С. Г. Бочаров
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ
S T U D I A P H I L O L O G I C A
С. Г. Бочаров
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ
СЮЖЕТЫ
Сергей Георгиевич Бочаров, филолог.
Родился в 1929 г. в Москве,
окончил филфак МГУ.
Автор многих работ о русской
литературе, по теории литературы
и поэтике; работы о Пушкине,
Боратынском, Гоголе, Достоевском,
Толстом, К. Леонтьеве, А. Платонове,
Ходасевиче, Сервантесе, Прусте,
статьи о писателях наших дней.
Книги — «Роман Толстого “Война
и мир”» (1963, 1971, 1978, 1987),
«Поэтика Пушкина. Очерки» (1974),
«О художественных мирах» (1985),
«Сюжеты русской литературы»
(1999); последняя книга, как и книга
«Пушкин. Краткий очерк жизни
и творчества» (2002, совместно с
И. З. Сурат) вышла в издательстве
«Языки славянской культуры».
Стр.1
© Языки славянских культур. Электронная версия книги. 2007
© Языки славянской культуры. Электронная версия книги. 2007
© Языки русской культуры. Электронная версия книги. 2007
© Знак. Электронная версия книги. 2007
Стр.3
ББК 83.3(2Рос=Рус)
Б 72
Российского гуманитарного научного фонда
(РГНФ)
Издание осуществлено при поддержке
проект № 06-04-16169
Б 72
Бочаров С. Г.
Филологические сюжеты. — М.: Языки славянских
культур, 2007. — 656 с. — (Studia philologica).
ISSN 1726-135Х
ISBN 5-9551-0167-5
Книга служит продолжением предыдущей книги автора —
«Сюжеты русской литературы» (1999), и тема её, заявленная в
заглавии, формулирует, собственно, ту же задачу с другой стороны,
с активной точки зрения филолога. План книги объединяет
работы за 40 лет, но наибольшая часть из них написана за последние
годы и в прежние книги автора не входила. Тематический
спектр широк и пёстр — работы о Пушкине, Гоголе, Достоевском,
Боратынском, Тютчеве, Толстом, Леонтьеве, Фете, Чехове,
Ходасевиче, Г. Иванове, Прусте, Битове, Петрушевской, а
также о «филологах нашего времени» (название одного из разделов
книги) — М. М. Бахтине, Л. Я. Гинзбург, А. В. Михайлове,
Ю. Н. Чумакове, А. П. Чудакове, В. Н. Топорове, и статьи общетеоретического
характера.
ББК 83.3
В оформлении переплета использована миниатюра из «Bible
de Vivien» Давид Псалмопевец (Тур, 846 г.).
Фото Ани Бочаровой
ISBN 5-9551-0167-5
© С. Г. Бочаров, 2007
© Языки славянских культур, 2007
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
От автора .............................................................................................7
Пушкин
«Заклинатель и властелин
многообразных стихий».........................................................11
«Форма плана»...................................................................................25
«Всё же мне вас жаль немножко…» Заметки на полях
двух стихотворений Пушкина ..............................................54
О смысле «Гробовщика»...................................................................66
Бездна пространства ......................................................................100
Случай или сказка? .........................................................................121
Сюжеты русской литературы
«Красавица мира». Женская красота у Гоголя.............................147
Вокруг «Носа»..................................................................................174
Холод, стыд и свобода. История литературы
sub specie Священной истории............................................199
Пустынный сеятель и великий инквизитор ................................233
«О бессмысленная вечность!»
От «Недоноска» к «Идиоту».................................................263
Тютчев: Россия, Европа и Революция..........................................293
Заметки к теме «Леонтьев и Фет» .................................................312
Чехов и философия.........................................................................328
Петербургское
Петербургский пейзаж: камень, вода, человек ...........................347
Петербургское безумие..................................................................361
Из двадцатого века
Архитектурное в книге Пруста .....................................................375
Стр.5
6
Содержание
«Европейская ночь» как русская метафора:
Ходасевич, Муратов, Вейдле...............................................385
Об одном стихотворении Ходасевича ..........................................400
«А мы, Леонтьева и Тютчева…»
Об одном стихотворении Георгия Иванова......................416
«На Аптекарский остров…» По поводу
«Первой книги автора» Андрея Битова .............................430
«Карамзин» Петрушевской............................................................448
О филологах нашего времени
Бахтин-филолог: книга о Достоевском ........................................459
Вспоминая Лидию Яковлевну.......................................................481
Идея обратного перевода ..............................................................493
«Мировые ритмы» и наше пушкиноведение.
