Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Е.А. Колтоновская – теоретик женского творчества. Статья (80,00 руб.)

0   0
Первый авторМихайлова Мария Викторовна
Издательство[Б.и.]
Страниц11
ID13292
АннотацияЕлена Александровна Колтоновская (1870-1952) - одна из наиболее заметных фигур в критике «серебряного века». Ее имя обычно связывают с разработкой теории «неореализма», создателем, разработчиком и неутомимым пропагандистом которого она являлась на протяжении всего предреволюционного десятилетия.
Кому рекомендованоДля литературоведов, филологов, любителей русской словесности, широкого круга читателей.
Михайлова, М.В. Е.А. Колтоновская – теоретик женского творчества. Статья / М.В. Михайлова .— статья .— : [Б.и.], 2000 .— 11 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13292 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Колтоновской «Женские силуэты» - теоретическое обоснование женского творчества Елена Александровна Колтоновская (1870-1952) - одна из наиболее заметных фигур в критике «серебряного века». <...> Ее имя обычно связывают с разработкой теории «неореализма», создателем, разработчиком и неутомимым пропагандистом которого она являлась на протяжении всего предреволюционного десятилетия. <...> Ее статью «Пути и настроения молодой литературы» - можно считать такой же основополагающей для понимания проблемы неореализма в литературе, как статью М.Волошина <...> Причем если Волошин теорию неореализма проверял на творчестве французского автора (русские писатели им были только названы), Колтоновская анализировала творчество исключительно русских художников. <...> Колтоновской принципов и отличительных особенностей женского литературного творчества. <...> Но - с определенными допусками - одной из основоположниц его у нас в России следует считать Е.Колтоновскую <...> , которая одной из первых позволила себе рассмотреть творчество писательниц как особый феномен. <...> В ней они оказались соединены с очерками, рисующими творческую индивидуальность таких актрис, как Э. <...> Сборнику было предпослано предисловие, озаглавленное «Женское», что говорило о том, что автор не собирается огранивать себя разговором о женском образовании, женской эмансипации, положении женщины в обществе в целом, а претендует на обнаружение специфических черт проявления творческой индивидуальности женщины в различных областях, на выявлении специфических особенностей женской природы. <...> Кроме того, теоретическая разработка проблемы вызревала у Колтоновской на основании практического опыта, когда она, соприкасаясь с произведениями, созданными женщинами и мужчинами, смогла обнаружить различие в смысловом содержании «мужских» и «женских» текстов, но сама проблема еще была для нее не до конца ясна. <...> Об этом откровенно говорится в предисловии, где автор признается, что сначала <...>
Е.А._Колтоновская_–_теоретик_женского_творчества._Статья_.pdf
М.В. Михайлова Книга Е.А.Колтоновской «Женские силуэты» - теоретическое обоснование женского творчества Елена Александровна Колтоновская (1870-1952) - одна из наиболее заметных фигур в критике «серебряного века». Ее имя обычно связывают с разработкой теории «неореализма», создателем, разработчиком и неутомимым пропагандистом которого она являлась на протяжении всего предреволюционного десятилетия. Соперником и соратником ее в этом отношении был не кто иной, как М.А.Волошин. Ее статью «Пути и настроения молодой литературы» - можно считать такой же основополагающей для понимания проблемы неореализма в литературе, как статью М.Волошина «Анри де Ренье». Причем если Волошин теорию неореализма проверял на творчестве французского автора (русские писатели им были только названы), Колтоновская анализировала творчество исключительно русских художников. С элементами неореализма в литературе 1910-х годов она связала возрождение жанра романа, усиление лирического начала, использование новых средств художественной выразительности, открытых литераторамимодернистами. Не менее значительным следует признать разработку Е.Колтоновской принципов и отличительных особенностей женского литературного творчества. Это стало очевидным только в последние годы, когда в отечественном литературоведении все более смело заявляет о себе гендерный подход к изучению литературы (давно, кстати апробированный и укрепившийся на Западе). Но - с определенными допусками - одной из основоположниц его у нас в России следует считать Е.Колтоновскую, которая одной из первых позволила себе рассмотреть творчество писательниц как особый феномен. О своеобразии женского взгляда на мир заявляли и до нее (например, Л.Д.Зиновьева-Аннибал выступившая со своеобраз
Стр.1
11 санном в середине 1920-х годов, места писательницам не нашлось. Она обращается к произведениям А.Толстого, Е.Замятина, С.Сергеева-Ценского, В.Вересаева, творчество которых, на ее взгляд, определило движение «порубежной» литературы, выделяет тенденции, связанные с вкладом каждого из этих художников в литературу. Но о женщинах-писательницах (Анне Мар и Анастасии Чеботаревской) упоминает только в связи с эпидемией самоубийств, прокатившейся по России, видя в этом симптом того тупика, в котором оказалась интеллигенция. Чем можно объяснить такую перемену во взглядах? Возможно, в этом сыграла свою роль идейная атмосфера советской эпохи, отказавшей по сути дела женщине в праве на свой пол и выражение своей гендерной сущности. И Колтоновская стала размышлять в духе этого времени. Что оказалось трагически пророческим. Именно это время отбросило на обочину талантливого критика: уже в 1920-е годы Колтоновская оказалась не у дел, ей за почти 35 лет не удалось напечатать ни одной строчки 11. Однако она не прекращала попыток пробиться в литературу. И не менее любопытно то, что эти попытки опять же были с вязаны с анализом творчества писательницы. Правда, уже советской. Существует ее переписка12 с Л.Сейфулиной, содержащая интереснейшие наблюдения над характером сейфулинских героинь, рассматриваемых почти в «гендерном» ракурсе. 1Колтоновская Е.А. Женские силуэты. СПб., 1912. С. У1. 2 Там же. С. У111. 3 Колтоновская Е.А. Критические этюды. СПб., 1912. С . 182. Далее цитаты приводятся в тексте с указанием в скобках страницы. 4 Колтоновская Е.А. Женские силуэты. С. 232. 5 Там же. С.236. 6 Там же. С.232. 7 Там же. С. 236. 8 Там же. С. 239. 9 Колтоновская Е. Анна Мар. Женщина на кресте // Речь. 1916. 20 июня. 10 Хранится в Рукописном отделе Пушкинского Дома. 11 Подробнее о судьбе Е.А.Колтоновской можно прочитать в моей статье о ней в Dictionary of Russian Women Writers (Greenwood Press. Westport. Connecticut. London, 1994) и в словаре «Русские писатели» (Т.3, М. 1997). 12 Переписка хранится в РГАЛИ.
Стр.11