Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 684492)
Контекстум

Семантизация термина в учебном научно-техническом тексте (1500,00 руб.)

0   0
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц293
ID943769
АннотацияМонография посвящена крупной межнаучной проблеме: семантизация термина в учебном научно-техническом тексте (на материале 86 русских и французских вузовских учебников по радиотехнике), которая решается с позиции к о г н и т и в н о - ф у н к ц и о н а л ь н о - с т и л и с т и ч е с к о г о подхода в научноучебной коммуникации, с учетом формирующейся в наши дни системы методологии науки и полипарадигмальной лингвистики. Исследование проводится на широком фоне информационно-технологической цивилизации с учетом запросов к современному специалисту, в условиях реформирования системы образования, что позволяет раскрыть к о н ц е п т о л о г и ю определения (семантизации) термина.
Кому рекомендованоМонография адресована широкому кругу читателей: филологам, науковедам, терминологам, переводчикам, специалистам в области методологии языка науки, преподавателям вузов, в том числе – по частному научнотехническому знанию – радиотехнике.
ISBN978-5-9765-3868-9
УДК81
ББК81
Семантизация термина в учебном научно-техническом тексте : монография / Комарова З.И., Иванова С.А. — Москва : ФЛИНТА, 2018 .— 293 с. — ISBN 978-5-9765-3868-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/943769 (дата обращения: 22.11.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Семантизация_термина_в_учебном_научно-техническом_тексте.pdf
УДК 81 ББК 81 К63 Рецензенты: д-р филол. наук, проф. Челябинского государственного университета Голованова Елена Иосифовна; д-р филол. наук, проф. Тюменского государственного университета Лыкова Надежда Николаевна; д-р филол. наук, проф. Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН Шелов Сергей Дмитриевич Комарова З.И. К63 Семантизация термина в учебном научно-техническом тексте [Электронный ресурс] : монография / З.И. Комарова, С.А. Иванова. — М. : ФЛИНТА, 2018. — 293 с. ISBN 978-5-9765-3868-9 Монография посвящена крупной межнаучной проблеме: семантизация термина в учебном научно-техническом тексте (на материале 86 русских и французских вузовских учебников по радиотехнике), которая решается с позиции когнитивно - функционально - стилистического подхода в научноучебной коммуникации, с учетом формирующейся в наши дни системы методологии науки и полипарадигмальной лингвистики. Исследование проводится на широком фоне информационно-технологической цивилизации с учетом запросов к современному специалисту, в условиях реформирования системы образования, что позволяет раскрыть концептологию определения (семантизации) термина. Монография адресована широкому кругу читателей: филологам, науковедам, терминологам, переводчикам, специалистам в области методологии языка науки, преподавателям вузов, в том числе – по частному научнотехническому знанию – радиотехнике. УДК 81 ББК 81 ISBN 978-5-9765-3868-9 © Комарова З.И., Иванова С.А., 2018 © Издательство «ФЛИНТА», 2018
Стр.2
291 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ........................................................................................................................ 3 ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................................ 11 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ТЕРМИНОГРАФИЧЕСКОЙ СЕМАНТИЗАЦИИ В УЧЕБНОМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ ......................................................................... 18 1.1. Основные этапы и направления в отечественном и зарубежном языкознании и терминоведении ........................................................................... 18 1.1.1. Этапы развития терминоведения ........................................................... 18 1.1.2. Терминографическое и терминодидактическое направления в ......... терминоведении среди других ........................................................................ 21 1.2. Проблема терминографической семантизации в словаре и в тексте в языкознании и терминоведении ........................................................................ 28 1.2.1. Семантизация и близкие понятия .......................................................... 28 1.2.2. Терминодидактический аспект проблемы семантизации ................... 33 1.3 Теория и типология текстов с точки зрения функциональной стилистики и теории жанров ................................................................................ 35 1.3.1. Научный текст – как объект изучения и обучения .............................. 36 1.3.2. Внутристилевая дифференциация научного текста, научные подстили и жанры научной литературы ......................................................... 40 1.3.3. Научный текст – функциональное представление знаний .................. 44 1.4. Профессиональная языковая личность ........................................................ 46 1.4.1. Язык для специальных целей как средство общения в конкретном социальном и функциональном контексте ................................ 46 1.4.2. Языковая личность и профессиональная языковая личность в лингводидактике ................................................................................................ 54 1.4.3. Коммуникативно-прагматический аспект формирования профессиональной языковой личности ........................................................... 58 1.5. Выводы по первой главе ................................................................................ 63 ГЛАВА 2. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РУССКОЯЗЫЧНЫХ И ФРАНКОЯЗЫЧНЫХ УЧЕБНЫХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ ПО РАДИОТЕХНИКЕ С ПОЗИЦИИ НАУЧНО-УЧЕБНОЙ КОММУНИКАЦИИ ........... 67 2.1. Обоснование фреймовой методики при представлении научного знания67 2.1.1. Определение границ изучаемой предметной области ......................... 67 2.1.2. Фрейм как способ структурирования научного знания в сознании человека ............................................................................................. 72 2.1.3. Фреймовый характер терминируемого понятия р а д и о т е х н и к а ....... 78 2.2. Фреймовая структура концептосферы р а д и о т е х н и к а в научно-учебной коммуникации в русском и французском языках.................. 82 2.3. Фреймовая структура терминосистемы радиотехники в рамках научно-учебной коммуникации ........................................................................... 89
Стр.291
292 2.3.1. Формирование источниковедческой базы исследования .................. 90 2.3.2. Моделирование терминосистемы радиотехники в сопоставляемых языках ................................................................................. 101 2.3.3. Фреймовая схема оглавления учебника как детализированная концептуальная и номинативная расшифровка вышестоящего фрейма терминосистемы радиотехники ......................................................... 109 2.4. Выводы по второй главе ................................................................................ 112 ГЛАВА 3. СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТЕРМИНОГРАФИЧЕСКОЙ СЕМАНТИЗАЦИИ В УЧЕБНЫХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ В РУССКОМ И ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКАХ .............................................................. 115 3.1. Основы теории терминографической семантизации .................................. 115 3.2. Типология способов терминографической семантизации в русскоязычных и франкоязычных учебных научно-технических текстах по радиотехнике ....................................................................................... 122 3.2.1. Классификация средств и способов терминографической семантизации ..................................................................................................... 122 3.2.2. Выявленные типы терминографической семантизации в русскоязычных и франкоязычных источниках ........................................... 130 3.2.2.1. Дефиниция ...................................................................................... 131 3.2.2.2. Синтаксические определения ........................................................ 142 3.2.2.3. Контекстуальные определения ..................................................... 151 3.2.2.4. Вербально-наглядные определения, или экземплификация ...... 162 3.2.3. Возможности моделирования результатов терминографической семантизации в учебных научно-технических текстах по радиотехнике в сопоставляемых языках ...................................... 182 3.3. Выводы по третьей главе ............................................................................... 196 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................................ 199 БИБЛИОГРАФИЯ .................................................................................................... 203 I. Список научной литературы. ........................................................................ 203 II. Словарно-справочная литература ............................................................... 249 III. Источники материала.................................................................................. 260 ПРИЛОЖЕНИЯ .................................................................................................... 268 Приложение 1. ................................................................................................... 268 Приложение 2. ................................................................................................... 276 Приложение 3. ................................................................................................... 277 Приложение 4. ................................................................................................... 281 Приложение 5. ................................................................................................... 288 Приложение 6. ................................................................................................... 288 СПИСОК ПРИНЯТЫХ В РАБОТЕ СОКРАЩЕНИЙ. ................................................. 290
Стр.292

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически