Учебная литература ТГМУ
ВОЗРАСТНАЯ
ФИЗИОЛОГИЯ
Под редакцией Л.Д. Маркиной
Учебное пособие
Тел.: (423) 245-56-49. E-mail: medicinaDV@mail.ru
690950 г. Владивосток, пр-т Острякова, 4
Издательство «Медицина ДВ»
МВладивосток
едицина ДВ2017
Стр.1
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Тихоокеанский государственный медицинский университет
ВОЗРАСТНАЯ
ФИЗИОЛОГИЯ
Под редакцией Л.Д. Маркиной
Учебное пособие к практическим занятиям для студентов
медицинских вузов специальности Педиатрия
Владивосток
Медицина ДВ
2017
Стр.2
УДК 612.6 (075.8)
ББК 52.59я73
В 647
Тихоокеанского государственного медицинского университета
Рецензенты:
Издано по рекомендации редакционно-издательского совета
Д.Ю. Кувшинов – д.м.н., зав. кафедрой нормальной физиологии
Кемеровской государственной медицинской академии
Министерства здравоохранения Российской Федерации
высшей школы РФ, профессор кафедры физиологии и патофизиологии
Амурской государственной медицинской академии
Н.Р. Григорьев – д.м.н., профессор, заслуженный работник
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Авторы:
Л.Д. Маркина, О.Н. Сидорова, В.В. Маркин, Н.Э. Ломоносова,
И.А. Кузнецова, Ю.В. Стрелкова, А.А. Баркар, Е.В. Рыбина
В 647
Возрастная физиология : учебное пособие / под ред. Л.Д. Маркиной.
– Владивосток : Медицина ДВ, 2017. – 136 с.
ISBN 978-5-98301-119-9
Учебная дисциплина «Возрастная физиология» является составляющей
вариативной части цикла математических, естественнонаучных и медико-биологических
дисциплин. Изучение особенностей функционирования развивающегося
организма необходимо для формирования профессиональных компетенций
будущих педиатров. В изложении учебного материала использован
модульный подход, позволяющий студентам, обучающимся по специальности
31.05.02 Педиатрия, максимально самостоятельно усваивать учебный материал.
Учебное пособие включает 3 модуля, в которых представлено 16 тем практических
занятий. В них изложены возрастные особенности функционирования
управляющих систем организма (модуль 1), служебных систем организма (модуль
2), сенсорных систем и высшей нервной деятельности (модуль 3). К ряду
тем дано краткое описание теоретического материала, отсутствующего в доступных
учебниках, сопровождающегося иллюстрациями. К каждой теме даны
ситуационные задачи, решение которых побуждает к развитию системного
мышления, тесты с вариантами ответов, вопросы для самоподготовки и самоконтроля,
задания для выполнения самостоятельной работы в учебное и внеучебное
время.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности
31.05.02 Педиатрия.
УДК 612.6 (075.8)
ББК 52.59я73
ISBN 978-5-98301-119-9
© Под ред. Л.Д. Маркиной ТГМУ, 2017
© «Медицина ДВ», 2017
Стр.3
Список сокращений
АД
АСВП – акустические стволовые вызванные потенциалы
ВНД – высшая нервная деятельность
ВП
– артериальное давление
ЖЕДСВП – длиннолатентные слуховые вызванные потенциалы
ЗВКПЛ – жизненная емкость легких
– вызванные потенциалы
ЗВП – зрительные вызванные потенциалы
КПБМ – кора полушарий большого мозга
Лц
МОД – минутный объем дыхания
НГ
– лимфоциты
ППР – полезный приспособительный результат
ССВП – слуховые вызванные потенциалы
С
– нейтрофильные гранулоциты
ОЭ – скорость оседания эритроцитов
СCРC – самостоятельная работа студентов
ТТГСТГ – соматотропный гормон
– сенсорная система
– тиреотропный гормон
УОС – ударный объем сердца
ФФКГ – фонокардиограмма
ЦНС – центральная нервная система
ЦП – цветовой показатель
ЧД
С
– функциональная система
ЧСС – частота сердечных сокращений
ЭЭКГ – электрокардиограмма
– частота дыхания
ЭЭГ – электроэнцефалограмма
МГ – электромиограмма
– зрительные вызванные корковые потенциалы
Стр.4
Предисловие
Возрастные особенности физиологии детского организма – это
чрезвычайно актуальный и сложный раздел медицины. Детство – произцесс
качественных и количественных структурно-функциональных
в менений организма, обеспечивающих постепенное формирование
рзрослого человека. Для детей характерно не только недостаточное
иазвитие отдельных функциональных систем жизнеобеспечения, но
щ несовершенство их взаимосвязей. В разные возрастные периоды сут
ествуют определенные, иногда весьма значительные различия деяельности
органов и систем.
