Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Биология лесных зверей и птиц (190,00 руб.)

0   0
Первый авторЖитков
ИздательствоИзд. авт.
Страниц132
ID151437
АннотацияБиология лесных зверей и птиц
УДК630.12:59
Житков, Б.М. Биология лесных зверей и птиц : сокр. курс лекций, читан. на Лесном отд-ния Тимирязев. с.-хоз. акад. и в Моск. Лесном ин-те / Б.М. Житков .— : Изд. авт., 1928 .— 132 с. — 262 c. — URL: https://rucont.ru/efd/151437 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Охрана (полезных птиц и зверей) и их разведение. <...> В от деле млекопитающих сравнительно подробнее описаны такие группы, как летучие мыши, насекомоядные и мелкие грызуны: образы крупных копытных п хищников, конечно, более зна комы учащимся, чем виды полевок или землероек. <...> В лесных учебных заведениях биология лесных зверей и птиц читается, как курс специальный, — для учащихся, уже прослушавших — в том или ином объеме — общий курс зоологии. <...> С другой стороны насекомоядные птицы поедают вредных насекомых, в значительной мере парализуя их чрезмерное размножение, а некоторые хищные птицы и многие мелкие млекопитающие поедают певчих птиц, их гнезда и яйца и таким образом тоже получают значение лесных вредителей. <...> Среди многочисленных указов П е т р а I, касающихся охраны лесов, нет ни одного, кото рый упоминал бы об охране певчих птиц. <...> Устраивались обширные запретные территории, где полная охрана от преследования обеспечивала беспрепят ственное размножение животных и сохранение ставших ред кими видов.. <...> От такого пункта, если он л е ж и т далеко от Оби и Енисея, может на сотни верст во все стороны не быть жилья человека. <...> Сотни благородных оленей, даниелей и коз, которые все со считаны, и которых деятельная и опытная странна знает по приметам; дичь, чуждая первоначальной фауне этих широт, как, например, фазаны, населяют такие к у л ь т у р н ы е леса. <...> Биология лесных зверей. у — , . _ is — Для изучения лесной фауны высших животных и ее хозяй ственного значения, — будут ли то промысловые формы, или виды вредителей, или птицы и млекопитающие, истребляю щие вредных насекомых, — главное внимание нужно отдавать практике дела. <...> Небольшие сравни тельно площади расчисток и полей, которые отвоевал у та игл человек, находятся в речных долинах или по их окраинам. <...> И в са мом тесном соседстве с представителями чисто лесной фауны, на луговинах у самых лесных опушек, можно встре тить типичных обитателей степей — и тушкана, и суслика <...>
Биология_лесных_зверей_и_птиц.pdf
" : :• ч/1''ЧЛ TCX'IK).!'1; '•••'•£-. 'Л ) институ т Н 1 > к 17 Р о л л >• ; от ГТОЛГСИСЬ БИОЛОГИЯ г 1». l>* Б. М. ЖИТКОВ i s/vr •'^'!Vii'r.HO ' .? ЛЕСНЫХ ЗВЕЯЗШ*. "/Х. ^ „и ПТИЦ \^' v А'4 Сокращенный курс лекций, читанных на Лесном отделении Тимирязевской" с.-хоз. академии и в Московском Лесном институте* AV >Л ИЗДАНИЕ АВДЩ,, МОСКВА ' '"°- v 1928 *«*»_. и*В <;»,, ... 'г.
Стр.1
ОГЛАВЛЕНИИ. СТРАН. Предисловие 1. Лес и Pro фауна ГГ. Тпп и о з II о н о ч и ы е (Vertebrata) о©0» ТИПОГРАФИЯ КРАСНОЙ ГАЗЕТЫ ИМЕНИ ВОЛОДАРСКОГО &Q ЛЕНИНГРАД л ^ I. Класс м л е ко п и тающи е (Mammalia). Строение тел» и основы систематики млекопитающи х '2. Очерк биологии млекопитающи х 1 отряд. Летучи е мыши или рукокры л ы а (Chiroptera) II отряд. Насекомоядны е (fnsectivora) .. . III отряд. Хищны е (Carnivora) IV* отряд. Р р и .1 у и ы (Rodentia) Борьба с грызунам и Л" отряд. Копытны е (Ungulata) 3. Класс птиц ы (Aves). Строение тела птиц 4. Очерк биологии пти ц 5. Основы систематики пти ц I отряд. Воробьины е (Passeres) IT отряд. Дятловы е (Picariae) ITT отряд. Хищны е (Raptores) IV отряд. Курины е (Gallinacei) V отряд. Голуб и (Columbae) VI отряд. V и б к и (Pterocletes) VII отряд. К у л и к и (Limicolae) VIII отряд. Длиннокрылы е (Longipennes) IX отряд. II а с т у ш к о и ы е (Alectorides) X отряд. Ц а п л е в ы е (Herodiones) . . • .. . ... . XI отряд. II о л и к а н о в ы е (Steganopodes) ... . XII отряд. Трубконос ы е (Tubinares) XIII отряд. Пластинчатоклювые XIV отряд. Гагаровы е (Pygopodes) 6. Польза и вред птиц..... . III. Охрана (полезных птиц и зверей) и их разведение. СПИСОК литературы Ленинградский Областлит ?6 52425. Заказ № 180. Напечатано 3.500 эка. **Л,„ . . . 5 7 22 21! 41 59 70 81 113 134 138 15В 169 180 187 194 199 204 211 212 21,'! 216 218 220 224 225 (Lamellirostres) 230 233 241 263
Стр.2
