Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Поэтика древнерусской литературы (XI – XIII вв.) (242,00 руб.)

0   0
Первый авторДемин А. С.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц405
ID175251
АннотацияВ книге изучаются литературные средства и способы повествования, использованные в памятниках древнерусской литературы XI-XIII вв. и придавшие им необычайную выразительность, яркость, а иногда и образность. Наибольшее внимание уделяется летописи - знаменитой "Повести временных лет", которой скоро исполнится 900 лет. Делаются экскурсы в историю общественных умонастроений древнейшего периода.
Кому рекомендованоКнига предназначена для медиевистов, преподавателей, студентов и всех тех, на кого чтение древнерусской литературы производит эстетическое впечатление.
ISBN978-5-9551-0338-9
УДК821.161.1.0
ББК83.3(2Рос=Рус)3-001.3
Демин, А.С. Поэтика древнерусской литературы (XI – XIII вв.) : [монография] / А.С. Демин .— Москва : Языки славянской культуры, 2009 .— 405 с. — (Studia philologica) .— На тит. листе указ. изд-во: Рукописные памятники Древней Руси; Отв. ред.: В.П. Гребенюк .— ISBN 978-5-9551-0338-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/175251 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

STUDIA Наибольшее внимание уделяется летописи — знаменитой «Повести временных лет», которой скоро исполнится 900 лет. <...> Автор «Сказания о Борисе и Глебе»: лирическая изобразительность..........34 <...> При таком «узком» подходе и пестроте наблюдений тем не менее удается затронуть, пожалуй, одну из самых актуальных сейчас тем — «древнерусская литература как литература» — и в связи с этим показать, как нам кажется, главную эстетическую черту литературы древнейшего периода — дробную яркость впечатлений древнерусских авторов при лаконизме выражения этих впечатлений (подобное своеобразие уже отмечал И. П. Еремин). <...> Изобразительность повествования является ценной, притом хорошо осознанной писателями эстетической чертой литературы Нового времени, а древнерусская литература вполне могла обходиться без изобразительного повествования, довольствуясь лишь общей его выразительностью. <...> Все дело в том, что же именно обозначать термином «изобразительность» и его различные проявления. <...> Один вид явлений мы называем изобразительными мотивами, которые мы находим в тех частях или отрывках древнерусского произведения, где автором не просто названы предметные детали некоего объекта (героя, события и пр.), но этому объекту приданы необычные, даже фантастические качества, не соответствующие привычной реальной действительности. <...> В единую изобразительную тему могли сцепляться предметные детали и мотивы на протяжении произведения, причем мотивы или темы могли быть слабыми в предметном отношении, но одновременно в чем-то все-таки изобразительными. <...> Мы ограничимся наблюдениями над небольшим, но на наш взгляд, изобразительно типичным материалом, — «Успенским сборником» с переписанными в нем житиями, апокрифами и поучениями; разнообразными апокрифами, изданными Н. С. Тихонравовым; отчасти «Хроникой» Георгия Амартола и отчасти же «Шестодневом» Иоанна Экзарха. <...> Одновременно авторы отмечали не собственно белизну, а сияние <...>
Поэтика_древнерусской_литературы_XI_–_XIII вв..pdf
Стр.1
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.10
Стр.11
Поэтика_древнерусской_литературы_XI_–_XIII вв..pdf
А. С. Демин ПОЭТИКА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (XI—XIII вв.) S TUD I A P HIL O L O GI CA В книге изучаются литературные средства и способы повествования, использованные в памятниках древнерусской литературы ХI—ХIII вв. и придавшие им необычайную выразительность, яркость, а иногда и образность. Наибольшее внимание уделяется летописи — знаменитой «Повести временных лет», которой скоро исполнится 900 лет. Делаются экскурсы в историю общественных умонастроений древнейшего периода. Книга предназначена для медиевистов, преподавателей, студентов и всех тех, на кого чтение древнерусской литературы производит эстетическое впечатление. А. С. Демин ПОЭТИКА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (XI—XIII вв.)
