Колтоновской «Женские силуэты» - теоретическое обоснование женского творчества
Елена Александровна Колтоновская (1870-1952) - одна из наиболее заметных фигур в критике «серебряного века». <...> Ее имя обычно связывают с разработкой теории «неореализма», создателем, разработчиком и неутомимым пропагандистом которого она являлась на протяжении всего предреволюционного десятилетия. <...> Ее статью «Пути и настроения молодой литературы» - можно считать такой же основополагающей для понимания проблемы неореализма в литературе, как статью М.Волошина <...> Причем если Волошин теорию
неореализма проверял на творчестве французского автора (русские писатели им
были только названы), Колтоновская анализировала творчество исключительно
русских художников. <...> Колтоновской
принципов и отличительных особенностей женского литературного творчества. <...> Но - с определенными допусками - одной из основоположниц его у нас в России следует считать Е.Колтоновскую <...> , которая одной из первых позволила себе рассмотреть творчество писательниц как особый феномен. <...> В ней они оказались соединены с очерками, рисующими
творческую индивидуальность таких актрис, как Э. <...> Сборнику было предпослано предисловие,
озаглавленное «Женское», что говорило о том, что автор не собирается огранивать себя разговором о женском образовании, женской эмансипации, положении
женщины в обществе в целом, а претендует на обнаружение специфических черт
проявления творческой индивидуальности женщины в различных областях, на
выявлении специфических особенностей женской природы. <...> Кроме того, теоретическая разработка проблемы вызревала
у Колтоновской на основании практического опыта, когда она, соприкасаясь с
произведениями, созданными женщинами и мужчинами, смогла обнаружить различие в смысловом содержании «мужских» и «женских» текстов, но сама проблема еще была для нее не до конца ясна. <...> Об этом откровенно говорится в предисловии, где автор признается, что сначала <...>
Е.А._Колтоновская_–_теоретик_женского_творчества._Статья_.pdf
М.В. Михайлова
Книга Е.А.Колтоновской «Женские силуэты» - теоретическое обоснование
женского творчества
Елена Александровна Колтоновская (1870-1952) - одна из наиболее заметных
фигур в критике «серебряного века». Ее имя обычно связывают с разработкой
теории «неореализма», создателем, разработчиком и неутомимым пропагандистом
которого она являлась на протяжении всего предреволюционного десятилетия.
Соперником и соратником ее в этом отношении был не кто иной, как
М.А.Волошин. Ее статью «Пути и настроения молодой литературы» - можно считать
такой же основополагающей для понимания проблемы неореализма в литературе,
как статью М.Волошина «Анри де Ренье». Причем если Волошин теорию
неореализма проверял на творчестве французского автора (русские писатели им
были только названы), Колтоновская анализировала творчество исключительно
русских художников. С элементами неореализма в литературе 1910-х годов она
связала возрождение жанра романа, усиление лирического начала, использование
новых средств художественной выразительности, открытых литераторамимодернистами.
Не
менее значительным следует признать разработку Е.Колтоновской
принципов и отличительных особенностей женского литературного творчества.
Это стало очевидным только в последние годы, когда в отечественном литературоведении
все более смело заявляет о себе гендерный подход к изучению литературы
(давно, кстати апробированный и укрепившийся на Западе). Но - с определенными
допусками - одной из основоположниц его у нас в России следует считать
Е.Колтоновскую, которая одной из первых позволила себе рассмотреть творчество
писательниц как особый феномен. О своеобразии женского взгляда на мир
заявляли и до нее (например, Л.Д.Зиновьева-Аннибал выступившая со своеобраз
Стр.1
11
санном в середине 1920-х годов, места писательницам не нашлось. Она обращается
к произведениям А.Толстого, Е.Замятина, С.Сергеева-Ценского,
В.Вересаева, творчество которых, на ее взгляд, определило движение «порубежной»
литературы, выделяет тенденции, связанные с вкладом каждого из этих художников
в литературу. Но о женщинах-писательницах (Анне Мар и Анастасии
Чеботаревской) упоминает только в связи с эпидемией самоубийств, прокатившейся
по России, видя в этом симптом того тупика, в котором оказалась интеллигенция.
Чем можно объяснить такую перемену во взглядах? Возможно, в этом
сыграла свою роль идейная атмосфера советской эпохи, отказавшей по сути дела
женщине в праве на свой пол и выражение своей гендерной сущности. И Колтоновская
стала размышлять в духе этого времени. Что оказалось трагически пророческим.
Именно это время отбросило на обочину талантливого критика: уже в
1920-е годы Колтоновская оказалась не у дел, ей за почти 35 лет не удалось напечатать
ни одной строчки 11. Однако она не прекращала попыток пробиться в литературу.
И не менее любопытно то, что эти попытки опять же были с вязаны с
анализом творчества писательницы. Правда, уже советской. Существует ее переписка12
с Л.Сейфулиной, содержащая интереснейшие наблюдения над характером
сейфулинских героинь, рассматриваемых почти в «гендерном» ракурсе.
1Колтоновская Е.А. Женские силуэты. СПб., 1912. С. У1.
2 Там же. С. У111.
3 Колтоновская Е.А. Критические этюды. СПб., 1912. С . 182. Далее цитаты приводятся в тексте с указанием в
скобках страницы.
4 Колтоновская Е.А. Женские силуэты. С. 232.
5 Там же. С.236.
6 Там же. С.232.
7 Там же. С. 236.
8 Там же. С. 239.
9 Колтоновская Е. Анна Мар. Женщина на кресте // Речь. 1916. 20 июня.
10 Хранится в Рукописном отделе Пушкинского Дома.
11 Подробнее о судьбе Е.А.Колтоновской можно прочитать в моей статье о ней в Dictionary of Russian Women
Writers (Greenwood Press. Westport. Connecticut. London, 1994) и в словаре «Русские писатели» (Т.3, М. 1997).
12 Переписка хранится в РГАЛИ.
Стр.11