II РЕДИСЛОВИ Е. Содержание этого руководства составляет сокращенный курс лекций, читанных автором сперва на Лесном отделении Петровской академии, позже—в Московском Лесном институте. При переработке текста для печати мною была допущена некоторая неравномерность его частей, — класс млекопитающих, в особенности в систематической части, описан подробнее. Отчасти это объясняется большим экономическим значением группы, отчасти тем, что фауна млекопитающих, кроме разве крупных промысловых форм, обыкновенно менее, чем фауна птиц, знакома и учащимся, и любителям природы вследствие отсутствия доступных руководств. По орнитологии же на русском языке есть такие полные руководства, как „Птицы России" и „Охотничьи и промысловые птицы- М. А. Мензбира и ..Птицы ЕвропыИ. А. X о л о д к о в с к о г о и А. А. Силантьева. В отделе млекопитающих сравнительно подробнее описаны такие группы, как летучие мыши, насекомоядные и мелкие грызуны: образы крупных копытных п хищников, конечно, более знакомы учащимся, чем виды полевок или землероек. Более коротко останавливался я также на степных группах и видах. Выпустить их вовсе я не счел возможным отчасти в интересах дельности системы, отчасти вследствие хозяйственного значения многих стенных форм. В лесных учебных заведениях биология лесных зверей и птиц читается, как курс специальный, — для учащихся, уже прослушавших — в том или ином объеме — общий курс зоологии. Не имея элементарных сведении по биологии учащийся, понятно, не может и приступать к прохождению специального курса. Предполагается, следовательно, что читающий это руководство знаком с простейшей биологической терминологией, с основами зоологической системы,
Стр.3
- fi - с элементами анатомии IIO.IHOHO4HI.IN И зоогеографии. IIo.ini аи> •впрочем, что только сжатые анатомические очерки н некоторых частях снопх могут затруднить мало подготовленного читателя. Но для учащегося всегда полонии преодолевать некоторые трудности руководства HVTOM справок в других пособиях, бесед с товарищами и т. иод. Затрудняет несколько пользование книгой, как руководством, и отсутствие в ней рисунков. Но обильно иллюстрировать издание невозможно. не сделан его дорогим; ходовые же рисунки к курсу анатомии позвоночных есть по всяком учебнике зоологии или сравнительной анатомии. К тому же учащиеся должны. конечно, для понимания и усвоения курса пользоваться но столько рисунками, сколько объектами кабинета и виде черепов, шкурок и анатомических препаратов; должны также учиться работать скальпелем и пользоваться определителями. Краткость изложения не позволила мне данам, подробные очерки распространения отдельных видов. Мне пришлось в большинстве случаев ограничиться указаниями на целые большие территории, как напр. центрально-промышленные, черноземные губернии, Киргизские степи, Кавказ, Закавказье. В пределах возможности я старался избегать излишней номенклатуры и выдвигать на первое место русские названия. В отделе птиц я взял систему отрядов, принятую в „Птицах России" М. А. М е н з б и р а (изложив отдельно основы более ноной системы Га д о на), и употреблял всюду принятые в згой работе родовые и видовые названия. Книга ,Птицы России- получила среди охотников и любителей птиц довольно широкое распространение. По ней учащемуся. всего легче наводить нужные справки и ознакомиться подробнее о группами и видами, упомянутыми мною в курсе. Ксть еще важное требование, которое можно и следует предъявлять к руководству. Учебник должен не только давать фактический матерьял, — он должен учить думать, говорить и работать. Поэтому он не может заключать ни фактических промахов, ни логических неясностей, ни неточных выражений. ни неправильностей и длиннот языка. Но такая цель может быть достигнута только после многократной переработки. текста. Москва. Декабрь 192 > тола. Лес и его фауна. Специальные лесные науки рассматривают лес, как био - ценозу , все составные элементы которой связаны между собою сложными биологическими отношениями. Понимание зтих соотношении необходимо для действительного познания жизни целого. Человек еще далек от такого познания. и горизонты, которые наука Открывает перед ним в этой области, как и в других отраслях знания, кажутся беспредельными. Однако современный натуралист, двигаясь медленно по трудному и кропотливому, хотя п интересному, пути исследователя, открывая и завоевывая все новые и новые факты в области знания, имеет то утешение, что он идет вперед по верному пути. Не только для сложившегося уже ученого исследователя, но и для ученика, едва вступившего в область самостоятельных работ, в силу определившегося общего направления науки, ясны роль и значение научного метода, главнейшая сущность которого заключается в полном и всестороннем анализе и понимании всякого предмета. явления и понятия. Достигая такого понимания, человек выясняет постепенно сложную цепь зависимостей, связывающих между собою явления внешнего мира. Каждая такая цепь подчинена в глубокой основе своей простой законности, но ранее выяснения этой законности кажется подобием сложно запутанной нити, для распутывания которой нужны и время, и труд, и терпенье. Хотя и руководимый нередко интуицией и предчувствием вывода, натуралист для проверки таковых все же идет от понимания мелких фактов и отношений к более крупным, постепенно создавая возможность будущих широких оброгцТ/нмь, Д^оэтому в области знаний нет в сущности мелкого й» крупного, важНог» и неважного. Нет также—по существу деЯякг-разделенйя отраслей Г * V/;; • ^
Стр.4