Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 684567)
Контекстум

Русский язык в аспекте проблем лингвокультурологии (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторБогданович Галина Юрьевна
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц308
ID943486
АннотацияВ монографии современный русский язык является объектом лингвокультурологического осмысления. На основе функционально-коммуникативных свойств определяется языковая компетенция индивида, ее место в языковой картине мира. Ментальные и концептуальные свойства языка, проявленные в языковых знаках и формах речевой деятельности в условиях гендерной дихотомии полилингвокультурного общества, определяются жизнью социума, имеют когнитивную и культурно-национальную специфику, отраженную в образовательном процессе, в режимах работы языкового сознания, в современных речевых действиях.
Кому рекомендованоДля специалистов-филологов, а также всех, кто неравнодушен к судьбе родного языка.
ISBN978-5-9765-2979-3
УДК811.161.1
ББК81.411.2
Богданович, Г. Ю. Русский язык в аспекте проблем лингвокультурологии : монография / Г. Ю. Богданович .— 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018 .— 308 с. — ISBN 978-5-9765-2979-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/943486 (дата обращения: 24.11.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Русский_язык_в_аспекте_проблем_лингвокультурологии.pdf
КОЛОНТИТУЛ ББК 811.161.1 УДК 81.411.2 Б73 Рецензенты: Петренко А.Д., д-р филол. наук, проф. (ФГАУО ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»); Селиванова Е.А., д-р филол. наук, проф. (Черкасский национальный университет им. Б. Хмельницкого); Синельникова Л.Н., д-р филол. наук, проф. (Гуманитарнопедагогическая академия в г. Ялте) Б73 Богданович Г.Ю. Русский язык в аспекте проблем лингвокультурологии [Электронный ресурс]: монография / Г.Ю. Богданович. — 4-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2018. — 308 с. ISBN 978-5-9765-2979-3 В монографии современный русский язык является объектом лин гвокультурологического осмысления. На основе функциональноком муникативных свойств определяется языковая компетенция индивида, ее место в языковой картине мира. Ментальные и концептуальные свойства языка, проявленные в языковых знаках и формах речевой деятельности в условиях гендерной дихотомии полилингвокультурного общества, определяются жизнью социума, имеют когнитивную и культурно-национальную специфику, отраженную в образовательном процессе, в режимах работы языкового сознания, в современных речевых действиях. Для специалистов-филологов, а также всех, кто неравнодушен к судьбе родного языка. УДК 811.161.1 ББК 81.411.2 ISBN 978-5-9765-2979-3 2 © Богданович Г.Ю., 2017 © Издательство «ФЛИНТА», 2017
Стр.2
КОЛОНТИТУЛ СОДЕРЖАНИЕ К читателю .......................................................................................................5 Предисловие ....................................................................................................8 Раздел 1. О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «ПОЛИЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ» .......................... 17 1.1. Поликультурный Крым: этническая составляющая ...........................17 1.2. Культурология, лингвокультурология, этнопсихология vs полилингвокультурология .....................................................................28 1.3. Лингвокультурная ситуация в аспекте социолингвистических данных .....................................................................................................39 1.4. Русский язык в полилингвокультурной ситуации Крыма ..................52 1.5. Языковая картина мира как проявленное в языковых знаках и формах речевой деятельности языковое сознание ...........................56 1.6. Концептуальная картина мира в ее соотношении с языковой ...........60 Раздел 2. ВЗГЛЯД НА МЕНТАЛЬНОСТЬ ЧЕРЕЗ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА ................................ 75 2.1. Ментальность и ментализм как составляющая лингвокультурологических описаний ..................................................75 2.2. Языковая компетенция как предмет когнитивного и культурнонационального осмысления ..................................................................94 2.3. Языковая компетенция vs языковая личность. Режимы работы языкового сознания ..............................................................................105 2.4. Категории сознания языковой личности, проявленные в этических концептах .........................................................................109 2.5. Устойчивые выражения в языковой картине мира ............................123 2.6. Речевой этикет в лингвокультурологическом аспекте ......................132 2.7. Некоторые признаки современных речевых действий и языковое сознание личности (заимствования, жаргон) ....................................161 3
Стр.3
КОЛОНТИТУЛ Раздел 3. ГЕНДЕРНАЯ ДИХОТОМИЯ В ПОЛИЛИНГВОКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ ............ 216 3.1. Гендерные социальные роли, их отражение в системе языка и дискурсах ...........................................................................................217 3.2. Виды оценки и ее лингвистического выражения как основной гендерный показатель ..........................................................................242 3.3. Ассоциативный тезаурус мужчин и женщин .....................................255 3.4. Сценарии речевого поведения в гендерном аспекте .........................257 Выводы .........................................................................................................265 Библиография ..............................................................................................274 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически