. T. Molchanova. Topography cognition and place-names (with reference
to attention distribution, object location, and shape category) ...................................614
М. М. Полюжин, Н. Ф. Венжинович. О когнитивном и
лингвокультурологическом изучении фразеологии ..............................................628
Раздел восьмой
Терминология
Л. А. Манерко. Терминоведческая наука ХХ столетия .................................................641
В. М. Лейчик. Онтологические, когнитивные и прагматические аспекты
политического термина .............................................................................................651
Т. В. Куркина. Языковая картина фармации ...................................................................658
Стр.8
8
Содержание
Л. Ф. Ельцова. К вопросу о коммуникативном потенциале производного термина
(На примере клинической терминологии) ..............................................................665
Раздел девятый
Коммуникативная лингвистика
Исследования в области текста и дискурса
В. И. Шаховский. Эмоции в коммуникативной лингвистике .......................................671
А. Анализ актов речи
О. К. Ирисханова. Речевые акты уклонения: на стыке когнитологии и прагматики ....684
М. Л. Ковшова. Эвфемизм как речевой акт: к постановке вопроса .............................694
Т. Е. Янко. Интонационное выражение когнитивных состояний ................................703
Б. Лингвистика текста
Н. Н. Семенюк, H. С. Бабенко. Жанр текста как лингвистическая реальность ..........713
И. А. Щирова. Текст в период доминирования когнитивных наук:
проблемы и возможные решения .............................................................................723
Т. В. Дроздова. О некоторых проявлениях семиотической природы
научного текста ........................................................................................................736
Н. Н. Клеменцова. О тексте как источнике формирования иноязычной
коммуникативной компетенции ...............................................................................745
Н. К. Рябцева. Фоновые знания и язык: примечания к тексту как
культурный метатекст ...............................................................................................753
В. Лингвистический анализ разных текстов
О. П. Воробьёва. Вирджиния Вулф и поэтика инсайта .................................................764
А. Г. Гурочкина. Политкорректная сказка как трансформированный
комический текст ......................................................................................................777
О. Д. Вишнякова. Реализация знакового потенциала в текстах религиозного
содержания ..................................................................................................................787
М. Р. Желтухина. Суггестивное моделирование в пределах двух фреймов ..............793
Н. М. Юрьева. Диалог детей-сверстников дошкольного возраста в контексте
совместной игровой деятельности ..........................................................................806
Н. И. Панасенко. Система народной медицины в фольклоре Британских
островов (лингвокогнитивный аспект) ...................................................................820
Раздел десятый
Гендерная лингвистика
М. А. Алексеенко. Кто же кого «дискриминирует» в языке? ........................................835
И. Г. Серова. Способы представления гендерного знания в языке .............................847
Стр.9
НЕСКОЛьКО СЛОВ О НАСТОящЕЙ КНИГЕ
В отличие от многих других юбилейных сборников, этот, публикуемый
в честь Е. С. Кубряковой, может по праву рассматриваться как талантливая
монография. Он удивительно целостен по своему содержанию и общему замыслу.
Объединяющим началом всей коллективной монографии оказывается,
несомненно, ее тематика, отраженная в названии издания и демонстрирующая
основную задачу данного издания — показать границы современной лингвистики,
широту ее интересов, охарактеризовать ее облик. И если названием книги
— «Горизонты современной лингвистики» — обусловлен ее главный замысел,
то ее подзаголовок — «Традиции и новаторство» — указывает едва ли не
на отличительную черту лингвистики сегодня и существующее в ней на сегодняшний
день положение дел: поразительное совмещение в ней как унаследованных
от прошлого традиций в проблематике языкознания, так и столь характерного
для бурного развития лингвистической мысли постоянного появления
в ней новаторских идей и новых подходов к описанию языковых явлений.
