« З а п и с к и охотника», «Ася» и другие п о в е сти 50-х годов, «Отцы и дети»: В помощ ь старшеклассникам,
абитуриентам, преподавателям. <...> :
В настоящем пособии по-новому освещены входящие в
школь-ную и вузовскую программы «Записки охотника», повести
50-х го-дов и доселе полный загадок известнейший роман «Отцы
и дети» Предлагается и строгий «академический» анализ романа,
и новое прочтение этого всегда современного шедевра
Тургенева. <...> «Отцы и дети» рассмотрены авторами в свете
тургеневской философии бытия и в контексте эпохи. <...> Главы «В мире человечестЛрмролы («Записки охотника»)», «Любовь - крест — долг («Ася» и другими in 50-х годов)», «Гамлет и Дон Кихот в романе «Отцы и дети» прим филологических наук, профессором В. А. Недзвецким. <...> Талисман»,
ыфприческом контексте» — преподавателем подготовительных курсов
яшичсского факультета МГУ им. <...> Дело в том, что
им I популярный из шести романов И. С. Тургенева, вызвавший ожесМун1 полемику при появлении в печати, роман «Отцы и дети» продолИорождать споры и по сей день. <...> Тургенев подключается к этой традиции с тем, однако, чтобы не продолжить, но опрокинуть ее на ее же территории. <...> К крестьянским героям первого очерка «Записок...» затем присоединятся мельничиха Арина («Ермолай и мельничиха»), странник Касьян с Красивой Мечи, лесник~Фома («Бирюк»), смотревший «удалым фабричным
малым» Яшка-Турок («Пёвцы»7,"бывшая горничная Лукерья («Живые мощи»), мальчики из «Бёжина луга» - люди, отнюдь не идеализированные, не
отделимые от своего житейского уклада с его особыми заботами и нуждами I
4
I
IMm
. к м мссгда неповторимые, а нередко и яркие индивидуальности. <...> Как каждая развитая личность, они заключаI #»<П|
по меньшей мере потенциально - извечные духовно-нравственI» мнении и коллизии, восходили к основным человеческим архетиiKiiM и барский лесник Фома по прозвищу Бирюк из одноименного
шпорит Тургенев, - посмотрел на него. <...> В эти минуты он
I <...>
И.С._Тургенев._«Записки_охотника»,_«Ася»_и_другие_повести_50-х_годов,_«Отцы_и_дети._В_помощь_преподавателям,_старшеклассникам_и_студентам..pdf
УДК 82
Б Б К 83.3(2Рос-Рус)
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ:
В.А. Недзвецкий, д-р филол. наук, проф. МГУ, президент Ассоциации вузов
ских филологов
Недзвецкий В. А., Пустовойт П. Г., Полтавец Е. Ю.
И. С. Тургенев. «Записки охотника», «Ася» и другие повести
50-х годов, «Отцы и дети»: В помощ ь старшеклассникам,
абитуриентам, преподавателям. - 3-е изд. - М.:
В настоящем пособии по-новому освещены входящие в
школь-ную и вузовскую программы «Записки охотника», повести
50-х го-дов и доселе полный загадок известнейший роман «Отцы
и дети» Предлагается и строгий «академический» анализ романа,
и новое прочтение этого всегда современного шедевра
Тургенева. «Отцы и дети» рассмотрены авторами в свете
тургеневской философии бытия и в контексте эпохи. Затронуты
также некоторые неожидан ные
толкования
аспекты мифосимволического
«Отцов и детей» романа, по выражению Н.Н.
Страхова, «всегдашнего».
Пособие адресовано старшеклассникам, абитуриентам,
студен-там, преподавателям.
Стр.1
От авторов
' I I I P мига написана тремя специалистами. Главы «В мире человечестЛрмролы
(«Записки охотника»)», «Любовь - крест — долг («Ася» и другими
in 50-х годов)», «Гамлет и Дон Кихот в романе «Отцы и дети» -
прим филологических наук, профессором В. А. Недзвецким. Глава
m | поколений («Отцы и дети»)» - доктором филологических наук,
-миром П.Г. Пустовойтом.
