Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

История языкознания: программа и руководство к самостоятельной работе студентов. 2-е изд., испр. и доп. (110,00 руб.)

0   0
АвторыОсипова Элина Николаевна
Издательство[Б.и.]
Страниц32
ID145744
АннотацияПредлагаемые учебно-методические материалы раскрывают историю развития языкознания от филологии классической древности к современному состоянию, содержат программу учебного курса, списки учебной литературы, базовых терминов курса, указатель имен, планы семинарских занятий и вопросы к зачету. Предназначаются для студентов 1 курса филологического фа- культета ПГУ, изучающих «Историю лингвистических учений».
Кому рекомендованоПредназначаются для студентов 1 курса филологического факультета ПГУ, изучающих «Историю лингвистических учений».
История языкознания: программа и руководство к самостоятельной работе студентов. 2-е изд., испр. и доп. / Э.Н. Осипова .— : [Б.и.], 2003 .— 32 с. — URL: https://rucont.ru/efd/145744 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова Кафедра русского языка ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ Программа и руководство к самостоятельной работе студентов Издание 2-е, исправленное и дополненное Архангельск 2003 Печатается по решению редакционно-издательского совета Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова Составитель: Э.Н. Осипова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, Заслуженный работник высшей школы РФ Рецензенты: О.Е. Морозова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка; <...> А.В. Петров, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русского языка и диалектологии Предлагаемые учебно-методические материалы раскрывают историю развития языкознания от филологии классической древности к современному состоянию, содержат программу учебного курса, списки учебной литературы, базовых терминов курса, указатель имен, планы семинарских занятий и вопросы к зачету. <...> От филологии классической древности к языкознанию XVIII века (VI век до н.э. <...> Сравнительно-историческое языкознание как первое научное направление лингвистики. <...> Диахроническая парадигма науки о языке в XIX веке. <...> Структурализм как главное теоретическое направление и его научные школы. <...> Смена научной парадигмы: от логического и системно-структурного аналитизма к антропоцентризму, 4 становление функциональной грамматики, функциональной стилистики, коммуникативной лингвистики, изучение речевой деятельности. <...> «Всеобщая рациональная грамматика» Арнольда Арно и Клода Лансло; признание всеобщности грамматических правил и их рациональной (логической) основы. <...> Путь к пониманию грамматики как науки о строении языка, его механизмах, уровнях: морфология (теория частей речи, грамматические формы) > синтаксис > словообразование. <...> Развитие логико-грамматических концепций языка в XIX в. <...> Ф.И. Буслаев, язык и мышление в его учении, логикограмматическая концепция синтаксиса. <...> Психофизическая <...>
История_языкознания_программа_и_руководство_к_самостоятельной_работе_студентов._2-е_изд.,_испр._и_доп..pdf
Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова Кафедра русского языка ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ Программа и руководство к самостоятельной работе студентов Издание 2-е, исправленное и дополненное Архангельск 2003
Стр.1
Печатается по решению редакционно-издательского совета Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова Составитель: Э.Н. Осипова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, Заслуженный работник высшей школы РФ Рецензенты: О.Е. Морозова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка; А.В. Петров, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русского языка и диалектологии Предлагаемые учебно-методические материалы раскрывают историю развития языкознания от филологии классической древности к современному состоянию, содержат программу учебного курса, списки учебной литературы, базовых терминов курса, указатель имен, планы семинарских занятий и вопросы к зачету. Предназначаются для студентов 1 курса филологического факультета ПГУ, изучающих «Историю лингвистических учений». © Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2003 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ История лингвистических учений. Программа для 1 курса филологического факультета ................................... 4 Основная литература по курсу ..................................................... 9 Список базовых терминов курса ................................................ 10 Указатель имен ............................................................................ 12 Семинарские занятия .................................................................. 13 Вопросы к зачету ......................................................................... 25 Приложения ................................................................................. 28 3
Стр.3
ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Программа для I курса филологического факультета Учебный курс «История языкознания (лингвистические учения)» изучается во втором учебном семестре. Цель его - ввести студента в историю лингвистической науки с тем, чтобы далее он смог ориентироваться в многообразии интерпретаций русской фонетики, лексики, грамматики, существующих как в научных, так и в школьных пособиях. Развитие науки по спирали, возвращение на каждом новом витке научного знания к главнейшим вопросам языка вызывает необходимость знания историографии языкознания. Это позволит воспитать уважение к научной традиции и понимание перспективности новых направлений. Студент осознает принципиальную невозможность однозначного решения «вечных» вопросов науки, «история вопроса» становится для него неотъемлемой частью в изучении любой проблемы языкознания. Предлагаемая для I курса программа следует традиционному представлению истории языкознания по направлениям, школам и персоналиям, вместе с тем подчеркивается решение каждой школой важнейших теоретических вопросов языка. 1. Историография науки о языке. Основные периоды ее развития. От филологии классической древности к языкознанию XVIII века (VI век до н.э. – XVIII век) как предыстория языкознания. Возникновение сравнительно-исторического метода и философии языка (конец XVIII - начало XIX века). Сравнительно-историческое языкознание как первое научное направление лингвистики. Диахроническая парадигма науки о языке в XIX веке. Натуралистическое, логико-грамматическое и психологическое направления. Младограмматизм как расцвет сравнительно-исторического психологического языкознания. Неограмматизм и социология языка (конец XIX - начало ХХ века). Казанская, Московская и Женевская лингвистические школы. Языкознание 30-х - 60-х (70-х) годов ХХ столетия. Структурализм как главное теоретическое направление и его научные школы. Синхроническая системоцентрическая парадигма науки. Языкознание 80-х годов ХХ столетия. Смена научной парадигмы: от логического и системно-структурного аналитизма к антропоцентризму, 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