Поморский государственный университет
имени М.В. Ломоносова
Кафедра русского языка
ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Программа и руководство
к самостоятельной работе студентов
Издание 2-е, исправленное и дополненное
Архангельск
2003
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Поморского государственного
университета имени М.В. Ломоносова
Составитель: Э.Н. Осипова, кандидат филологических наук, доцент
кафедры русского языка, Заслуженный работник высшей
школы РФ
Рецензенты: О.Е. Морозова, кандидат филологических наук, доцент
кафедры русского языка; <...> А.В. Петров, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русского языка и диалектологии
Предлагаемые учебно-методические материалы раскрывают историю развития языкознания от филологии классической древности к
современному состоянию, содержат программу учебного курса,
списки учебной литературы, базовых терминов курса, указатель имен,
планы семинарских занятий и вопросы к зачету. <...> От филологии классической древности к языкознанию XVIII века
(VI век до н.э. <...> Сравнительно-историческое
языкознание как первое научное направление лингвистики. <...> Диахроническая парадигма науки о языке в XIX веке. <...> Структурализм
как главное теоретическое направление и его научные школы. <...> Смена научной парадигмы: от
логического и системно-структурного аналитизма к антропоцентризму,
4
становление функциональной грамматики, функциональной стилистики,
коммуникативной лингвистики, изучение речевой деятельности. <...> «Всеобщая рациональная грамматика» Арнольда Арно и Клода Лансло; признание всеобщности грамматических правил и их рациональной (логической) основы. <...> Путь к пониманию грамматики как науки о строении языка, его механизмах, уровнях: морфология (теория частей речи, грамматические
формы) > синтаксис > словообразование. <...> Развитие логико-грамматических концепций языка в XIX в. <...> Ф.И. Буслаев, язык и мышление в его учении, логикограмматическая концепция синтаксиса. <...> Психофизическая <...>
История_языкознания_программа_и_руководство_к_самостоятельной_работе_студентов._2-е_изд.,_испр._и_доп..pdf
Поморский государственный университет
имени М.В. Ломоносова
Кафедра русского языка
ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Программа и руководство
к самостоятельной работе студентов
Издание 2-е, исправленное и дополненное
Архангельск
2003
Стр.1
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Поморского государственного
университета имени М.В. Ломоносова
Составитель: Э.Н. Осипова, кандидат филологических наук, доцент
кафедры русского языка, Заслуженный работник высшей
школы РФ
Рецензенты: О.Е. Морозова, кандидат филологических наук, доцент
кафедры русского языка;
А.В. Петров, кандидат филологических наук, доцент кафедры
истории русского языка и диалектологии
Предлагаемые учебно-методические материалы раскрывают историю
развития языкознания от филологии классической древности к
современному состоянию, содержат программу учебного курса,
списки учебной литературы, базовых терминов курса, указатель имен,
планы семинарских занятий и вопросы к зачету.
Предназначаются для студентов 1 курса филологического факультета
ПГУ, изучающих «Историю лингвистических учений».
© Поморский государственный университет
имени М.В. Ломоносова, 2003
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
История лингвистических учений. Программа
для 1 курса филологического факультета ................................... 4
Основная литература по курсу ..................................................... 9
Список базовых терминов курса ................................................ 10
Указатель имен ............................................................................ 12
Семинарские занятия .................................................................. 13
Вопросы к зачету ......................................................................... 25
Приложения ................................................................................. 28
3
Стр.3
ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Программа для I курса филологического факультета
Учебный курс «История языкознания (лингвистические учения)»
изучается во втором учебном семестре. Цель его - ввести студента в
историю лингвистической науки с тем, чтобы далее он смог ориентироваться
в многообразии интерпретаций русской фонетики, лексики,
грамматики, существующих как в научных, так и в школьных пособиях.
Развитие науки по спирали, возвращение на каждом новом витке
научного знания к главнейшим вопросам языка вызывает необходимость
знания историографии языкознания. Это позволит воспитать
уважение к научной традиции и понимание перспективности новых
направлений. Студент осознает принципиальную невозможность однозначного
решения «вечных» вопросов науки, «история вопроса»
становится для него неотъемлемой частью в изучении любой проблемы
языкознания.
Предлагаемая для I курса программа следует традиционному представлению
истории языкознания по направлениям, школам и персоналиям,
вместе с тем подчеркивается решение каждой школой важнейших
теоретических вопросов языка.
1. Историография науки о языке. Основные периоды ее развития.
От филологии классической древности к языкознанию XVIII века
(VI век до н.э. – XVIII век) как предыстория языкознания.
Возникновение сравнительно-исторического метода и философии
языка (конец XVIII - начало XIX века). Сравнительно-историческое
языкознание как первое научное направление лингвистики.
Диахроническая парадигма науки о языке в XIX веке. Натуралистическое,
логико-грамматическое и психологическое направления. Младограмматизм
как расцвет сравнительно-исторического психологического
языкознания.
Неограмматизм и социология языка (конец XIX - начало ХХ века).
Казанская, Московская и Женевская лингвистические школы.
Языкознание 30-х - 60-х (70-х) годов ХХ столетия. Структурализм
как главное теоретическое направление и его научные школы. Синхроническая
системоцентрическая парадигма науки.
Языкознание 80-х годов ХХ столетия. Смена научной парадигмы: от
логического и системно-структурного аналитизма к антропоцентризму,
4
Стр.4