Главы «Сфинкс.
яшичсского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова и московской
ы N» 1134 Е.Ю. Полтавец.
ими г MI,, вне сомнения, обратит внимание на определенное расхождеiniH|ioii
и трактовке издавна изучаемого в школе романа «Отцы и деf
HIM очевидно и для нас, ибо входило в наши планы. Дело в том, что
им I популярный из шести романов И. С. Тургенева, вызвавший ожесМун1
полемику при появлении в печати, роман «Отцы и дети» продолИорождать
споры и по сей день. Кто такой в его мировоззрении Евге|я
мрон? В чем сущность его конфликта с Кирсановыми? Каковы месрши.
и произведении любовной коллизии («интриги»)? И в чем подн
причина трагической смерти Базарова? Различные ответы на эти
i.i обусловливают разное же (порой прямо противоположное) пониt
и т чировой природы «Отцов и детей», следовательно, их основного
н ищи тургеневеды видят в романе отражение прежде всего острейоПиич
I пенно-идеологической борьбы в России середины XIX века и
му и,пинают его романом социально-политическим. Другие рассмат1
<»iiii.i и дети» в контексте всего творчества писателя и тургенев•
личностно
развитого современника и в итоге определяют
м кик по преимуществу философский.
|Кйм и I этих точек зрения ближе к объективному смыслу произведено
m г11 многозначности его текста? Судить об этом мы предоставляем
им читателям.
3
Рыцарь. Талисман»,
ыфприческом контексте» — преподавателем подготовительных курсов
Стр.2
В мире человечества и природы
(«Записки охотника»)
Ту р г е н е в не был первым из русских писателей,
кто,
говоря
слова
ми Н.А. Некрасова, «вспомнил о народе». Намного раньше это сделали
А.Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву») и Н.М. Карамзин
(«Бедная Лиза»), затем А.С. Пушкин («Деревня»), наконец Д.В. Григорович
в своей «Деревне» (1846) и в «Антоне Горемыке» (1847). Все они вывели целую
череду крестьянских лиц. Но лиц то иллюстративных, поясняющих
мысль о «беззащитном нищеты состоянии» (Радищев), то весьма условных,
как чувствительная «поселянка» Лиза или пушкинские «девы юные», то едва
ли не полностью исчерпанных, как Акулина и Антон Григоровича, сво
им горемычным положением и безвинным страданием. И вызывавших поэтому
у читателя не столько личностный интерес, сколько жалость и сострадание...
Именно
личностью,
а не только «меньшим братом» предстал русский
закрепощенный крестьянин в «Записках охотника», и это было подлинным
художественным открытием. Впрочем,
- помните зачин «Хоря и Калины
ча»? - начинаются-то «Записки...» не портретами, а суммарными характеристиками
мужицких «пород»: Орловской, Калужской. Так, по «цеховым»
или бытовым «разрядам», «сортам» изображали низовой люд России авторы
многочисленных «физиологических» очерков 40-х годов, например, тот
же Григорович в «Петербургских шарманщиках» (1845). Вместо лиц в них
создавались, по существу, олицетворения того или иного рода занятий, каких-то
специфических условий жизни. Тургенев подключается к этой традиции
с тем, однако, чтобы не продолжить, но опрокинуть ее на ее же территории.
Своего Калиныча (затем Хоря) он сразу же именует не мужиком,
но человеком («Калиныч был человек...»1), и это значимая разница.
К крестьянским героям первого очерка «Записок...» затем присоединятся
мельничиха Арина («Ермолай и мельничиха»), странник Касьян с Красивой
Мечи, лесник~Фома
(«Бирюк»),
смотревший «удалым фабричным
малым» Яшка-Турок («Пёвцы»7,"бывшая горничная Лукерья («Живые мощи»),
мальчики из «Бёжина луга» - люди, отнюдь не идеализированные, не
отделимые от своего житейского уклада с его особыми заботами и нуждами I
4
I
Стр.3