Настоящее издание прекрасно отражает именно этот факт, уже в самом
выделении в монографии десяти разных разделов можно наблюдать сочетание
указанных выше черт традиционного и нового. Так, если в двух первых
разделах описываются как новые установки и подходы в исследовании языка
и рассматриваются ключевые понятия современной лингвистики (в основном
это понятия, относящиеся к концептуализации и категоризации мира),
то остальные разделы книги посвящаются последовательно то традиционно
выделяемым в языкознании уровням лингвистического анализа (грамматическому,
семантическому, словообразовательному и т. п.), то, напротив, лишь
относительно недавно сформировавшимся областям лингвистического знания
(освещению неологии, терминологии, все более приобретающей в настоящее
время когнитивный характер, разносторонним исследованиям в области коммуникативной
парадигмы знания, объединяющей сегодня и лингвистику текста,
и дискурсивный анализ, и, наконец, гендерной лингвистике).
Нельзя не отметить, как естественно и органично вплетаются в общую
ткань повествования настоящего издания и отдельные его статьи, принадле
Стр.10
10
Несколько слов о настоящей книге
жащие разным авторам. Ведь каждая такая статья может рассматриваться как
освещающая отдельные фрагменты соответствующего раздела книги и опятьтаки
как отражающая традиционный анализ в его непременной зависимости
от новых установок и новых решений поставленных задач. Таким образом,
все служит в данной монографии описанию облика современной лингвистики
в виде мозаичной картины, хотя и складывающейся из отдельных частей, но
вместе с тем представляющей собой некое совокупное единство.
Несколько слов следует сказать и об авторах рассматриваемого коллективного
труда. Несмотря на то что многие из них реализуют когнитивные взгляды
и/или же развивают когнитивно-дискурсивную парадигму знания, границы
которой были сформулированы Е. С. Кубряковой еще во второй половине
90-х гг. прошлого века и представляющую собой активно развивающуюся парадигму
знания как особую версию когнитивизма у нас в стране, в монографии
немало ученых, принадлежащих и другим лингвистическим направлениям и
школам. Ведь среди авторов монографии — а их более 70 — около трети составляют
лингвисты, приславшие свои работы из-за рубежа. Это ученые Беларуси
и Украины, Германии и Польши, Чехии и Словакии, Австрии и Канады.
Но всех их, как и вообще авторов настоящего труда, объединяет, конечно,
одно — искренняя любовь к Е. С. Кубряковой, желание отдать дань уважения
этому выдающемуся теоретику отечественного языкознания, стоящему во
главе целого ряда новых начинаний и сделавшему так много для роста и подготовки
специалистов.
Созданная ею воистину целая школа научных кадров, блестящая плеяда
ученых, среди которых два десятка докторов наук и в 2 раза бóльшее количество
кандидатов, по праву занимают заметное место среди активно работающих
у нас в стране и за ее пределами ученых. Школа Е. С. Кубряковой — это
живой организм, который растет не только количественно и территориально,
но и содержательно — от работ в русле традиционной лингвистики до исследований
в области когнитивно-дискурсивной парадигмы.
Работая в Российской Академии наук с ноября 1959 года, она принимала
участие едва ли не во всех крупных изданиях Института Языкознания, принесших
ему мировую славу и известность, начиная со «Сравнительной грамматики
германских языков» в четырех томах (М., 1963—1970), с переведенного на
европейские языки «Общего языкознания» (М., 1972), «Языковой номинации»
в двух томах (М., 1977) и кончая прекрасной пятитомной серией книг о «Человеческом
факторе в языке» (М., 1991) и такой известной книгой, как «Язык и
наука конца ХХ века» (М., 1995).
Ее собственные монографии «Что такое словообразование» (1965), «Основы
морфологического анализа» (1974), «Части речи в ономасиологическом
освещении» (1978), «Типы языковых значений. Семантика производного сло
Стр.11
Несколько слов о настоящей книге
11
ва» (1980), «Морфонология в описании языков» (1983), «Номинативный аспект
речевой деятельности» (1986), «Краткий словарь когнитивных терминов»
в соавторстве (1996), «Язык и знание» (2004) стали настольными книгами для
лингвистов разных поколений. Их тематика настолько многообразна, что отражает
многие направления в развитии лингвистических знаний.
Все эти направления получили отражение и дальнейшее развитие в настоящей
монографии.
Хочется пожелать этому научному труду такой же звездной судьбы, как и
судьба книг Елены Самойловны Кубряковой, которой посвящен этот юбилейный
сборник.
В. А. Виноградов
Стр.12