Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Филологические сюжеты (165,00 руб.)

0   0
Первый авторБочаров С. Г.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц654
ID175141
АннотацияКнига служит продолжением предыдущей книги автора - "Сюжеты русской литературы", и тема ее, заявленная в заглавии, формулирует, собственно, ту же задачу с другой стороны, с активной точки зрения филолога. План книги объединяет работы за 40 лет, но наибольшая часть из них написана за последние годы и в прежние книги автора не входила. Тематический спектр широк и пёстр - работы о Пушкине, Гоголе, Достоевском, Боратынском, Тютчеве, Толстом, Леонтьеве, Фете, Чехове, Ходасевиче, Г.Иванове, Прусте, Битове, Петрушевской, а также о "филологах нашего времени" (название одного из разделов книги) - М.М.Бахтине, Л.Я.Гинзбург, А.В.Михайлове, Ю.Н.Чумакове, А.П.Чудакове, В.Н.Топорове, и статьи общетеоретического характера.
Кому рекомендованоДля научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов.
ISBN978-5-9551-0167-5
УДК821.161.1.0
ББК83.3(2Рос=Рус)
Бочаров, С.Г. Филологические сюжеты / С.Г. Бочаров .— Москва : Языки славянской культуры, 2007 .— 654 с. — (Studia philologica) .— На тит. листе указ. изд-во: Языки славянских культур .— ISBN 978-5-9551-0167-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/175141 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

PH I LOLO G IC A ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ ST U DIA <...> . ISSN 1726-135Х ISBN 5-9551-0167-5 Книга служит продолжением предыдущей книги автора — «Сюжеты русской литературы» (1999), и тема её, заявленная в заглавии, формулирует, собственно, ту же задачу с другой стороны, с активной точки зрения филолога. <...> Тематический спектр широк и пёстр — работы о Пушкине, Гоголе, Достоевском, Боратынском, Тютчеве, Толстом, Леонтьеве, Фете, Чехове, Ходасевиче, Г. Иванове, Прусте, Битове, Петрушевской, а также о «филологах нашего времени» (название одного из разделов книги) — М. М. Бахтине, Л. Я. Гинзбург, А. В. Михайлове, <...> Речь шла о действиях и событиях, совершавшихся на всем пространстве нашей литературы, в её обширном поле; речь шла о сюжетах большой протяжённости и большого размаха, переходящих от Пушкина к Достоевскому и так далее, в век двадцатый, сюжетах, насквозь просекающих пространство литературы и образующих её ещё мало нами распознанную смысловую сеть. <...> Может быть, некоторые статьи в этой книге позволят представить в особенности, что это такое («Холод, стыд и свобода», «О бессмысленная вечность!», «Пустынный сеятель и великий инквизитор»). <...> П УШКИН 10 Пушкин «З АКЛИНАТЕЛЬ И ВЛАСТЕЛИН МНОГООБРАЗНЫХ СТИХИЙ » Это слово о Пушкине Аполлона Григорьева было сказано ровно 140 лет назад (в 1859 г.)1, и мне оно кажется лучшим, что было о Пушкине сказано за полтора столетия. <...> 7 Эти тезисы Томашевского определяли главное направление развивавшейся пушкинистской науки; но в её же границах и в те же годы «Заклинатель и властелин многообразных стихий» 13 Наверное, и в самом деле мешает — тем не менее этого статуса никакая научная позитивность поколебать не могла. <...> 10 «Заклинатель и властелин многообразных стихий» 15 истории «кратчайшим воздушным путём вместо извилистого наземного»11. <...> Мне казалась потом она сухо и жёстко написанной — «форма плана» словно голый сухой чертёж. <...> Названы на месте одна другой две творческие силы, которые одновременно и непрерывно действовали <...>
Филологические_сюжеты_.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Филологические_сюжеты_.pdf
С. Г. Бочаров ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ S T U D I A P H I L O L O G I C A С. Г. Бочаров ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ Сергей Георгиевич Бочаров, филолог. Родился в 1929 г. в Москве, окончил филфак МГУ. Автор многих работ о русской литературе, по теории литературы и поэтике; работы о Пушкине, Боратынском, Гоголе, Достоевском, Толстом, К. Леонтьеве, А. Платонове, Ходасевиче, Сервантесе, Прусте, статьи о писателях наших дней. Книги — «Роман Толстого “Война и мир”» (1963, 1971, 1978, 1987), «Поэтика Пушкина. Очерки» (1974), «О художественных мирах» (1985), «Сюжеты русской литературы» (1999); последняя книга, как и книга «Пушкин. Краткий очерк жизни и творчества» (2002, совместно с И. З. Сурат) вышла в издательстве «Языки славянской культуры».
