Помимо этого, в области
интересов А. Д. Михайлова — литература
эпохи Возрождения, XVII столетия, эпохи
Просвещения, а также творчество ряда ведущих
писателей Франции XIX и первой половины
XX века (Стендаль, Бальзак, Мериме, Теофиль
Готье, Ростан, Метерлинк, Марсель Пруст,
Жан Жироду и др.) <...> XIX век и начало XX
Стендаль и Москва . <...> . . . 301
6
Содержание
Клод Тилье,
или провинциальная знаменитость в провинции . <...> . . 505
Марсель Пруст накануне «Поисков утраченного времени»:
«Против Сент-Бёва» . <...> 11
Век Просвещения
Художественная проза Вольтера
тории французской прозы. <...> «Уши графа Честерфилда» (1775) — последняя повесть Вольтера —
ближе к его философским диалогам. <...> Они вобрали в себя традиции философского романа, романа плутовского, сказки-аллегории в
восточном духе и гривуазной новеллы рококо с ее поверхностным эротизмом и откровенно гедонистической направленностью. <...> 27
ТРИ ШЕДЕВРА ФРАНЦУЗСКОЙ
ПРОЗЫ XVIII СТОЛЕТИЯ
Род человеческий не
совершенен ни в чем — ни в
дурном, ни в хорошем. <...> Шодерло де Лакло
Восемнадцатый век безоговорочно стал веком прозы и прежде всего веком романа. <...> И творческий путь трех романистов, и их
творческое наследие (как и его судьба) у Гамильтона, Кребийона и
Шодерло де Лакло своеобразны и неповторимы. <...> В самом деле, Антуан
Гамильтон, как и автор «Опасных связей», занимался литературой в
недолгие часы досуга, но в отличие от Лакло — лишь на склоне своих
дней. <...> Век Просвещения
28
Впрочем, все романы Кребийона, как и книги Гамильтона и
Шодерло де Лакло, в той или иной мере были посвящены таким вот
«заблуждениям». <...> Гамильтон, Кребийон и Лакло (как и многие другие их современники) поведали о не очень-то завидной участи женщины, хотя она и
строит стратагемы, отчаянно борется и подчас побеждает. <...> Гамильтон, Кребийон и
Лакло, рассказывая о людях своего времени, дали ее емкий и нелицеприятный «портрет» и одновременно углубили — каждый по-своему — приемы психологического анализа, приемы раскрытия человеческих чувств. <...> Гейне <...>
От_Франсуа_Вийона_до_Марселя_Пруста._Т._2.pdf
А. Д. Михайлов
ОТ ФРАНСУА ВИЙОНА
ДО МАРСЕЛЯ ПРУСТА
S TUD I A P HIL O L O GI CA
А. Д. Михайлов
ОТ ФРАНСУА ВИЙОНА
ДО МАРСЕЛЯ ПРУСТА
Страницы истории французской
литературы Нового времени
(XVI —XIX века)
Андрей Дмитриевич Михайлов.
Доктор филологических наук, членкорреспондент
РАН, главный научный
сотрудник Института мировой литературы
им. А. М. Горького РАН. Председатель
редакционной коллегии академической
серии «Литературные памятники». Член
Международного Артуровского общества.
А. Д. Михайлов — один из крупнейших
специалистов в области изучения
средневековых литератур Западной Европы.
Его перу принадлежат четыре специальные
монографии. Помимо этого, в области
интересов А. Д. Михайлова — литература
эпохи Возрождения, XVII столетия, эпохи
Просвещения, а также творчество ряда ведущих
писателей Франции XIX и первой половины
XX века (Стендаль, Бальзак, Мериме, Теофиль
Готье, Ростан, Метерлинк, Марсель Пруст,
Жан Жироду и др.). За книгу «Французский
героический эпос» в 1997 г. он получил Премию
им. А. Н. Веселовского.
ТОМ
II
Стр.1
А. Д. Михайлов
ОТ ФРАНСУА ВИЙОНА
ДО МАРСЕЛЯ ПРУСТА
Страницы истории
французской литературы
Нового времени (XVI —XIX века)
ТОМ II
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР
МОСКВА 2010
Стр.4
��� 83.3(0)9
� 69
������� ������������ ��� ���������� ���������
����������� ������������� �������� ����� (����)
������ � 08-04-16206
� 69
�������� �. �.
�� ������� ������ �� ������� ������: �������� �������
����������� ���������� ������ ������� (XVI—XIX ����).
�. II. — �.: ����� ���������� �������, 2010. — 624 �. —
(Studia philologica).
ISSN 1726-135�
ISBN 978-5-9551-0367-9
� ����� ������� ������, ���������� � ������ ����� (������� �
60-� �����), �� ����������� � �����-�� ���� ����� ���� —
�������� �������� �������� ����������� ���������� �����
����������� � ������������ �������� (�� ���� ������������ �
��������������� ���������� ������������� ��������).
����� ���� ������ ����������� ���������, ������, �����������
����������� ���� ���������� �������������� ����������
����� ������� (�����, �����, ������, ������� �’������, �������
� ��.), ��������� ���������� ���� � ��������� ������� ��������,
������ ��� �������������� �������� ���������� �� ����������
����� ��� ���� �����.
��� 83.3
� ���������� ��������� ������������ �������
�. �. ������� «�������» (1881—1885 ��.)
