Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 508542)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Возрастная физиология

0   0
Первый авторМаркина Людмила Дмитриевна
АвторыСидорова Ольга Николаевна, Маркин Валентин Валентинович, Ломоносова Наталья Эдуардовна, Кузнецова Ирина Александровна, Стрелкова Юлия Викторовна, Баркар Алина Аркадьевна, Рыбина Елена Викторовна
ИздательствоМедицина ДВ
Страниц137
ID641702
АннотацияУчебная дисциплина «Возрастная физиология» является составляющей вариативной части цикла математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин. Изучение особенностей функционирования развивающегося организма необходимо для формирования профессиональных компетенций будущих педиатров. В изложении учебного материала использован модульный подход, позволяющий студентам, обучающимся по специальности 31.05.02 Педиатрия, максимально самостоятельно усваивать учебный материал. Учебное пособие включает 3 модуля, в которых представлено 16 тем практических занятий. В них изложены возрастные особенности функционирования управляющих систем организма (модуль 1), служебных систем организма (модуль 2), сенсорных систем и высшей нервной деятельности (модуль 3). К ряду тем дано краткое описание теоретического материала, отсутствующего в доступных учебниках, сопровождающегося иллюстрациями. К каждой теме даны ситуационные задачи, решение которых побуждает к развитию системного мышления, тесты с вариантами ответов, вопросы для самоподготовки и самоконтроля, задания для выполнения самостоятельной работы в учебное и внеучебное время. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 31.05.02 Педиатрия.
ISBN978-5-98301-119-9
УДК612.6 (075.8)
Маркина, Л.Д. Возрастная физиология [Электронный ресурс] / О.Н. Сидорова, В.В. Маркин, Н.Э. Ломоносова, И.А. Кузнецова, Ю.В. Стрелкова, А.А. Баркар, Е.В. Рыбина, Л.Д. Маркина .— Владивосток : Медицина ДВ, 2017 .— 137 с. — ISBN 978-5-98301-119-9 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/641702

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Возрастная_физиология_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Возрастная_физиология_.pdf
Учебная литература ТГМУ ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ Под редакцией Л.Д. Маркиной Учебное пособие Тел.: (423) 245-56-49. E-mail: medicinaDV@mail.ru 690950 г. Владивосток, пр-т Острякова, 4 Издательство «Медицина ДВ» МВладивосток едицина ДВ2017
Стр.1
Министерство здравоохранения Российской Федерации Тихоокеанский государственный медицинский университет ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ Под редакцией Л.Д. Маркиной Учебное пособие к практическим занятиям для студентов медицинских вузов специальности Педиатрия Владивосток Медицина ДВ 2017
Стр.2
УДК 612.6 (075.8) ББК 52.59я73 В 647 Тихоокеанского государственного медицинского университета Рецензенты: Издано по рекомендации редакционно-издательского совета Д.Ю. Кувшинов – д.м.н., зав. кафедрой нормальной физиологии Кемеровской государственной медицинской академии Министерства здравоохранения Российской Федерации высшей школы РФ, профессор кафедры физиологии и патофизиологии Амурской государственной медицинской академии Н.Р. Григорьев – д.м.н., профессор, заслуженный работник Министерства здравоохранения Российской Федерации Авторы: Л.Д. Маркина, О.Н. Сидорова, В.В. Маркин, Н.Э. Ломоносова, И.А. Кузнецова, Ю.В. Стрелкова, А.А. Баркар, Е.В. Рыбина В 647 Возрастная физиология : учебное пособие / под ред. Л.Д. Маркиной. – Владивосток : Медицина ДВ, 2017. – 136 с. ISBN 978-5-98301-119-9 Учебная дисциплина «Возрастная физиология» является составляющей вариативной части цикла математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин. Изучение особенностей функционирования развивающегося организма необходимо для формирования профессиональных компетенций будущих педиатров. В изложении учебного материала использован модульный подход, позволяющий студентам, обучающимся по специальности 31.05.02 Педиатрия, максимально самостоятельно усваивать учебный материал. Учебное пособие включает 3 модуля, в которых представлено 16 тем практических занятий. В них изложены возрастные особенности функционирования управляющих систем организма (модуль 1), служебных систем организма (модуль 2), сенсорных систем и высшей нервной деятельности (модуль 3). К ряду тем дано краткое описание теоретического материала, отсутствующего в доступных учебниках, сопровождающегося иллюстрациями. К каждой теме даны ситуационные задачи, решение которых побуждает к развитию системного мышления, тесты с вариантами ответов, вопросы для самоподготовки и самоконтроля, задания для выполнения самостоятельной работы в учебное и внеучебное время. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 31.05.02 Педиатрия. УДК 612.6 (075.8) ББК 52.59я73 ISBN 978-5-98301-119-9 © Под ред. Л.Д. Маркиной ТГМУ, 2017 © «Медицина ДВ», 2017
Стр.3
