К таким жанрам относятся легенды, исполняющие объяснительную и нравоучительную функции; притчи, в основе которых
нравственно-наставительные сравнения; а также близко примыкающие к ним легендарные сказки, этическая направленность которых сочетается с развлекательной функцией. <...> К легендам близко примыкают легендарные сказки, в которых те же персонажи, что и в легенде (Бог, апостолы, святые, ангелы, дьявол), но в центре повествования фантастически осмысленные социально-бытовые отношения, жизненные
коллизии, утверждение народных идеалов. <...> Легендарные сказки имеют более устойчивую сюжетную линию по сравнению с легендарными рассказами, они более повествовательны, как правило, многоэпизодичны. <...> Главным художественным признаком легендарной сказки выступает занимательность сюжета. <...> В песне отображены мужской и женский «сценарии» поведения в ситуации
измены. <...> Мужской «сценарий» поведения в ситуации измены предполагает несколько
разных вариантов типа поведения главного героя. <...> В рассказе о супружеской измене может быть показана и сама ситуация
измены (Подходит близко к дому / И видит у крыльца, / Рыбак с женой в объятьях, / Целует не спеша), и ее последствия (Подъезжает к дому. <...> Жена
героя в ситуации измены занимает внешне пассивную позицию, активная роль
принадлежит мужчине-сопернику. <...> Т.Б. Фрик
Томский государственный университет
Пушкинский журнал «Современник» как единый текст
Аннотация: Статья посвящена журналу А.С. Пушкина «Современник», который рассматривается как организованная структура, единый текст, творение которого происходит естественно, в соответствии с основными направлениями развития литературного процесса, объективными условиями существования журнала и
эстетическими основами творческого метода его издателя и участвующих в нем
авторов. <...> Пушкинский журнал, отразив в себе магистральные тенденции времени, стал
литературным фактом эпохи. <...> «Современник» – это полемическое целое <...>
Сибирский_филологический_журнал_№4_2008.pdf
ФОЛЬКЛОРИСТИКА
Р.П. Матвеева
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Улан-Удэ
Фольклорная версия христианских сюжетов
в устной прозе старообрядцев Забайкалья (семейских)∗
Аннотация: Статья посвящена изучению фольклорных версий христианских
сюжетов в устной прозе старообрядцев Забайкалья (семейских). Показано, что в
живую устно-поэтическую традицию семейских органично входят фольклорные
произведения, связанные с библейской тематикой, при этом они обладают характерными
для фольклора признаками, традиционным набором художественных
средств, и в то же время сохраняют идею христианских повествований духовнонравственного
регулятора человеческого поведения, поддержания жизни народного
духа.
Ключевые слова: фольклор, старообрядцы Забайкалья (семейские).
Религиозно-этические представления и сообразующиеся с ними правила и
нормы поведения составляли целую систему ценностей старообрядцев, сохранение
и трансмиссия которой в немалой степени была возложена на фольклор, прежде
всего на его прозаические жанры. К таким жанрам относятся легенды, исполняющие
объяснительную и нравоучительную функции; притчи, в основе которых
нравственно-наставительные сравнения; а также близко примыкающие к ним легендарные
сказки, этическая направленность которых сочетается с развлекательной
функцией. Между притчей, легендой и легендарной сказкой нет резкого жанрового
деления, в народном обиходе они бытовали параллельно. Связанные с
христианским вероучением, эти произведения отразили народное православие,
представили свои версии преданий Ветхого и Нового заветов. Сюжеты легендарных
рассказов черпались из книжных источников, в том числе и переводных сказаний,
появившихся на русской почве с принятием христианства, а также создавались
изустно. Христианские легенды канонического толка среди старообрядцев
Забайкалья распространялись священнослужителями [Элиасов, 1969, с. 100–101].
Они рассказывали о жизни святых, передавали содержание священных книг о
странствиях Христа и его апостолов. Часть фольклорных легендарных рассказов
появилась под прямым воздействием старообрядческой книжности. Можно предположить,
что какую-то роль в распространении христианских сюжетов сыграли
лубочные картинки, которые пользовались повсеместно большой популярностью
и дошли до старообрядцев Забайкалья.
В современной старообрядческой среде Забайкалья произведения фольклорной
прозы на христианские сюжеты бытуют в форме рассказа – пересказа слышанной
или прочитанной когда-то легенды, притчи или предания из канонической
или апокрифической литературы для объяснения, информации или нравоучения.
В строгом смысле слова большинство современных легендарных повествований
точнее могут быть названы легендарными рассказами. Легендарные рассказы,
как правило, не выделяются из речевого потока и рассказываются в связи с
∗Работа выполнена в рамках поддержанного РГНФ РК проекта № 06-04-6240 а/т.
5
Стр.1