Студенты, обучающиеся по специальности Педиатрия должны получать
знания об особенностях функций развивающегося организма
и в значительно большем объеме, чем по другим специальностям. Это
с побудило коллектив кафедры подготовить учебно-методическое поаобие
по возрастной физиологии для студентов, осваивающих специльность
Педиатрия.
В изложении учебного материала использован модульный подуход,
позволяющий студентам максимально самостоятельно усваивать
вчебный материал. Методические рекомендации включают 3 модуля,
т которых представлено 16 тем. В них на современном научно-мениродическом
уровне изложены возрастные особенности функциоования
управляющих систем организма (модуль 1), служебных
систем организма (модуль 2), сенсорных систем и высшей нервной
(4 деятельности (модуль 3). В первом и третьем модулях по 5 занятий
ня тематических и одно итоговое), второй модуль представлен 6 зад
тиями (5 тематическими и одним итоговым). В каждой теме опрес
елена мотивация, общая и конкретные цели и задачи, а также что
ттудент должен знать, уметь и чем владеть после изучения каждой
мемы. В качестве заданий для самостоятельной подготовки к каждому
практическому занятию даны вопросы для самоподготовки и савноконтроля,
домашние задания, необходимые для выполнения во
н еучебное время, тесты, ситуационные задачи, задания для выполения
на занятии в учебное время, обязательная и дополнительная
литература для подготовки к занятию.
4
Предисловие
Стр.5
нияВсе замечания и предложения, высказанные по поводу содержася
с б настоящего учебно-методического пособия, будут восприниматьМлагодарностью.
Н.Э.
Лодуль 1 написан О.Н. Сидоровой, модуль 2 – Л.Д. Маркиной,
омоносовой, И.А. Кузнецовой, Ю.В. Стрелковой, Е.В. Рыбиной,
модуль 3 – Л.Д. Маркиной, В.В. Маркиным, А.А. Баркар.
Профессор кафедры нормальной и патологической
физиологии д.м.н. Л.Д. Маркина
Стр.6
Учебный модуль 1
Возрастные особенности функционирования
управляющих систем организма
1.1 СТАНОВЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА
В ПРЕНАТАЛЬНОМ ОНТОГЕНЕЗЕ
Мотивация изучения темы: закладка и морфофункциональное
созревание физиологических систем организма в раннем онтогенефузе
влияет на последующие этапы развития и активности различных
ль: изучение данной темы направлено на формирование
компетенций ОПК-9 и ПК-1 ФГОС ВО специальности Педиатрия.
ЗнКонкретные цели и задачи. После изучения темы студент должен
нкциональных систем и в целом на состояние здоровья ребенка.
Общая це Цели занятия
ать: возрастные этапы и периоды развития организма; основные
события, характеризующие ранние периоды онтогенеза человека.
Уметь: объяснить механизмы формирования основных функциональных
систем организма, поддерживающих гомеостаз плода.
ВоВладеть: анатомо-физиологическим понятийным аппаратом.
просы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые
для освоения темы:
1. Прогенез. Мужские и женские половые клетки (кафедра гистомбриологии).
4.
Внезародышевые органы человека (кафедра гистологии и эмлогии
и эмбриологии).
2. Стадии эмбриогенеза (кафедра гистологии и эмбриологии).
и э 3. Зародышевые листки и их производные (кафедра гистологии
бриологии).
5. Формирование систем органов у плода (кафедра анатомии ченятию
Вопросы
для самоподготовки:
1. Возрастные периоды онтогенеза человека.
2. Функциональные системы организма. Понятие системогенеза.
3. Основные закономерности и показатели онтогенетического разУчебный
модуль 1
ловека).
Задания для самостоятельной подготовки к практическому завития
человека.
6
Стр.7
4. Биологический возраст. Понятие акселерации и ретардации.
5. Критические и сензитивные периоды развития человека.
6. Критические периоды внутриутробного развития. Формирование
системы «мать-плод».
7. Становление физиологических и функциональных систем в пренатальном
онтогенезе.
1. СДомашнее задание (задания для СРС во внеучебное время):
оставить таблицу возрастных этапов и периодов развития человека.
2.
Перечислить рецепторные механизмы (виды рецепторов и их
локализацию) системы «мать-плод».
Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию:
1. По каким основным показателям оценивают состояние развивающегося
организма?
2. Что понимают под ростом и развитием организма?
3. Что включает понятие «критический период развития»?
4. Какие периоды есть в антенатальном развитии?
5. Какие внезародышевые органы обеспечивают рост и развитие
зародыша?
