Заметки по эсхатологии повседневной жизни <...> В. Ю. Ирхин, М. И. Кацнельсон
Я интересуюсь: здесь никого не волнует, что
после смерти он попадет прямо в ад? <...> Разрыв)
Как всегда на рубеже тысячелетий,
эсхатология становится царицей наук,
потеснив
на
этом
почетном
месте
математику. <...> Люди с «духовными запросами»,
люди со слабыми нервами, наконец, просто
люди с длинным (хочется добавить – и
раздвоенным)
языком
непрерывно
обсуждают в устной и письменной форме
грядущий конец света. <...> На фоне наших
серых будней неумолимо проступают запутанные закономерности судьбы, которые ведут
к ощущению внешнего давления, несвободы и обреченности. <...> Писания различных религий содержат обширный материал на эту захватывающую
тему – пророческие книги Ветхого Завета, Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис),
апокрифические еврейские апокалипсисы, в изобилии появившиеся на рубеже нашей эры,
Коран, книги зороастризма, буддийские тексты (сутра «Львиный рык миродержца» [1],
третий раздел Абхидхармакоши [2]... <...> Все, что ни попадется им под руку – палка, комья земли и т.п., – становится
для них оружием, с помощью которого они лишают друг друга жизни» (Абхидхармакоша
3.99). <...> В принципе, острый интерес к эсхатологической проблематике обоснован, оправдан и
(потенциально) спасителен – даже корабельные крысы проявляют естественное
беспокойство в предвидении скорого кораблекрушения. <...> Таким стремлением были в
значительной степени мотивированы русские философы – основоположники
теоретической космонавтики (основоположники космонавтики практической были люди
2
попроще, они всего лишь делали оружие для будущей смертельной схватки двух систем, <...> Здесь не
поможет ни людской эгоизм, ни церковное предание, ни человеческие линии
преемственности:
«Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! <...> Но Бог избавит душу мою от власти <...>
Заметки_по_эсхатологии_повседневной_жизни._Статья.pdf
Заметки по эсхатологии повседневной жизни
В. Ю. Ирхин, М. И. Кацнельсон
Я интересуюсь: здесь никого не волнует, что
после смерти он попадет прямо в ад?
(Ч. Паланик. Колыбельная)
Открыть окно – что жилы отворить.
(Б. Пастернак. Разрыв)
Как всегда на рубеже тысячелетий,
эсхатология становится царицей наук,
потеснив на этом почетном месте
математику. Люди с «духовными запросами»,
люди со слабыми нервами, наконец, просто
люди с длинным (хочется добавить – и
раздвоенным)
языком непрерывно
обсуждают в устной и письменной форме
грядущий конец света.
Знамения, предсказанные в Евангелии,
действительно многочисленны и
недвусмысленны. На каждом шагу
появляются
чудотворцы,
пророки,
предсказатели и гадалки разного уровня;
иногда это выглядит нелепо, но все равно
как-то работает и определяет жизнь
общества. Редкая газета может отказаться от
печатания гороскопов (даже интеллигентные
“Известия”). Особый всплеск этих явлений в
России произошел на катастрофическом
разломе, связанном с началом перестройки.
Тогда в большом количестве освобождалась
энергия, а люди были полны искреннего
энтузиазма и жажды помочь друг другу, причем многое действительно получалось.
Некоторые герои того времени бесславно погибли или стали постоянными пациентами
психдиспансеров, а другие исчезли с горизонта, занявшись серьезной внутренней работой
и перестав увлекаться внешними эффектами. Теперь все как-то скучнее. На фоне наших
серых будней неумолимо проступают запутанные закономерности судьбы, которые ведут
к ощущению внешнего давления, несвободы и обреченности. Мистическими и
экстрасенсорными способностями уже никого не удивишь: они проявляются вплоть до
самого бытового уровня, часто вызывая привычную тошноту.
Писания различных религий содержат обширный материал на эту захватывающую
тему – пророческие книги Ветхого Завета, Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис),
апокрифические еврейские апокалипсисы, в изобилии появившиеся на рубеже нашей эры,
Коран, книги зороастризма, буддийские тексты (сутра «Львиный рык миродержца» [1],
третий раздел Абхидхармакоши [2]...). Не останавливаясь на широко известных (хотя, как
правило, крайне поверхностно воспринятых) апокалиптических и евангельских
пророчествах, приведем ряд цитат из текстов западной и восточной традиций:
1
Стр.1
«И истлеет все небесное воинство (звезды); и небеса свернутся, как свиток книжный; и все
воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со
смоковницы» (Исаия 34:4).
«В период, когда малая кальпа подходит к концу, люди, продолжительность жизни
которых – десять лет, одержимы безнравственными влечениями, крайней жадностью и
ложными учениями. Злоба их настолько сильна, что, когда они видят друг друга, как
охотник на оленей – лесную антилопу, их быстро охватывает чувство ненависти и
отвращения. Все, что ни попадется им под руку – палка, комья земли и т.п., – становится
для них оружием, с помощью которого они лишают друг друга жизни» (Абхидхармакоша
3.99).
«Переходим из века сего, как саранча, жизнь наша проходит в страхе и ужасе, и мы
сделались недостойными милосердия... Чем больше будешь испытывать, тем больше
будешь удивляться; потому что быстро спешит век сей к своему исходу» (3 кн. Ездры
4:24).
«И когда дунут в трубу единым дуновением, и спасена будет земля и горы, и раздроблены
единым дроблением, – вот в тот день падет падающее, и небо расколется, и будет оно в
тот день слабым» (Коран 69:13-16).
Реальность, отраженная в писаниях, находится вне времени. Некоторые фрагменты
древних текстов, составленных много столетий назад в далеких землях, звучат пугающе
актуально, почти как злободневная политическая публицистика:
В худой стране и народ-то убогий.
Стараются нажить себе побольше вещей,
а пользоваться ими уже времени нет.
Гнетет их страх смерти,
страшатся они любых перемен.
Хоть и имеют лодки и экипажи,
да некому в них ездить.
Хоть и есть у них войска и оружие,
да некому привести их в порядок.
Сами же только и мечтают о былом,
что хорошо бы вновь всем вернуться
к завязыванию узелков на веревке вместо письма.
(Дао Дэ Цзин 80)
В принципе, острый интерес к эсхатологической проблематике обоснован, оправдан и
(потенциально) спасителен – даже корабельные крысы проявляют естественное
беспокойство в предвидении скорого кораблекрушения. Человек же – не гораздо ли лучше
крысы? «Лучше», во всяком случае потенциально – в обыденной жизни бывает, как
известно, всякое. Тексты обращены к внутреннему человеку, внутренней же крысы не
существует; крыса не создана по образу и подобию Божию, и перед ней не стоит задача
«стать Богом». При чисто внешнем отношении к опасности различие между этими двумя
видами живых существ стирается. Крысам даже легче, они могут надеяться сойти на берег
или перейти на другой корабль (кстати, символ церкви). Перед людьми, в принципе, тоже
открыты два пути. Первый путь, со сменой корабля – это построить, по известному
анекдоту, большой ероплан и улететь на нем на хрен. Таким стремлением были в
значительной степени мотивированы русские философы – основоположники
теоретической космонавтики (основоположники космонавтики практической были люди
2
Стр.2