Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Сибирский филологический журнал

Сибирский филологический журнал №4 2008 (55,00 руб.)

0   0
Страниц235
ID155473
АннотацияВсероссийский научный журнал.В журнале публикуются материалы и статьи по лингвистике, литературоведению, фольклористике и сибиреведению, в том числе по тюркологии и финно-угроведению. В журнале также регулярно публикуется информация о проведении филологических конференций и научных совещаний в сибирских научных институтах и университетах, о прошедших защитах в диссертационных советах, рецензии на научные труды, аннотированные списки книг, опубликованных в сибирских издательствах. В целом журнал выступает единым научно-информационным органом, объединяющим филологические науки всех научно-образовательных центров Сибири.
Сибирский филологический журнал .— 2008 .— №4 .— 235 с. — URL: https://rucont.ru/efd/155473 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

К таким жанрам относятся легенды, исполняющие объяснительную и нравоучительную функции; притчи, в основе которых нравственно-наставительные сравнения; а также близко примыкающие к ним легендарные сказки, этическая направленность которых сочетается с развлекательной функцией. <...> К легендам близко примыкают легендарные сказки, в которых те же персонажи, что и в легенде (Бог, апостолы, святые, ангелы, дьявол), но в центре повествования фантастически осмысленные социально-бытовые отношения, жизненные коллизии, утверждение народных идеалов. <...> Легендарные сказки имеют более устойчивую сюжетную линию по сравнению с легендарными рассказами, они более повествовательны, как правило, многоэпизодичны. <...> Главным художественным признаком легендарной сказки выступает занимательность сюжета. <...> В песне отображены мужской и женский «сценарии» поведения в ситуации измены. <...> Мужской «сценарий» поведения в ситуации измены предполагает несколько разных вариантов типа поведения главного героя. <...> В рассказе о супружеской измене может быть показана и сама ситуация измены (Подходит близко к дому / И видит у крыльца, / Рыбак с женой в объятьях, / Целует не спеша), и ее последствия (Подъезжает к дому. <...> Жена героя в ситуации измены занимает внешне пассивную позицию, активная роль принадлежит мужчине-сопернику. <...> Т.Б. Фрик Томский государственный университет Пушкинский журнал «Современник» как единый текст Аннотация: Статья посвящена журналу А.С. Пушкина «Современник», который рассматривается как организованная структура, единый текст, творение которого происходит естественно, в соответствии с основными направлениями развития литературного процесса, объективными условиями существования журнала и эстетическими основами творческого метода его издателя и участвующих в нем авторов. <...> Пушкинский журнал, отразив в себе магистральные тенденции времени, стал литературным фактом эпохи. <...> «Современник» – это полемическое целое <...>
Сибирский_филологический_журнал_№4_2008.pdf
ФОЛЬКЛОРИСТИКА Р.П. Матвеева Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Улан-Удэ Фольклорная версия христианских сюжетов в устной прозе старообрядцев Забайкалья (семейских)∗ Аннотация: Статья посвящена изучению фольклорных версий христианских сюжетов в устной прозе старообрядцев Забайкалья (семейских). Показано, что в живую устно-поэтическую традицию семейских органично входят фольклорные произведения, связанные с библейской тематикой, при этом они обладают характерными для фольклора признаками, традиционным набором художественных средств, и в то же время сохраняют идею христианских повествований духовнонравственного регулятора человеческого поведения, поддержания жизни народного духа. Ключевые слова: фольклор, старообрядцы Забайкалья (семейские). Религиозно-этические представления и сообразующиеся с ними правила и нормы поведения составляли целую систему ценностей старообрядцев, сохранение и трансмиссия которой в немалой степени была возложена на фольклор, прежде всего на его прозаические жанры. К таким жанрам относятся легенды, исполняющие объяснительную и нравоучительную функции; притчи, в основе которых нравственно-наставительные сравнения; а также близко примыкающие к ним легендарные сказки, этическая направленность которых сочетается с развлекательной функцией. Между притчей, легендой и легендарной сказкой нет резкого жанрового деления, в народном обиходе они бытовали параллельно. Связанные с христианским вероучением, эти произведения отразили народное православие, представили свои версии преданий Ветхого и Нового заветов. Сюжеты легендарных рассказов черпались из книжных источников, в том числе и переводных сказаний, появившихся на русской почве с принятием христианства, а также создавались изустно. Христианские легенды канонического толка среди старообрядцев Забайкалья распространялись священнослужителями [Элиасов, 1969, с. 100–101]. Они рассказывали о жизни святых, передавали содержание священных книг о странствиях Христа и его апостолов. Часть фольклорных легендарных рассказов появилась под прямым воздействием старообрядческой книжности. Можно предположить, что какую-то роль в распространении христианских сюжетов сыграли лубочные картинки, которые пользовались повсеместно большой популярностью и дошли до старообрядцев Забайкалья. В современной старообрядческой среде Забайкалья произведения фольклорной прозы на христианские сюжеты бытуют в форме рассказа – пересказа слышанной или прочитанной когда-то легенды, притчи или предания из канонической или апокрифической литературы для объяснения, информации или нравоучения. В строгом смысле слова большинство современных легендарных повествований точнее могут быть названы легендарными рассказами. Легендарные рассказы, как правило, не выделяются из речевого потока и рассказываются в связи с ∗Работа выполнена в рамках поддержанного РГНФ РК проекта № 06-04-6240 а/т. 5
Стр.1