Н. И. Пруцков
Г. И. УСПЕНСКИЙ
Источник: История русской литературы. В 4-х томах. Том 3. Л.: Наука, 1980.
Оригинал здесь: In Folio.
В Глебе Ивановиче Успенском (1843--1902) ярко и самобытно воплотились характерные черты
движения революционно-социалистического народничества. Подвижническое служение словом и делом
трудовому народу, "аскетизм" художественной формы, тяга к активному революционеру, поиски путей к
торжеству гармонии в человеческой личности и общественном устройстве, идея гражданского долга и
стремление поставить личное поведение под контроль убеждений -- все это талантливо и неповторимо
выразилось в Успенском, в его личности, в его писательской позиции.
В русскую литературу он пришел как художник нового типа. В своей творческой работе
Успенский опирался на богатейший опыт личного общения с трудовым народом. Писатель в
совершенстве знал тульский ремесленный люд н тульскую деревню. Хорошо ему были известны
самарские часто голодавшие крестьяне, земледельцы-новгородцы, беспомощные в то время перед суровой
природой. Успенский специально изучал и наблюдал переселенческое движение, побывал в Сибири,
познакомился с капитализирующимся Кавказом, обратил пристальное внимание на многомиллионных
батраков, интересовался массовыми "беспорядками" на юге России. Он тщательно и любовно собирал и
исследовал произведения устного народного творчества, вел обширную переписку с корреспондентами из
народа. Писатель ставил перед собой задачу активного воздействия на жизнь народа и деятельность
интеллигенции. Он считал, что необходимо не только писать и сочувствовать, но и практически
принимать участие "в живом деле". "Надобно действовать и действовать прямо!" -- рассуждает Успенский
в одном из своих писем. "Ты, писатель, сочувствуешь и тому-то и тому-то? -- Ну так докажи. Беда тебе
будет? Плохо? До этого нам нет дела <...> Если вы, писатели, пишете то-то и то-то, -- то и на деле
пожалуйте". [1]
По произведениям Успенского демократическая молодежь 70--80-х гг. училась жить и работать во
имя блага народа. "Великий писатель, друг народа", "незабвенный друг-учитель", "великий печальник
земли русской" -- такими словами характеризовали Успенского представители рабочих, разночинной
интеллигенции и крестьянства. Автор "Власти земли" пользовался исключительной популярностью среди
широких кругов читателей. Современники свидетельствуют, что произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина
и Гл. Успенского заставляли всю читающую Россию ждать с нетерпением выхода каждой книжки
"Отечественных записок".
Тонкий аналитический ум писателя, проникающий в сердцевину явлений, постигал то новое, что
складывалось в России, вступившей после 1861 г. в капиталистическую эпоху своего развития.
Нарождавшееся воспринималось и осознавалось Успенским в форме трагических раздумий, скорбных
недоумений, неотступных вопросов и сомнений, проницательных гипотез. Новое властно влекло его, он
был порой гениален в своем разгадывании, в своем понимании сущности того, что нес с собою
капитализм. Но многое в "купонном" строе жизни он и не понимал -- видел, знал, но не мог объяснить, а
потому оно, это новое, вызывало в Успенском страх, боль и отчаяние за судьбу простых людей, попавших
в лапы "господина Купона". Неотступным предметом его раздумий, источником его светлых надежд и его
страданий всегда был трудовой народ. Позиции Успенского был присущ боевой демократизм, писатель
возвышался до революционной постановки общественных вопросов, а в революционерах своего времени
видел совершенный тип личности и образец служения народу. Вместе с тем Успенскому были присущи и
некоторые патриархально-демократические иллюзии. До конца своих дней он так и не расстался с
любовью к тому мужичку, который жил в условиях натурального хозяйства, хотя писатель прекрасно
видел, что любимый им старый тип крестьянина под ударами жестоких и неумолимых "железных
законов" капитализма исчезает с лица русской земли. Художник в смятении и тревоге метался между
заветным, как ему казалось, желанным и подлинно человечным, но умирающим, с одной стороны, а с
другой -- сурово-беспощадным, кровожадным и бесчеловечным Ваалом...
Успенский находился в состоянии непрерывных напряженных исканий истины и справедливости,
вступая то и дело в споры с самим собой. И его мысль, и его художественно-публицистический стиль
отличаются почти лихорадочной страстностью. Писатель не знал реальных путей нового
жизнестроительства. Его искания вылились в глубочайшую духовную драму и кончились крахом,
Стр.1