Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Г.И. Чулков и Ф.М. Достоевский, Статья (80,00 руб.)

0   0
Первый авторМихайлова Мария Викторовна
Издательство[Б.и.]
Страниц13
ID13286
АннотацияТема "Г.Чулков и Ф.Достоевский", помимо самостоятельной значимости, входит в более обширную - место Достоевского в самосознании русского символизма. Заявленная тема столь обширна, что даже одно перечисление всего созданного Г.И.Чулковым о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского заняло бы значительную часть отведенного статье пространства.
Кому рекомендованоДля литературоведов, филологов, любителей русской словесности, широкого круга читателей.
Михайлова, М.В. Г.И. Чулков и Ф.М. Достоевский, Статья / М.В. Михайлова .— статья .— : [Б.и.], 1999 .— 13 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13286 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Г.И. Чулков и Ф.М. Достоевский Заявленная тема столь обширна, что даже одно перечисление всего созданного Г.И.Чулковым (1879-1939) о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского заняло бы значительную часть отведенного статье пространства. <...> , помимо самостоятельной значимости, входит в более обширную место Достоевского в самосознании русского символизма и не может быть полноценно освещена без привлечения суждений других символистов, соратников и противников Чулкова в символистском лагере. <...> Достаточно сказать, что первое крупное философско-критическое произведение Чулкова 1906 года, выпущенное под названием “О мистическом анархизме” (мы сейчас не будем вдаваться в подробности относительно достоинств и недостатков этого сочинения) включало в себя главу, посвященную Достоевскому, а завершил он свой жизненный путь, написав книгу “Как работал Достоевский”, которая вышла в год его смерти. <...> Однако рукопись самого значительного его исследования о ДостоевскомЖизнь Достоевского”, написанная в 1932-1934 гг. и получившая положительные отзывы ведущих достоевсковедов того времени Б.Томашевского <...> Известно, что в период написания этой работы Чулков, чтобы напитаться атмосферой, окружавшей Достоевского в период написания “Братьев Карамазовых”, постоянно бывал в Оптиной пустыни и даже жил там подолгу. <...> 2 Итак, имя Достоевского буквально не сходит со страниц произведений Чулкова, являясь, может быть, центральным в его потаенной рукописи начала 19З0-х годов “Вредитель”2, которая вся является своеобразной контаминацией идейных мотивов “Записок из Мертвого Дома” и “Записок из подполья”. <...> Важнейшей проблемой, обсуждаемой в повести, является восприятие и толкование христианской традиции. <...> Конкретно в тексте имя Достоевского возникает в связи с ее интерпретацией в духе антропологии, восходящей к Паскалю. <...> Помимо этого, тайного признания в поклонении, Чулков в годы <...>
Г.И._Чулков_и_Ф.М._Достоевский,_Статья_.pdf
М.В.Михайлова Г.И. Чулков и Ф.М. Достоевский Заявленная тема столь обширна, что даже одно перечисление всего созданного Г.И.Чулковым (1879-1939) о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского заняло бы значительную часть отведенного статье пространства. Кроме того, тема "Г.Чулков и Ф.Достоевский", помимо самостоятельной значимости, входит в более обширную - место Достоевского в самосознании русского символизма и не может быть полноценно освещена без привлечения суждений других символистов, соратников и противников Чулкова в символистском лагере. Однако мы остановимся на первом аспекте избранной темы, вернее, даже на одном ее аспекте, который будет специально оговорен. Достаточно сказать, что первое крупное философско-критическое произведение Чулкова 1906 года, выпущенное под названием “О мистическом анархизме” (мы сейчас не будем вдаваться в подробности относительно достоинств и недостатков этого сочинения) включало в себя главу, посвященную Достоевскому, а завершил он свой жизненный путь, написав книгу “Как работал Достоевский”, которая вышла в год его смерти. Известно, что в середине 1910-х годов он регулярно читал лекцию “Достоевский и современность”, которая составила основу его работы “Достоевский и судьба России”, опубликованной в 1918 г. в альманахе “Огни”. Однако рукопись самого значительного его исследования о Достоевском “Жизнь Достоевского”, написанная в 1932-1934 гг. и получившая положительные отзывы ведущих достоевсковедов того времени - Б.Томашевского и В.Кирпотина: “интересная, а местами и увлекательная биография”, “документированный рассказ о жизни и истолкование произведений" писателя 1- так и осталась неопубликованной. Известно, что в период написания этой работы Чулков, чтобы напитаться атмосферой, окружавшей Достоевского в период написания “Братьев Карамазовых”, постоянно бывал в Оптиной пустыни и даже жил там подолгу.
Стр.1
12 нальную чистоту и национальное единство. И оказалось, что этот механизм очень схож с тем, которые использовали леворадикальные силы во времена Достоевского. И те, и другие для достижения своих целей не останавливаются ни перед шантажом, ни перед подкупом, ни перед доносом, ни перед убийством. А в итоге автор, несмотря на указанные просчеты, сумел создать образ безумствующей России, раздираемой недостойными своими сыновьями, в вихре dance macabre устремляющейся к пропасти. Трудно сказать, позволял ли себе Чулков проводить параллель между идейной эволюцией Достоевского и своей. Но со стороны это действительно выглядело схоже: в молодости - радикализм, увлечение революционной теорией, ссылка, в зрелости - сложное отношение и к революционным идеям, к особой судьбе России, которой не по пути с этими движениями, в конце жизни - абсолютные отказ от символов веры юности, полный пересмотр идейного багажа и обращение к православной вере. “Ничто не может заменить религию”,18 - писал он в конце своего жизненного пути. Поэтому можно сказать, что не только творчеством, но и жизнью Чулков доказал верность идеям и идеалам Достоевского. 1 ИМЛИ. Ф. 36. 2 Впервые опубликована М.В.Михайловой (Знамя. 1992. № 1) 3 ИМЛИ. Ф. 36. 4 ОР РГБ. Ф. 371, Д.2. Ед.хр. 1. С. 10 (об.) - 11 5 Этим “методом” был создан рассказ “Полунощный свет”, воссоздавший атмосферу ивановской “башни”, “Шурочка и Веня”, воспроизводящий “острые” моменты биографии писательницы А.Мире, повесть “Слепые”, воссоздавшая перипетии любовного четырехугольника Блок - Волохова -Чулков - Л.Блок, и некоторые другие. 6 Айхенвальд Ю. Там же. 7 Столица Любовь. О двух новых романах // Столичная молва. 1915. 26 октября. № 449. 8 Ашешов Н. Черные кошмары // День. 1915. 1 октября. № 270. 9 Цит. статья И.Игнатова по: Розанов В. “Двое Беспятовых, критик и беллетрист” //Новое время. 1914. № 13744. 18 июня (1 июля). С.4. 10 Там же. 11 Львов-Рогачевский В. Современный мир. 1909. № 5. С. 140. 12 Цит. Статья И.Игнатова по: Розанов В. “Двое Беспятовых, критик и беллетрист” //Новое время. 1914. № 13744. 18 июня (1 июля). С.4. 13 Айхенвальд Ю. Речь. 1915. № 239. 31 августа. 14 Крайний Антон. Мятущаяся душа // Отклики. 1914. № 26. Литературное приложение к газете “День”. № 178. 3 августа. 15 Крайний Антон. Там же.
Стр.12