Стр.1
                      © Языки славянских культур. Электронная версия книги. 2007 © Языки славянской культуры. Электронная версия книги. 2007 © Языки русской культуры. Электронная версия книги. 2007 © Знак. Электронная версия книги. 2007
Стр.3
ББК 83.3(2Рос=Рус) Б 72 Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) Издание осуществлено при поддержке проект № 06-04-16169 Б 72 Бочаров С. Г. Филологические сюжеты. — М.: Языки славянских культур, 2007. — 656 с. — (Studia philologica). ISSN 1726-135Х ISBN 5-9551-0167-5 Книга служит продолжением предыдущей книги автора — «Сюжеты русской литературы» (1999), и тема её, заявленная в заглавии, формулирует, собственно, ту же задачу с другой стороны, с активной точки зрения филолога. План книги объединяет работы за 40 лет, но наибольшая часть из них написана за последние годы и в прежние книги автора не входила. Тематический спектр широк и пёстр — работы о Пушкине, Гоголе, Достоевском, Боратынском, Тютчеве, Толстом, Леонтьеве, Фете, Чехове, Ходасевиче, Г. Иванове, Прусте, Битове, Петрушевской, а также о «филологах нашего времени» (название одного из разделов книги) — М. М. Бахтине, Л. Я. Гинзбург, А. В. Михайлове, Ю. Н. Чумакове, А. П. Чудакове, В. Н. Топорове, и статьи общетеоретического характера. ББК 83.3 В оформлении переплета использована миниатюра из «Bible de Vivien» Давид Псалмопевец (Тур, 846 г.). Фото Ани Бочаровой ISBN 5-9551-0167-5 © С. Г. Бочаров, 2007 © Языки славянских культур, 2007
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ От автора .............................................................................................7 Пушкин «Заклинатель и властелин многообразных стихий».........................................................11 «Форма плана»...................................................................................25 «Всё же мне вас жаль немножко…» Заметки на полях двух стихотворений Пушкина ..............................................54 О смысле «Гробовщика»...................................................................66 Бездна пространства ......................................................................100 Случай или сказка? .........................................................................121 Сюжеты русской литературы «Красавица мира». Женская красота у Гоголя.............................147 Вокруг «Носа»..................................................................................174 Холод, стыд и свобода. История литературы sub specie Священной истории............................................199 Пустынный сеятель и великий инквизитор ................................233 «О бессмысленная вечность!» От «Недоноска» к «Идиоту».................................................263 Тютчев: Россия, Европа и Революция..........................................293 Заметки к теме «Леонтьев и Фет» .................................................312 Чехов и философия.........................................................................328 Петербургское Петербургский пейзаж: камень, вода, человек ...........................347 Петербургское безумие..................................................................361 Из двадцатого века Архитектурное в книге Пруста .....................................................375
Стр.5
6 Содержание «Европейская ночь» как русская метафора: Ходасевич, Муратов, Вейдле...............................................385 Об одном стихотворении Ходасевича ..........................................400 «А мы, Леонтьева и Тютчева…» Об одном стихотворении Георгия Иванова......................416 «На Аптекарский остров…» По поводу «Первой книги автора» Андрея Битова .............................430 «Карамзин» Петрушевской............................................................448 О филологах нашего времени Бахтин-филолог: книга о Достоевском ........................................459 Вспоминая Лидию Яковлевну.......................................................481 Идея обратного перевода ..............................................................493 «Мировые ритмы» и наше пушкиноведение. По прочтении двух книг Ю. Н. Чумакова .........................506 Синяя птица Александра Чудакова ..............................................518 Космос В. Н. Топорова...................................................................527 Генетическая память литературы. Феномен «литературного припоминания» ........................539 Отклики Как читать прозу.............................................................................553 Биография и культура....................................................................561 Вместо биографии — летопись......................................................563 Путь Толстого .................................................................................565 Пражско-русско-советский сюжет двадцатого века в трёх разговорах 1920 — 1945 — 1957 — 1968 — 1998..............576 «Русской музы близнецы…»...........................................................594 Юз Алешковский как собственный текст .....................................596 Трагедия русской души .................................................................600 Узкий путь .......................................................................................605 Лирика ума, или Пятое измерение после четвёртой прозы......612 Март 53-го........................................................................................621 На чей глаз и кто в силах? .............................................................625 «Записки из подполья»: «музыкальный момент» ........................631 Первые публикации.......................................................................639 Указатель имен................................................................................641
Стр.6
ОТ АВТОРА Заглавием книги филолог присвоил себе сюжет, то есть то, что, собственно, принадлежит не ему, а его предмету, литературе. Наша прежняя книга называлась — «Сюжеты русской литературы» (1999). Речь в ней шла о сюжетах не совсем обычных, не вмещающихся в привычный термин поэтики. Речь шла о действиях и событиях, совершавшихся на всем пространстве нашей литературы, в её обширном поле; речь шла о сюжетах большой протяжённости и большого размаха, переходящих от Пушкина к Достоевскому и так далее, в век двадцатый, сюжетах, насквозь просекающих пространство литературы и образующих её ещё мало нами распознанную смысловую сеть. Но для распознания этой сети и вскрытия этих метасюжетов, т. е. для нового скрупулёзно-подробного и по-новому укрупнённого в то же время чтения русской литературы, нужны усилия филолога. Ради такого чтения, нашего национального дела, филолог строит свои филологические сюжеты. Не сюжет произведения, а сюжеты литературы, которые вслед за литературой может построить только филолог, поэтому — филологические сюжеты. Может быть, некоторые статьи в этой книге позволят представить в особенности, что это такое («Холод, стыд и свобода», «О бессмысленная вечность!», «Пустынный сеятель и великий инквизитор»). Эта книга служит продолжением «Сюжетов русской литературы», формулируя, собственно, ту же задачу с другой стороны, с активной точки зрения филолога. В книге собраны избранные статьи из написанного за сорок лет (с 1965 по 2005), но наибольшая часть их возникла в последние годы и в прежние книги автора не входила. Один из разделов книги назван — «О филологах нашего времени»; «наше время» это время моего поколения, которое было временем интенсивной филологической жизни; автор знал филологов, о которых идёт здесь речь, и к суждениям
Стр.7
8 От автора об их творчестве по существу присоединяются некоторые воспоминания. Состав статей закрывает раздел «откликов» разных лет на прочитанные книги (некоторые рецензии, в том числе короткие газетные, и предисловия), на профессиональные вызовы (журнальные обсуждения) и даже исторические даты («Март 53-го»). Осмелюсь вспомнить здесь, как некогда В. Розанов оправдывался, составляя книгу «Среди художников»: «В книге есть мелочи, которые вообще переиздавать не следовало бы» — включение же их в книгу объяснял «дурным чувством» — желанием сохранить и «крупицы мысли»1 страницах. 7 сентября 2005 , затерянные на газетных 1 В. В. Розанов. Среди художников. СПб., 1914. С. 1. — Здесь и далее в книге разрядкой передаются слова и фрагменты текста, выделенные цитируемыми авторами; все курсивы, в том числе и в цитатах, принадлежат автору книги.
Стр.8