А. В. Сухово-Кобылин
Глава из книги "История
русской
литературы". <...> Активизация всех сил общества, гласность
политических, идейных и литературных дискуссий этих лет привели к тому, что
сталкивались и перекрещивались не только основные, кардинальные для эпохи
идейные системы; непопулярные, а подчас и архаические взгляды и убеждения
также приходили в соприкосновение с новыми, только еще нарождавшимися
воззрениями. <...> Своеобразной,
противоречивой
и
во
многих
своих
проявлениях
парадоксальной
была
идейная
позиция
выдающегося драматурга XIX в. <...> Идеи особой политической роли аристократии как социального слоя в
50-60-х гг. переживали свой закат, но именно в эти годы наблюдалось
некоторое оживление интереса к проблеме исторических судеб высших слоев
дворянства. <...> Уже в 40-х гг. в кружках молодых теоретиков горячо обсуждалась
проблема аристократии в свете осмысления исторического пути, пройденного за
последнее столетие Англией и Францией. <...> Сухово-Кобылин, близко знавший Герцена и Огарева в пору становления их
взглядов и политических симпатий, серьезно изучавший философию, относился
все же к вопросу об "аристократическом принципе" не как философствующий
демократ, а как аристократ, исполненный сословных предрассудков. <...> С. Т. Аксаков, следивший за этим скандалом в доме
Сухово-Кобылиных, засвидетельствовал, что старший сын семейства Александр
"напитан лютейшей аристократиею" и "врет изо всех сил". <...> Логичность мышления, склонность к философскому обобщению приводили к
тому, что, столкнувшись с (несправедливостью и произволом в отношении к
себе, Сухово-Кобылин задумался об объективных особенностях современного
бюрократического
государства,
о влиянии чиновничьей круговой поруки,
ставшей принципом администрирования, на жизнь общества и о месте отдельных
граждан в этой системе. <...> Писатель ставил перед
собою цель придать гласности тайны канцелярий и присутствий, разоблачить
бюрократическую "механику". <...> Сухово-Кобылин <...>
А._В._Сухово-Кобылин.pdf
А. В. Сухово-Кобылин
Глава из книги "История русской литературы". В 4-х томах. Том 3.
---------------------------------------------------------------------------Источник:
История русской литературы. В 4-х томах. Том 3. Л.: Наука,
1980.
Оригинал находится здесь: In Folio
---------------------------------------------------------------------------Социальный
кризис второй половины 50-х годов до предела обострил
противоречия феодального строя. Активизация всех сил общества, гласность
политических, идейных и литературных дискуссий этих лет привели к тому, что
сталкивались и перекрещивались не только основные, кардинальные для эпохи
идейные системы; непопулярные, а подчас и архаические взгляды и убеждения
также приходили в соприкосновение с
новыми, только еще нарождавшимися
воззрениями. На этих пересечениях мнений нередко возникали парадоксальные,
но не лишенные глубины и своеобразия теоретические построения, которые
наряду с более характерными для времени идеями находили свое отражение в
литературе.
Своеобразной,
противоречивой и во многих своих проявлениях
парадоксальной была идейная позиция выдающегося драматурга XIX в.
Александра Васильевича Сухово-Кобылина (1817-1903).
В.
Сухово-Кобылин был воспитан в традициях аристократического
самосознания, и мысль об особом значении дворянской культуры была ему
присуща в значительной степени.
Идеи особой политической роли аристократии как социального слоя в
50-60-х гг. переживали свой закат, но именно в эти годы наблюдалось
некоторое оживление интереса к проблеме исторических судеб высших слоев
дворянства. Рисуя споры представителя уходящей дворянской культуры - Павла
Петровича Кирсанова и носителя новых идей материализма, социальной критики
и отрицания - демократа Базарова, Тургенев сделал одним из вопросов,
вызывающих "сшибку" их мнений, вопрос об аристократизме. Базаров бранит
пустого человека "аристократишкой", и возмущенный Кирсанов с гордостью
возражает ему, что аристократизм - политический принцип, что этот принцип
играл немалую роль в истории к может ее сыграть и впредь. Базаров дает
понять, что русское развитие пойдет путем последовательного отрицания всех
устаревших социальных форм и принципов. При этом он понимает, что его
оппонент - англоман, ориентирующийся на опыт политического развития Англии.
Уже в 40-х гг. в кружках молодых теоретиков горячо обсуждалась
проблема аристократии в свете осмысления исторического пути, пройденного за
последнее столетие Англией и Францией. Даже Белинский был готов признать
возможность того,
что аристократия в России явится силой
"контрабалансирующей", уравновешивающей буржуазное "среднее сословие" с
присущими ему социально опасными чертами, проявляющимися прежде всего "в
владычестве капитала, в его тирании над трудом". [1]
Сухово-Кобылин, близко знавший Герцена и Огарева в пору становления их
взглядов и политических симпатий, серьезно изучавший философию, относился
все же к вопросу об "аристократическом принципе" не как философствующий
демократ, а как аристократ, исполненный сословных предрассудков. Когда его
сестра Елизавета (ставшая впоследствии писательницей и печатавшая свои
произведения под псевдонимом "Евгения Тур") полюбила известною критика,
профессора Московского университета Н. И. Надеждина, Сухово-Кобылин яростно
противился этому браку и принял самое активное участие в том, чтобы
разлучить влюбленных. [2] С. Т. Аксаков, следивший за этим скандалом в доме
Сухово-Кобылиных, засвидетельствовал, что старший сын семейства Александр
"напитан лютейшей аристократиею" и "врет изо всех сил". [3] В обстановке
своего быта, в семейных отношениях, обращении с крепостными, в светских
удовольствиях Сухово-Кобылин проявлял
себя как европеизированный феодал.
Вместе с тем его привлекали новые формы ведения хозяйства, ему было не
чуждо предпринимательство, он организовывал в своих имениях заводы я много
ими занимался. Презирая русскую буржуазию, в особенности откупщиков,
аристократ Сухово-Кобылин был хозяином нового типа и верил в необходимость
прогресса в промышленности и сельском хозяйстве. Так аристократизм и
идеализация патриархальных отношений уживались в его сознании с буржуазным
подходом к собственности, к имениям, владельцем которых он был.
Противоречивым по своей природе был и его ум. Склонный к математике и
Стр.1