По прочтении двух книг Ю. Н. Чумакова .........................506
Синяя птица Александра Чудакова ..............................................518
Космос В. Н. Топорова...................................................................527
Генетическая память литературы.
Феномен «литературного припоминания» ........................539
Отклики
Как читать прозу.............................................................................553
Биография и культура....................................................................561
Вместо биографии — летопись......................................................563
Путь Толстого .................................................................................565
Пражско-русско-советский сюжет двадцатого века в трёх
разговорах 1920 — 1945 — 1957 — 1968 — 1998..............576
«Русской музы близнецы…»...........................................................594
Юз Алешковский как собственный текст .....................................596
Трагедия русской души .................................................................600
Узкий путь .......................................................................................605
Лирика ума, или Пятое измерение после четвёртой прозы......612
Март 53-го........................................................................................621
На чей глаз и кто в силах? .............................................................625
«Записки из подполья»: «музыкальный момент» ........................631
Первые публикации.......................................................................639
Указатель имен................................................................................641
Стр.6
ОТ АВТОРА
Заглавием книги филолог присвоил себе сюжет, то есть то,
что, собственно, принадлежит не ему, а его предмету, литературе.
Наша прежняя книга называлась — «Сюжеты русской литературы»
(1999). Речь в ней шла о сюжетах не совсем обычных, не
вмещающихся в привычный термин поэтики. Речь шла о действиях
и событиях, совершавшихся на всем пространстве нашей
литературы, в её обширном поле; речь шла о сюжетах большой
протяжённости и большого размаха, переходящих от Пушкина к
Достоевскому и так далее, в век двадцатый, сюжетах, насквозь
просекающих пространство литературы и образующих её ещё
мало нами распознанную смысловую сеть. Но для распознания
этой сети и вскрытия этих метасюжетов, т. е. для нового скрупулёзно-подробного
и по-новому укрупнённого в то же время чтения
русской литературы, нужны усилия филолога. Ради такого
чтения, нашего национального дела, филолог строит свои филологические
сюжеты. Не сюжет произведения, а сюжеты литературы,
которые вслед за литературой может построить только филолог,
поэтому — филологические сюжеты. Может быть, некоторые
статьи в этой книге позволят представить в особенности, что
это такое («Холод, стыд и свобода», «О бессмысленная вечность!»,
«Пустынный сеятель и великий инквизитор»).
Эта книга служит продолжением «Сюжетов русской литературы»,
формулируя, собственно, ту же задачу с другой стороны, с
активной точки зрения филолога. В книге собраны избранные
статьи из написанного за сорок лет (с 1965 по 2005), но наибольшая
часть их возникла в последние годы и в прежние книги автора
не входила. Один из разделов книги назван — «О филологах
нашего времени»; «наше время» это время моего поколения,
которое было временем интенсивной филологической жизни;
автор знал филологов, о которых идёт здесь речь, и к суждениям
Стр.7
8
От автора
об их творчестве по существу присоединяются некоторые воспоминания.
Состав статей закрывает раздел «откликов» разных лет
на прочитанные книги (некоторые рецензии, в том числе короткие
газетные, и предисловия), на профессиональные вызовы
(журнальные обсуждения) и даже исторические даты («Март
53-го»). Осмелюсь вспомнить здесь, как некогда В. Розанов оправдывался,
составляя книгу «Среди художников»: «В книге есть
мелочи, которые вообще переиздавать не следовало бы» —
включение же их в книгу объяснял «дурным чувством» — желанием
сохранить и «крупицы мысли»1
страницах.
7 сентября 2005
, затерянные на газетных
1 В. В. Розанов. Среди художников. СПб., 1914. С. 1. — Здесь и далее
в книге разрядкой передаются слова и фрагменты текста, выделенные
цитируемыми авторами; все курсивы, в том числе и в цитатах, принадлежат
автору книги.
Стр.8