Стр.1
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ им. А. М. ГОРЬКОГО ОБЩЕСТВО ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ДРЕВНЕЙ РУСИ А. С. Демин ПОЭТИКА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (XI—XIII вв.) Отв е т с твенный ре да к т ор доктор филологических наук В. П. Гребенюк РУКОПИСНЫЕ ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ РУСИ МОСКВА 2009
Стр.4
��� 83.3(2���=���)3-001.3 � 30 ������� ������������ � ������������ ��� ���������� ��������� ����������� ������������� �������� ����� (����) ������ � 08-04-16207 �� �� ��� � ��: ������ �������������� ���� �. �. ���������, ������ �������������� ���� �. �. �������, ������ �������������� ���� �. �. ��������� ����� �. �. � 30 ������� ������������� ���������� (XI—XIII ��.) / ���. ���. ������ �������������� ���� �. �. ��������. — �.: ���������� ��������� ������� ����, 2009. — 408 �. — (Studia philologica). ISSN 1726-135� ISBN 978-5-9551-0338-9 � ����� ��������� ������������ �������� � ������� �������������, �������������� � ���������� ������������� ���������� �I—�III ��. � ��������� �� ����������� ���������������, �������, � ������ � ����������. ���������� �������� ��������� �������� — ���������� «������� ��������� ���», ������� ����� ���������� 900 ���. �������� �������� � ������� ������������ ������������� ����������� �������. ����� ������������� ��� �����������, ��������������, ��������� � ���� ���, �� ���� ������ ������������� ���������� ���������� ������������ �����������. ��� 83.3 Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. ISBN 978-5-9551-0338-9 © �. �. �����, 2009 �������uuuuuuuuiiii �� © ���������� ��������� ������� ����, 2009�
Стр.5
Содержание Вступительное слово .....................................................................................................9 I. из истории явлений поэтики К вопросу об изобразительности произведений древнерусской литературы ........13 I. Произведения XI — середины XIV вв. 1. Переводная литература: изобразительное разнообразие ...............................15 2. Митрополит Иларион: мотив праздничности .................................................18 3. Нестор-агиограф: позы как доказательства ....................................................23 4. Игумен Даниил: лирические мотивы ..............................................................27 5. Летописцы «Повести временных лет»: начатки изобразительности ...........29 6. Автор «Сказания о Борисе и Глебе»: лирическая изобразительность .........34 7. Владимир Мономах: разнородность мотивов .................................................37 8. Киевские летописцы XII в.: оскудение изобразительности ..........................38 9. Автор «Слова о полку Игореве»: героические мотивы..................................41 10. Авторы XIII — середины XIV вв.: традиционность мотивов .....................46 II. Памятники куликовского цикла 1. «Задонщина»: экспрессия .................................................................................53 2. «Сказание о Мамаевом побоище»: сложные картины ...................................57 3. «Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича»: поздние мотивы ....60 Символика и изобразительность в произведениях ХI — начала ХIII вв. ...............69 1. «Повесть временных лет»: благоговение ........................................................70 2. «Слово о Законе и Благодати» Илариона: идеализация .................................75 3. «Житие Феодосия Печерского»: страстность .................................................76 4. «Поучение» Владимира Мономаха: оптимизм ...............................................79 5. «Слово о полку Игореве»: героизация .............................................................85 6. «Слово» Даниила Заточника: камерность .......................................................90 7. «Киевская летопись»: символика и экспрессивность ....................................92 Из истории одного сравнения («акы вода») ..............................................................99 1. Предметный смысл сравнения .........................................................................99
Стр.6
6 Содержание 2. Символический смысл сравнения ..................................................................101 3. Жалостливость автора «Сказания о Борисе и Глебе» ..................................102 4. Жалостливость Владимира Мономаха ..........................................................104 5. Дальнейшая история сравнения .....................................................................108 Семантика перечислений в литературе ХI — начала ХII вв. .................................113 1. Переводные произведения ..............................................................................113 2. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона ...............................119 3. «Житие Феодосия Печерского» Нестора .......................................................123 4. «Повесть временных лет» ...............................................................................126 Внешность человека в произведениях Х — начала ХII вв. ...................................137 1. Древнейшие славянские жития ......................................................................137 2. «Повесть временных лет» ...............................................................................146 К вопросу о фонде устных припоминаний (Соломон в древнерусской литературе) ..............................................................................153 II. Поэтика произведения «Повесть временных лет» и «Хроника» Георгия Амартола ..................................163 1. «Древнейший свод» .........................................................................................163 2. «Свод Никона» .................................................................................................168 3. «Начальный свод» ...........................................................................................169 4. «Повесть временных лет» Нестора ................................................................175 5. Третья редакция «Повести временных лет» .................................................181 «Подразумевательное» повествование в «Повести временных лет» ....................185 1. Летописный рассказ об апостоле Андрее (подразумевание необычного) .......................................................................186 2. Летописный рассказ о словенах и римлянах (подразумевание малодостойного) ................................................................200 3. Летописный рассказ о Кие (подразумевание благопристойного) ...............202 4. Летописный рассказ о смерти Олега Вещего (подразумевание отрицательного) ...............................................................................................204 5. Летописные рассказы о княгине Ольге и деревлянах (подразумевание зловещего) ..........................................................................213 6. Летописный рассказ о крещении Руси (подразумевание усвоенного) .......217 Изображение древнейших героев в «Повести временных лет» ............................231 1. Апостол Андрей...............................................................................................232 2. Кий ....................................................................................................................233 3. Олег ...................................................................................................................234 4. Игорь .................................................................................................................238 5. Ольга .................................................................................................................240 6. Святослав .........................................................................................................248 7. Владимир ..........................................................................................................250