������ ���������� ��������
�� ������� ������ �� ������� ������
�������� ������� ����������� ����������
������ ������� (XVI—XIX ����). ��� II
�������� �. �������
���. ��������� �. ���������
��������� �. ��������. ��������-����� ����������� �. �����������
�������������� ���������� ��������� �. ���������
��������� � ������ 10.12.2009. ������ 6090 1/16. ������ �������� � 1,
������ ��������. ��������� Times. ���. ���. �. 39. ����� 800. ����� �
������������ «����� ���������� �������». � �������������� 1037789030641
Phone: 959-52-60 E-mail: Lrc.phouse@gmail.com
Site: http://www.lrc-press.ru, http://www.lrc-lib.ru
ISBN 978-5-9551-0367-9
© �. �. ��������, 2010 �����������
© ����� ���������� �������, 2010
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.5
4
5
СОДЕРЖАНИЕ
��� 83.3(0)9
� 69
������� ������������ ��� ���������� ���������
����������� ������������� �������� ����� (����)
������ � 08-04-16206
� 69
�������� �. �.
�� ������� ������ �� ������� ������: �������� �������
����������� ���������� ������ ������� (XVI—XIX ����).
�. II. — �.: ����� ���������� �������, 2010. — 624 �. —
(Studia philologica).
ISSN 1726-135�
ISBN 978-5-9551-0367-9
� ����� ������� ������, ���������� � ������ ����� (������� �
60-� �����), �� ����������� � �����-�� ���� ����� ���� —
�������� �������� �������� ����������� ���������� �����
����������� � ������������ �������� (�� ���� ������������ �
��������������� ���������� ������������� ��������).
����� ���� ������ ����������� ���������, ������, �����������
����������� ���� ���������� �������������� ����������
����� ������� (�����, �����, ������, ������� �’������, �������
� ��.), ��������� ���������� ���� � ��������� ������� ��������,
������ ��� �������������� �������� ���������� �� ����������
����� ��� ���� �����.
��� 83.3
� ���������� ��������� ������������ �������
�. �. ������� «�������» (1881—1885 ��.)
������ ���������� ��������
�� ������� ������ �� ������� ������
�������� ������� ����������� ����������
������ ������� (XVI—XIX ����). ��� II
�������� �. �������
���. ��������� �. ���������
��������� �. ��������. ��������-����� ����������� �. �����������
�������������� ���������� ��������� �. ���������
��������� � ������ 10.12.2009. ������ 6090 1/16. ������ �������� � 1,
������ ��������. ��������� Times. ���. ���. �. 39. ����� 800. ����� �
������������ «����� ���������� �������». � �������������� 1037789030641
Phone: 959-52-60 E-mail: Lrc.phouse@gmail.com
Site: http://www.lrc-press.ru, http://www.lrc-lib.ru
XIX век и начало XX
ISBN 978-5-9551-0367-9
© �. �. ��������, 2010 �����������
© ����� ���������� �������, 2010
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стендаль и Москва . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
Пушкин и Стендаль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
Гоголь и Стендаль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
«Итальянские хроники» Стендаля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
Гётевский «Вертер» и роман Альфонса Карра «Под липами» . . . . 261
Огюст Барбье. «Собачий пир» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
К истории первых русских переводов
романа Бальзака «Отец Горио» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
«Русский Бальзак»: «юбилейный»,
«приспособленный» — и «настоящий» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287
Еще раз о «бальзаковской» теме в творчестве Б. Пастернака . . . . 301
Век Просвещения
Художественная проза Вольтера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Три шедевра французской прозы XVIII столетия . . . . . . . . . . . . . . . 27
Мариво — комедиограф . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Замечательный мастер любовно-психологического романа
(«Жизнь Марианны» Мариво) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Мариво в русских переводах и на русской сцене . . . . . . . . . . . . . . . 91
Малая проза Прево . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Роман Кребийона-сына и литературные проблемы Рококо . . . . . . 141
Первый роман Дидро . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Французская повесть эпохи Просвещения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Эварист Парни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Андре Шенье. Ямбы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
Стр.6
6
Клод Тилье,
или провинциальная знаменитость в провинции . . . . . . . . . . . . 309
Три Юлии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
Проспер Мериме в своих письмах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337
Сервантес и Мериме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 365
Проспер Мериме в русской печати . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 395
Забытая пьеса Виктора Гюго . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 425
Теофиль Готье — писатель и путешественник . . . . . . . . . . . . . . . . 431
Драматургия Эдмона Ростана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 445
Поэтический театр Мориса Метерлинка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 461
Пьер Луис и фривольный роман на грани столетий . . . . . . . . . . . . 491
Почему Жан Сантей?
(Об имени главного героя первого романа Марселя Пруста) . . 505
Марсель Пруст накануне «Поисков утраченного времени»:
«Против Сент-Бёва» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 511
Шесть воплощений Шарля Сванна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 527
«Содом и Гоморра» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 539
Цикл Альбертины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 553
Марсель Пруст читает сказки «Тысячи и одной ночи»
[Об одном источнике и одной литературной параллели
книги Марселя Пруста «В поисках утраченного времени»] . . . 571
Русская судьба Марселя Пруста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 579
В поисках утраченных рукописей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 617
Вместо послесловия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 620
Библиографическая справка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 622
Содержание
7
Век Просвещения
Стр.7