Список сокращений АД АСВП – акустические стволовые вызванные потенциалы ВНД – высшая нервная деятельность ВП – артериальное давление ЖЕДСВП – длиннолатентные слуховые вызванные потенциалы ЗВКПЛ – жизненная емкость легких – вызванные потенциалы ЗВП – зрительные вызванные потенциалы КПБМ – кора полушарий большого мозга Лц МОД – минутный объем дыхания НГ – лимфоциты ППР – полезный приспособительный результат ССВП – слуховые вызванные потенциалы С – нейтрофильные гранулоциты ОЭ – скорость оседания эритроцитов СCРC – самостоятельная работа студентов ТТГСТГ – соматотропный гормон – сенсорная система – тиреотропный гормон УОС – ударный объем сердца ФФКГ – фонокардиограмма ЦНС – центральная нервная система ЦП – цветовой показатель ЧД С – функциональная система ЧСС – частота сердечных сокращений ЭЭКГ – электрокардиограмма – частота дыхания ЭЭГ – электроэнцефалограмма МГ – электромиограмма – зрительные вызванные корковые потенциалы
Стр.4
Предисловие Возрастные особенности физиологии детского организма – это чрезвычайно актуальный и сложный раздел медицины. Детство – произцесс качественных и количественных структурно-функциональных в менений организма, обеспечивающих постепенное формирование рзрослого человека. Для детей характерно не только недостаточное иазвитие отдельных функциональных систем жизнеобеспечения, но щ несовершенство их взаимосвязей. В разные возрастные периоды сут ествуют определенные, иногда весьма значительные различия деяельности органов и систем. Студенты, обучающиеся по специальности Педиатрия должны получать знания об особенностях функций развивающегося организма и в значительно большем объеме, чем по другим специальностям. Это с побудило коллектив кафедры подготовить учебно-методическое поаобие по возрастной физиологии для студентов, осваивающих специльность Педиатрия. В изложении учебного материала использован модульный подуход, позволяющий студентам максимально самостоятельно усваивать вчебный материал. Методические рекомендации включают 3 модуля, т которых представлено 16 тем. В них на современном научно-мениродическом уровне изложены возрастные особенности функциоования управляющих систем организма (модуль 1), служебных систем организма (модуль 2), сенсорных систем и высшей нервной (4 деятельности (модуль 3). В первом и третьем модулях по 5 занятий ня тематических и одно итоговое), второй модуль представлен 6 зад тиями (5 тематическими и одним итоговым). В каждой теме опрес елена мотивация, общая и конкретные цели и задачи, а также что ттудент должен знать, уметь и чем владеть после изучения каждой мемы. В качестве заданий для самостоятельной подготовки к каждому практическому занятию даны вопросы для самоподготовки и савноконтроля, домашние задания, необходимые для выполнения во н еучебное время, тесты, ситуационные задачи, задания для выполения на занятии в учебное время, обязательная и дополнительная литература для подготовки к занятию. 4 Предисловие
Стр.5
нияВсе замечания и предложения, высказанные по поводу содержася с б настоящего учебно-методического пособия, будут восприниматьМлагодарностью. Н.Э. Лодуль 1 написан О.Н. Сидоровой, модуль 2 – Л.Д. Маркиной, омоносовой, И.А. Кузнецовой, Ю.В. Стрелковой, Е.В. Рыбиной, модуль 3 – Л.Д. Маркиной, В.В. Маркиным, А.А. Баркар. Профессор кафедры нормальной и патологической физиологии д.м.н. Л.Д. Маркина
Стр.6
Учебный модуль 1 Возрастные особенности функционирования управляющих систем организма 1.1 СТАНОВЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА В ПРЕНАТАЛЬНОМ ОНТОГЕНЕЗЕ Мотивация изучения темы: закладка и морфофункциональное созревание физиологических систем организма в раннем онтогенефузе влияет на последующие этапы развития и активности различных ль: изучение данной темы направлено на формирование компетенций ОПК-9 и ПК-1 ФГОС ВО специальности Педиатрия. ЗнКонкретные цели и задачи. После изучения темы студент должен нкциональных систем и в целом на состояние здоровья ребенка. Общая це Цели занятия ать: возрастные этапы и периоды развития организма; основные события, характеризующие ранние периоды онтогенеза человека. Уметь: объяснить механизмы формирования основных функциональных систем организма, поддерживающих гомеостаз плода. ВоВладеть: анатомо-физиологическим понятийным аппаратом. просы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы: 1. Прогенез. Мужские и женские половые клетки (кафедра гистомбриологии). 4. Внезародышевые органы человека (кафедра гистологии и эмлогии и эмбриологии). 2. Стадии эмбриогенеза (кафедра гистологии и эмбриологии). и э 3. Зародышевые листки и их производные (кафедра гистологии бриологии). 5. Формирование систем органов у плода (кафедра анатомии ченятию Вопросы для самоподготовки: 1. Возрастные периоды онтогенеза человека. 2. Функциональные системы организма. Понятие системогенеза. 3. Основные закономерности и показатели онтогенетического разУчебный модуль 1 ловека). Задания для самостоятельной подготовки к практическому завития человека. 6
Стр.7