Стр.7
Содержание 7 Изображение западных народов в «Повести временных лет» и в некоторых других произведениях ХI–ХII вв. ......................................................................255 1. Запад и Рим ......................................................................................................255 2. Немцы ...............................................................................................................258 3. Варяги ...............................................................................................................266 4. Болгары .............................................................................................................269 5. Поляки ..............................................................................................................273 6. Венгры ..............................................................................................................279 Виды образности в «Сказании о Борисе и Глебе» ..................................................291 1. «Нагнетательная» образность ........................................................................291 2. «Срединная» образность .................................................................................296 «Архаизирующее» повествование в «Слове о полку Игореве» .............................301 1. «Железныи папорзи» .......................................................................................301 2. «Что ми звенить… рано предъ зорями» .......................................................306 3. «Подъ облакы» .................................................................................................308 Живой ландшафт в «Слове о полку Игореве» .........................................................315 1. К вопросу о пейзаже ........................................................................................315 2. Мир животных .................................................................................................322 Разрушение источника (гипотеза о первоначальном виде «Слова о погибели Русской земли») ..................................................................335 Заключительные замечания ......................................................................................349 Приложение. Древняя Русь в новейшей русской поэзии .......................................353 Указатель имен ...........................................................................................................395
Стр.8
ВСтуПительное СлоВо Предлагаемая книга опирается, конечно же, на известную «Поэтику древнерусской литературы» Д. С. Лихачева, но опыт показывает, что у каждого медиевиста свое понимание задач поэтики и свои излюбленные темы. Так и в данном случае предлагаемая книга, во-первых, является не понятийно-теоретической, а историко-литературной поэтикой, рассматривающей категории поэтики в их живом воплощении в литературе; во-вторых, эта книга (кроме ее первой статьи) посвящена изучению литературы только древнейшего периода ХI—ХIII вв.; и, наконец, в-третьих, автор книги склонен преимущественно к анализу проявлений образности, картинности, изобразительности в памятниках. Наибольшее внимание уделено «Повести временных лет», которой скоро (около 2013 г.) исполнится 900 лет. В результате получилась в своем роде «микропоэтика» древнерусской литературы, в серии отдельных очерков систематизирующая и объясняющая эстетический смысл фраз и отрывков в основных произведениях избранного периода, но не касающаяся семантики жанров или больших литературных форм. При таком «узком» подходе и пестроте наблюдений тем не менее удается затронуть, пожалуй, одну из самых актуальных сейчас тем — «древнерусская литература как литература» — и в связи с этим показать, как нам кажется, главную эстетическую черту литературы древнейшего периода — дробную яркость впечатлений древнерусских авторов при лаконизме выражения этих впечатлений (подобное своеобразие уже отмечал И. П. Еремин). Не секрет, что поэтика тесно связана с текстологией, семантикой, историей общественных умонастроений и пр. Поэтому в данной книге естественны регулярные «заходы» в эти области, но пока лишь для постановки тех или иных отдельных вопросов. Ведь, например, специально об общественных умонастроениях ХI — начала ХIII вв. надо писать уже совсем другую книгу. Тем не менее автор предлагаемой монографии стремился сразу же проверять свои выводы конкретными древнерусскими текстами, а не заниматься абстрактнотеоретическими медитациями, чего, кстати говоря, так не любил Д. С. Лихачев. Хочется надеяться, что в филологическом отношении, в том числе в исследованиях
Стр.10
10 Вступительное слово древнерусского литературного творчества, «постлихачевское» время окажется не менее плодотворным. Во всяком случае когорта известных исследователей, изучающих древнерусскую книжность и словесность, сейчас отнюдь не малочисленна. В связи с этим автора предлагаемой книги можно упрекнуть в отсутствии историографических очерков по той или иной теме. В свое оправдание скажу, что историографические очерки имеют тенденцию перерастать в широкие самостоятельные обзоры положения дел в современной русистике-медиевистике; я же старался не отрываться от конкретных задач, рассматриваемых в данной книге, и от круга тех крупных научных работ прошлого, которые непосредственно именно с этими задачами связаны. Однако о ныне живущих в Москве и Санкт-Петербурге ученых, их книгах, их подходах, их личностях, помогающих в эстетическом изучении древнерусской литературы, я помнил и помню всегда. Это, в первую очередь (в алфавитном порядке): Е. М. Верещагин, А. А. Гиппиус, В. П. Гребенюк, И. Н. Данилевский, И. Г. Добродомов, А. А. Зализняк, В. В. Калугин, А. М. Камчатнов, А. В. Каравашкин, В. М. Кириллин, Е. Л. Конявская, В. А. Кучкин, М. Ю. Люстров, К. А. Максимович, А. М. Молдован, Т. М. Николаева, А. А. Пауткин, А. М. Ранчин, Л. И. Сазонова, Л. В. Соколова, Л. А. Софронова, О. В. Творогов, А. Л. Топорков, Н. В. Трофимова, А. Н. Ужанков, Л. И. Щеголева, А. Л. Юрганов.
Стр.11