ФИЛОСОФИЯ
И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
Учебно-методическое пособие
Улан-Удэ
2025
0
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА»
ФИЛОСОФИЯ
И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
Рекомендовано Экспертным советом университета
в качестве учебно-методического пособия для обучающихся
по направлению подготовки 47.04.01 Философия
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета имени Доржи Банзарова
2025
1
Стр.2
УДК 165 (075.8)
ББК 87.255.14я73
Ф 561
Утверждено Экспертным советом университета
Протокол № 9 от 10 июня 2025 г.
Рецензенты
Л. В. Мантатова
доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой
философии, истории и культурологии,
Восточно-Сибирский государственный университет
технологий и управления
К. А. Багаева
кандидат философских наук, доцент кафедры философии,
Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова
Ф 561 Философия и методология науки: учебно-методическое
пособие / составитель Д. Ш. Цырендоржиева. – Улан-Удэ:
Издательство Бурятского госуниверситета им. Д. Банзарова,
2025. – 178 с. ISBN 978-5-9793-1028-2
Учебно-методическое пособие содержит лекции, планы семинарских
занятий, вопросы для самопроверки, темы докладов, экзаменационные
вопросы, раскрываются цели и задачи дисциплины,
компетенции студента. Приведены методические рекомендации
по самостоятельной работе студентов, конспектированию литературы,
написанию докладов, подготовке к лекциям, семинарам,
презентации, дискуссии, беседе, игре «Знатоки философии»,
тестированию, экзамену.
Предназначено для студентов магистратуры, обучающихся по
направлению подготовки 47.04.01 Философия.
УДК 165 (075.8)
ББК 87.255.14я73
© Д. Ш. Цырендоржиева,
составление, 2025
ISBN 978-5-9793-1028-2
2
© Бурятский госуниверситет
им. Д. Банзарова, 2025
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов
магистратуры Восточного института по направлению подготовки
47.04.01 философия и подготовлено в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта
высшего образования. Курс «Философия и методология науки»
относится к обязательным дисциплинам части Блока 1, профессиональный
цикл, в структуре образовательной программы.
Цели освоения дисциплины. Целью данного курса является
формирование у студентов методологической и научной культуры,
системы знаний, умений и навыков в области организации и проведения
научных исследований.
Планируемые результаты обучения по дисциплине:
В результате освоения дисциплины студент должен
знать: понятие системы и ее структуру; методы решения проблемной
ситуации на основе доступных источников информации.
уметь: анализировать проблемную ситуацию как систему, выявляя
ее составляющие и связи между ними; осуществлять поиск
вариантов решения поставленной проблемной ситуации на основе
доступных источников информации.
владеть: навыками анализа проблемной ситуации и мыслительного
процесса для поиска вариантов решения поставленной
проблемной ситуации
Планируемые результаты освоения образовательной программы:
Изучение
дисциплины направлено на формирование универсальных
компетенций:
УК-1 - Способен осуществлять критический анализ проблемных
ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию
действий.
УК-1.1 - Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя
ее составляющие и связи между ними.
УК-1.3 - Критически оценивает надежность источников информации,
работает с противоречивой информацией из разных источников.
3
Стр.4
УК-1.2 - Определяет пробелы в информации, необходимой для
решения проблемной ситуации, и проектирует процессы по их
устранению.
УК-1.4 - Разрабатывает и содержательно аргументирует стратегию
решения проблемной ситуации на основе системного и междисциплинарного
подходов
УК-1.5 - Строит сценарии реализации стратегии, определяя
возможные риски и предлагая пути их устранения.
4
Стр.5
Оглавление
Введение …………………………………………………
Глава 1 Конспекты лекций………………………………
Лекция 1 Наука как система знаний……………………
Лекция 2 Наука как социальный институт……………
Лекция 3 Возникновение науки и основные стадии ее
исторической эволюции…………………………………...
Лекция 4 Особенности современного этапа развития
науки………………………………………………………..
Лекция 5 Структура научного знания………………..
Лекция 6 Методы эмпирического познания…………
Лекция 7 Методы теоретического исследования и универсальные
методы…………………………………….
Лекция 8 Методы философии…………………………
Глава 2 Методические рекомендации для студентов ….
Методические указания для обучающихся
по самостоятельной работе……………………………
Методические рекомендации по подготовке к лекциям
Методические рекомендации по подготовке
к семинарским занятиям………………………………
Планы семинарских занятий…………………………..
Вопросы для самопроверки……………………………
Методические материалы, определяющие процедуры
оценивания знаний, умений и навыков, характеризующих
этапы формирования компетенций………………………
Методические рекомендации по подготовке к экзамену
Экзаменационные вопросы……………………………
Методические указания по написанию докладов……
Методические советы по подготовке презентации……
Темы докладов…………………………………………
Методические советы студентам для подготовки
к игре «Знатоки философии»…………………………
Библиографический список ………………………….
3
5
5
17
31
66
86
101
114
137
148
148
150
151
153
157
160
160
161
166
167
168
170
173
176
Стр.177