С.Н. Зуев, И.С. Сырвачева, В.А. Сырвачев КВАЛИМЕТРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Монография Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ» С.Н. Зуев, И.С. Сырвачева, В.А. Сырвачев КВАЛИМЕТРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Монография Мо скв а 2014 УДК 378 ББК 75.1 З93 Рецензенты: С.В. БАРАМЗИН, начальник научно-исследовательской лаборатории инновационных проектов развития Российской таможенной академии – главный научный сотрудник, действительный член Академии проблем качества, доктор экономических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования; В.Е. СМИРНОВ, доцент кафедры общевоенной и оперативно-боевой подготовки Института ФСБ России, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры России Научный ре дак т ор О.Е. ЦОЙ, и. о. заведующего кафедрой физической подготовки Российской таможенной академии, кандидат педагогических наук, доцент Зуев С.Н. <...> Квалиметрия педагогических технологий в области физической культуры: монография / С.Н. Зуев, И.С. Сырвачева, В.А. Сырвачев. <...> ISBN 978-5-9590-0786-7 В монографии проанализированы действующие и перспективные педагогические технологии в области физической культуры, показан подход к оценке их эффективности методами квалиметрии, который позволяет также оценить и организовать мониторинг учебной деятельности студентов с целью повышения качества образовательной и воспитательной деятельности вуза (кафедры). <...> Значительное внимание уделено методике измерения качества образовательных технологий, а также созданию программированного экспертно-информационного комплекса для регистрации и анализа квалиметрической информации с целью принятия адекватного и своевременного управляющего педагогического решения. <...> Предназначена для студентов, преподавателей высших профессиональных <...>
Квалиметрия_педагогических_технологий_в_области_физической_культуры.pdf
УДК 378
ББК 75.1
З93
Рецензенты:
С.В. БАРАМЗИН, начальник научно-исследовательской лаборатории инновационных
проектов развития Российской таможенной академии – главный научный
сотрудник, действительный член Академии проблем качества, доктор экономических
наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования;
В.Е.
СМИРНОВ, доцент кафедры общевоенной и оперативно-боевой подготовки
Института ФСБ России, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный
работник физической культуры России
Научный ре дак т ор
О.Е. ЦОЙ, и. о. заведующего кафедрой физической подготовки Российской таможенной
академии, кандидат педагогических наук, доцент
Зуев С.Н. Квалиметрия педагогических технологий в области физической
культуры: монография / С.Н. Зуев, И.С. Сырвачева, В.А. Сырвачев. M.: Издво
Российской таможенной академии, 2014. 128 с.
ISBN 978-5-9590-0786-7
В монографии проанализированы действующие и перспективные педагогические
технологии в области физической культуры, показан подход к оценке их эффективности
методами квалиметрии, который позволяет также оценить и организовать мониторинг
учебной деятельности студентов с целью повышения качества образовательной
и воспитательной деятельности вуза (кафедры).
Значительное внимание уделено методике измерения качества образовательных
технологий, а также созданию программированного экспертно-информационного
комплекса для регистрации и анализа квалиметрической информации с целью принятия
адекватного и своевременного управляющего педагогического решения.
Предназначена для студентов, преподавателей высших профессиональных образовательных
учреждений, руководителей занятий по физической подготовке специалистов
таможенной службы.
© Зуев С.Н., Сырвачева И.С., Сырвачев В.А., 2014
© Российская таможенная академия, 2014
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................................5
Глав а 1. ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ
ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ..................................................10
1.1. Особенности проблемно-модульной технологии обучения
дисциплины «Физическая культура» ....................................................11
1.1.1. Развитие теории профессионального здоровья .........................12
1.1.2. Требования к психофизической подготовленности
специалистов таможенной службы ............................................16
1.2. Технология опережающего обучения в системе высшего
профессионального образования, необходимость
и приемы ее реализации ........................................................................24
1.3. Рейтинговая оценка качества образовательной деятельности
студентов .................................................................................................28
Глав а 2. КОНЦЕПЦИЯ И МЕТОДИКА КВАЛИМЕТРИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ..........................................37
2.1. Общие положения в моделировании системы
квалиметрии процесса образования по дисциплине
«Физическая культура» в вузе ...............................................................37
2.2. Структура образовательной деятельности вуза
в области физической культуры и содержание
показателей качества ..............................................................................41
2.3. Получение измерительной информации и ее обработка ....................53
Глав а 3. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ..........................................61
Глав а 4. ЭКСПЕРТНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ
КОМПЛЕКС КВАЛИМЕТРИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА (КАФЕДРЫ)
В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ..........................................69
4.1. Автоматизация оценки профессиональной психофизической
готовности студентов .............................................................................70
3
Стр.4
4.1.1. Количественная оценка характеристик профессиональной
психофизической готовности студентов ....................................74
4.2. Электронная автоматизированная система «Тестирование»
экспертно-информационного комплекса ..............................................78
4.2.1. Требования к диагностике процесса обучения .........................79
4.3. Квалиметрии образовательного процесса по дисциплине
«Физическая культура» ..........................................................................84
4.3.1. Динамика физической подготовленности студентов ................90
Глав а 5. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ КВАЛИМЕТРИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ
ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ...............................102
ВЫВОДЫ ...................................................................................................................117
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ......................................................................123
4
Стр.5