6. Какое основное событие происходит на 7-8-й день после оплодотворения?
7.
К какому времени внутриутробного развития зародыш приобретает
черты, характерные для человека?
вив 8. Где располагаются рецепторы, регистрирующие состояние разающегося
плода?
тии?9. Какие возрастные периоды выделяют в постнатальном разви10.
Почему возраст 12-15 лет относится к критическому?
Этапы проведения практического занятия
п/п№
Название этапа
Цель этапа
Вводная часть занятия
1 Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное
занятие
2 Определение темы, мотивации,
цели, задач
занятия
Основная часть занятия
3 Контроль исходных знаний,
умений и навыков.
Время
в сиРаскрыть практическую значимость занятия
сктивизировать познавательную деятельность
л Проверка готовности студентов к занятию, выявстеме
подготовки к профессиональной деяательности,
сформировать мотив и, как следствие,
тудентов
кение исходного уровня знаний, умений и навыов.
Коррекция исходного уровня знаний
Управляющие системы организма
7
2 мин.
3 мин.
80-90%
30 мин.
Стр.8
п/п№
Название этапа
Цель этапа
4 Задания на СРС в учебное
время
Опрос-беседа по контрольным
вопросам
5 Управляемая СРС
в учебное время
6 Оценка результатов
СРС
7 Итоговый контроль
Заключительная часть занятия
8 Подведение итогов занятия
9
Общие и индивидуальные
задания на СРС во
внеучебное время
Дифференцированное ориентирование студентов
к предстоящей самостоятельной работе
Оценивание индивидуальных достижений стуодента,
выявление индивидуальных и типичных
онкретных целей занятия
ескрипторов
Указание на самоподготовку студентов, ее содержание
и характер
тижения цели занятия
Время
5 мин.
Овладение необходимыми общекультурными,
к профессиональными компетенциями, исходя из
щью дКонтроль результатов обучения и оценка с помошибок
и их корректировка при решении ситуационных
задач и тестового контроля
сОценка деятельности студентов, определение до25
мин.
5 мин.
15 мин.
5-10%
3 мин.
2 мин.
Ориентировочные основы действия (ООД) для проведения самостоятельной
работы студентов в учебное время:
Задание 1. Составить таблицу критических периодов развития
Название этапа и периода развития Продолжительность периода Основные события
Пример:
Пренатальный этап
1 – Начальный период
1-я неделя
Оплодотворение
Дробление и т.д.
Задание 2. Составить таблицу формирования функциональной
Показатель
гомеостаза
(ППР)
Время формирования
ФС
матери плода матери плода матери плода
Рецепторные
механизмы
Регуляторные
механизмы
чебное время
Исполнительные
механизмы
в у Задания для контроля уровня сформированности компетенций
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. ПОНЯТИЕ «СИСТЕМОГЕНЕЗ» ВКЛЮЧАЕТ
1) синхронное развитие всех органов и систем организма
Выберите один правильный ответ.
8
Учебный модуль 1
системы поддержания газовой константы крови в системе «мать-плод»
по следующей схеме:
человека и основных событий, сопровождающих эти периоды по следующей
схеме:
Стр.9
2) неодновременное развитие различных функциональных систем
организма
2. УСКОРЕННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НАЗЫВАЕТСЯ
1) биологический возраст
2) акселерация
3) ретардация
3. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЭМБРИОНАЛЬНОГО ПЕРИОДА АНТЕНА1)
ТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
2) 1-я неделя
3) 9-20 неделя
4) 20-24 неделя
2-8 неделя
4. КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД С 3 ПО 8 НЕДЕЛЮ АНТЕНАТАЛЬНО1)
ГО РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ
2) развитием осевых органов
3) формированием основных функциональных систем
усиленным ростом головного мозга
5. ЗАРОДЫШ ПРИОБРЕТАЕТ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ХАРАКТЕР1)
НЫЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА К КОНЦУ
эмбрионального периода
2) начального периода
3) плодного периода
6. ВРЕМЕННОЙ ОТРЕЗОК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОСВОЕ1)
НИЯ И ПРИОБРЕТЕНИЯ РЕБЕНКОМ НАВЫКОВ НАЗЫВАЕТСЯ
2) критический период
сензитивный период
7. КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД С 15 ПО 20 НЕДЕЛЮ АНТЕНАТАЛЬ1)
НОГО РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ
усиленным ростом головного мозга
2) развитием осевых органов
3) формированием основных функциональных систем
8. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД АНТЕНАТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ХА1)
РАКТЕРИЗУЕТСЯ
имплантацией бластоциста в стенку матки
Управляющие системы организма
9
Стр.10