Е.Н. Ежова,
Ставропольский государственный университет
Корреляция рекламного и художественного способов
освоения мира
Рекламный
текст
есть
результат
материальной
и
идеальной
конституирующей активности субъекта (создателя текста и его реципиентаинтерпретатора), поскольку явления и вещи реального мира существуют
независимо от нас, но их образы как объекты нашего сознания являются
продуктами нашей прошлой деятельности. <...> По утверждению Н. Н. Кохтева,
рекламный
образ
формируют
«зрительно-цветовые,
объемные,
пространственные, звуковые, вкусовые и другие представления, связанные в
первую очередь с активизацией сенсорных механизмов памяти» [Кохтев,
1997, с. <...> В этом смысле рекламный способ познания мира подобен
феноменологическому. <...> Гуссерль подчеркивает, что в феноменологии «вызывание в
воспоминании, а точнее, свободное фантазирование (выделено автором. <...> ». Представления, порожденные творческой деятельностью
субъекта, – это «плоды воображения, однако… благодаря захватывающей
силе средств художественного воплощения, они, при условии понимающего
их постижения, особо незатрудненно переводятся в совершенно ясные
представления фантазии» [Гуссерль, 1994, с. <...> Как отмечает К. А. Свасьян, «эйдос – есть наглядное
изваяние смысла, логос – метод этого изваяния и как бы отвлеченный план
его. <...> Медийно-рекламное освоение мира, как и художественное, является по
сути своей эйдетическим. <...> Рекламный образ, говоря словами феноменолога Г. Башляра, являет собой
«простейший пример жизненного опыта языка, рассматриваемого как сама
суть сознания, он обнаруживает свою феноменологичность» [Башляр, 1987, <...> Для феноменолога вещности также даны как единства многообразных
чувственных явлений [Гуссерль, 1994, с. <...> 148]; он «схватывает вещь в ее
непрерывной вариативности в явлении в зависимости от угла зрения, от
воспринимающего модуса, не нарушая ни на один момент синтетического
единства целостного представления» (выделено нами. <...> В рекламном <...>
Корреляция_рекламного_и_художественного_способов_освоения_мира.pdf
Е.Н. Ежова,
Ставропольский государственный университет
Корреляция рекламного и художественного способов
освоения мира
Рекламный текст есть результат материальной и идеальной
конституирующей активности субъекта (создателя текста и его реципиентаинтерпретатора),
поскольку явления и вещи реального мира существуют
независимо от нас, но их образы как объекты нашего сознания являются
продуктами нашей прошлой деятельности. Рекламист, как и художник,
создает образы, предназначенные не столько для восприятия, сколько для
активизации прошлого опыта человека. По утверждению Н. Н. Кохтева,
рекламный образ формируют «зрительно-цветовые, объемные,
пространственные, звуковые, вкусовые и другие представления, связанные в
первую очередь с активизацией сенсорных механизмов памяти» [Кохтев,
1997, с. 45]. В этом смысле рекламный способ познания мира подобен
феноменологическому.
Э. Гуссерль подчеркивает, что в феноменологии «вызывание в
воспоминании, а точнее, свободное фантазирование (выделено автором. –
Э. Г.) обретало преимущественное по сравнению с восприятием
положение…». Представления, порожденные творческой деятельностью
субъекта, – это «плоды воображения, однако… благодаря захватывающей
силе средств художественного воплощения, они, при условии понимающего
их постижения, особо незатрудненно переводятся в совершенно ясные
представления фантазии» [Гуссерль, 1994, с. 60–61]. Процедура познанияотражения
в феноменологии реализуется в специфическом способе
усмотрения сущности предмета на основе интуиции. Основными
категориями познания выступают логос и эйдос. Термин эйдос (от греч. eidos
– вид, образ, форма, сущность) обозначает понятие идеи вещи, ее
Стр.1