Е.Н. Ежова, профессор
Ставропольский государственный университет
МЕХАНИЗМЫ РЕКЛАМНОЙ ПРОПАГАНДЫ
Установлено,
что
слово
«реклама»
(англ.
advertisement)
этимологически происходит к латинскому Ad verte – «привлечь внимание». <...> С течением времени в семантическом объёме слова «реклама» акцент на
аспекте внимания несколько стёрся; более того, в современной медийной
рекламе все в большей степени актуализируются некоторые
«агрессивные» признаки такой древнейшей формы распространения
информации, как пропаганда. <...> Рекламу и пропаганду как виды
деятельности и формы социально ориентированного общения
объединяет то, что и в той, и в другой области разрабатываются вопросы
воздействия на сознание, на формирование установок и в итоге на
поведение индивида. <...> Анализ механизмов манипуляции, объектов,
принципов воздействия и формирования стратегий рекламы и пропаганды
даёт нам все основания полагать, что в рекламе и пропаганде как видах
деятельности заложен общий механизм воздействия на аудиторию
посредством продуцирования определенной картины мира. <...> Это и есть
сверхзадача этих двух способов распространения информации. <...> О. А. Феофанова, внедряя в сознание людей определенные ценности,
реклама пропагандирует соответствующий образ жизни, а не просто
информирует о его достоинствах и преимуществах. <...> Как отмечал ученый,
не надо бояться слова «пропаганда», ведь реклама – это специфическая
форма пропаганды. <...> Не случайно на многих языках она и называется
«пропагандой», или «коммерческой пропагандой» [15]. <...> По сути,
пропаганду можно рассматривать как универсальный метод рекламы,
а картиноформирующий потенциал рекламы – как механизм
рекламной пропаганды. <...> И в этом смысле по отношению к современной
медийной рекламе справедливой будет её интерпретация как
коммерческой медийной пропаганды. <...> Органичное взаимопроникновение таких феноменов, как реклама и
пропаганда проявляется прежде всего в целеполагании – воздействовать <...>
Механизмы_рекламной_пропаганды.pdf
Е.Н. Ежова, профессор
Ставропольский государственный университет
МЕХАНИЗМЫ РЕКЛАМНОЙ ПРОПАГАНДЫ
Установлено, что
слово «реклама» (англ.
advertisement)
этимологически происходит к латинскому Ad verte – «привлечь внимание».
С течением времени в семантическом объёме слова «реклама» акцент на
аспекте внимания несколько стёрся; более того, в современной медийной
рекламе все в большей степени актуализируются некоторые
«агрессивные» признаки такой древнейшей формы распространения
информации, как пропаганда. Рекламу и пропаганду как виды
деятельности и формы социально ориентированного общения
объединяет то, что и в той, и в другой области разрабатываются вопросы
воздействия на сознание, на формирование установок и в итоге на
поведение индивида. Отсюда вытекает возможность использования
единых концепций и методов. Анализ механизмов манипуляции, объектов,
принципов воздействия и формирования стратегий рекламы и пропаганды
даёт нам все основания полагать, что в рекламе и пропаганде как видах
деятельности заложен общий механизм воздействия на аудиторию
посредством продуцирования определенной картины мира. Это и есть
сверхзадача этих двух способов распространения информации. По мысли
О. А. Феофанова, внедряя в сознание людей определенные ценности,
реклама пропагандирует соответствующий образ жизни, а не просто
информирует о его достоинствах и преимуществах. Как отмечал ученый,
не надо бояться слова «пропаганда», ведь реклама – это специфическая
форма пропаганды. Не случайно на многих языках она и называется
«пропагандой», или «коммерческой пропагандой» [15]. По сути,
пропаганду можно рассматривать как универсальный метод рекламы,
а картиноформирующий потенциал рекламы – как механизм
рекламной пропаганды. И в этом смысле по отношению к современной
медийной рекламе справедливой будет её интерпретация как
коммерческой медийной пропаганды.
Органичное взаимопроникновение таких феноменов, как реклама и
пропаганда проявляется прежде всего в целеполагании – воздействовать на
поведение людей: главная цель и рекламы, и пропаганды заключается в
изменении картины мира и событий у реципиентов информации,
позволяющем целенаправленно регулировать поведение людей.
«Рекламная деятельность не есть деятельность нейтральная, не имеющая
места, происхождения и цели, – пишет французский ученый Ж. Биа. – Эта
деятельность детерминируется социально, <…> она воспроизводит и
Стр.1