4. Биологический возраст. Понятие акселерации и ретардации. 5. Критические и сензитивные периоды развития человека. 6. Критические периоды внутриутробного развития. Формирование системы «мать-плод». 7. Становление физиологических и функциональных систем в пренатальном онтогенезе. 1. СДомашнее задание (задания для СРС во внеучебное время): оставить таблицу возрастных этапов и периодов развития человека. 2. Перечислить рецепторные механизмы (виды рецепторов и их локализацию) системы «мать-плод». Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию: 1. По каким основным показателям оценивают состояние развивающегося организма? 2. Что понимают под ростом и развитием организма? 3. Что включает понятие «критический период развития»? 4. Какие периоды есть в антенатальном развитии? 5. Какие внезародышевые органы обеспечивают рост и развитие зародыша? 6. Какое основное событие происходит на 7-8-й день после оплодотворения? 7. К какому времени внутриутробного развития зародыш приобретает черты, характерные для человека? вив 8. Где располагаются рецепторы, регистрирующие состояние разающегося плода? тии?9. Какие возрастные периоды выделяют в постнатальном разви10. Почему возраст 12-15 лет относится к критическому? Этапы проведения практического занятия п/п№ Название этапа Цель этапа Вводная часть занятия 1 Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 2 Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Основная часть занятия 3 Контроль исходных знаний, умений и навыков. Время в сиРаскрыть практическую значимость занятия сктивизировать познавательную деятельность л Проверка готовности студентов к занятию, выявстеме подготовки к профессиональной деяательности, сформировать мотив и, как следствие, тудентов кение исходного уровня знаний, умений и навыов. Коррекция исходного уровня знаний Управляющие системы организма 7 2 мин. 3 мин. 80-90% 30 мин.
Стр.8
п/п№ Название этапа Цель этапа 4 Задания на СРС в учебное время Опрос-беседа по контрольным вопросам 5 Управляемая СРС в учебное время 6 Оценка результатов СРС 7 Итоговый контроль Заключительная часть занятия 8 Подведение итогов занятия 9 Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной работе Оценивание индивидуальных достижений стуодента, выявление индивидуальных и типичных онкретных целей занятия ескрипторов Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер тижения цели занятия Время 5 мин. Овладение необходимыми общекультурными, к профессиональными компетенциями, исходя из щью дКонтроль результатов обучения и оценка с помошибок и их корректировка при решении ситуационных задач и тестового контроля сОценка деятельности студентов, определение до25 мин. 5 мин. 15 мин. 5-10% 3 мин. 2 мин. Ориентировочные основы действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время: Задание 1. Составить таблицу критических периодов развития Название этапа и периода развития Продолжительность периода Основные события Пример: Пренатальный этап 1 – Начальный период 1-я неделя Оплодотворение Дробление и т.д. Задание 2. Составить таблицу формирования функциональной Показатель гомеостаза (ППР) Время формирования ФС матери плода матери плода матери плода Рецепторные механизмы Регуляторные механизмы чебное время Исполнительные механизмы в у Задания для контроля уровня сформированности компетенций ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 1. ПОНЯТИЕ «СИСТЕМОГЕНЕЗ» ВКЛЮЧАЕТ 1) синхронное развитие всех органов и систем организма Выберите один правильный ответ. 8 Учебный модуль 1 системы поддержания газовой константы крови в системе «мать-плод» по следующей схеме: человека и основных событий, сопровождающих эти периоды по следующей схеме:
Стр.9
2) неодновременное развитие различных функциональных систем организма 2. УСКОРЕННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НАЗЫВАЕТСЯ 1) биологический возраст 2) акселерация 3) ретардация 3. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЭМБРИОНАЛЬНОГО ПЕРИОДА АНТЕНА1) ТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 2) 1-я неделя 3) 9-20 неделя 4) 20-24 неделя 2-8 неделя 4. КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД С 3 ПО 8 НЕДЕЛЮ АНТЕНАТАЛЬНО1) ГО РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ 2) развитием осевых органов 3) формированием основных функциональных систем усиленным ростом головного мозга 5. ЗАРОДЫШ ПРИОБРЕТАЕТ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ХАРАКТЕР1) НЫЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА К КОНЦУ эмбрионального периода 2) начального периода 3) плодного периода 6. ВРЕМЕННОЙ ОТРЕЗОК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОСВОЕ1) НИЯ И ПРИОБРЕТЕНИЯ РЕБЕНКОМ НАВЫКОВ НАЗЫВАЕТСЯ 2) критический период сензитивный период 7. КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД С 15 ПО 20 НЕДЕЛЮ АНТЕНАТАЛЬ1) НОГО РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ усиленным ростом головного мозга 2) развитием осевых органов 3) формированием основных функциональных систем 8. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД АНТЕНАТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ХА1) РАКТЕРИЗУЕТСЯ имплантацией бластоциста в стенку матки Управляющие системы организма 9
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически